Сущность, цели и задачи финансового планирования

19 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании финансовых ресурсов, источников их формирования и использования.

Планирование - это процесс разработки и принятия целевых ус­тановок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения. Анри Файоль (1841-1925) образно определил план как надлежаще оформ­ленное управленческое решение, обеспечивающее достижение по­ставленных целей.

Эти цели разрабатываются в виде «дерева целей» и отражают желаемое будущее, выраженное стоимостными или количественны­ми показателями, ключевыми для данного уровня управления. Цели финансового планирования тождественны целям финансового ме­неджмента.

Планирование финансов в организации осуществлялось и в прежние годы. В условиях административно-командной экономики пятилетний финансовый план государственной организации опре­делялся заданиями отраслевого министерства, а годовые - состав­лялись на основе контрольных цифр, которые доводились до орга­низаций вышестоящими организациями. Утверждаемые самой ор­ганизацией годовые финансовые планы тем не менее были регла­ментированы сверху по важнейшим показателям: объему реализуе­мой продукции, номенклатуре выпускаемых изделий, сумме прибы­ли, рентабельности, платежам в бюджет. В этих условиях организа­ции, ее финансовой службе отводилась роль простых исполнителей, а потребность в финансовом планировании на низовом уровне при директивном управлении утрачивалась.

В условиях рыночной экономики под финансовым планом пони­мается обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств организации на текущий и долго­срочный периоды.

Финансовое планирование - это сознательная организация фи­нансового развития на основе гармоничной и по возможности оп­тимальной структуры целей и соответствующих им средств дости­жения.

Финансовое планирование, построенное на научных принци­пах, представляет собой сложный аналитический процесс, состоя­щий из следующих элементов:

- анализа инвестиционных возможностей и возможностей те­кущего финансирования, которыми обладает организация;

- прогнозирования последствий текущих решений;

- обоснования выбранного варианта из ряда возможных реше­ний для включения его в окончательный план;

- оценки результатов, достигнутых организацией в соответст­вии с параметрами, установленными в финансовом плане.

Финансовое планирование в условиях рынка - сложная соци­ально-экономическая система, требующая качественно новых под­ходов и методик, так как ответственность за все негативные послед­ствия и просчеты планов несет сама организация.

Сложившаяся за последнее десятилетие система финансового планирования в организациях обрела черты рыночной экономики, но в то же время обнаружила ряд серьезных недостатков:

- процедура планирования по традиции начинается от произ­водства, а не от сбыта продукции;

- планирование сегодня - процесс очень трудоемкий. Сущест­вующие планово-экономические службы продолжают подго­тавливать огромное число документов, большинство из кото­рых не пригодны для использования финансовой службой в целях анализа и корректировки управленческих решений;

- процесс финансового планирования затянут во времени, что не позволяет использовать плановые показатели для приня­тия оперативных управленческих решений, так как они больше отражают уже историю;

- при планировании преобладает затратный механизм ценооб­разования, при котором оптовая цена организации формиру­ется без учета рыночной конъюнктуры;

- в организациях, как правило, отсутствует СКР-анализ, а сле­довательно, разделение затрат на переменные и постоянные, расчет маржинальной прибыли, редко проводится анализ без­убыточности продаж;

- в процессе финансового планирования не оценивается эф­фект операционного рычага, не рассчитывается запас финан­совой прочности;

- существующая система планирования не дает возможности проводить достоверный анализ финансовой устойчивости ор­ганизации в изменяющихся условиях рынка.

Финансовая наука рассматривает финансовое планирование не только как главную функцию финансового менеджмента, но и как индикатор эффективности деятельности организации. Большинство же российских организаций еще не приобщилось к управлению финансами через механизм финансового планирования, что вызва­но рядом причин:

- отсутствием ясных целей и понимания миссии организации у ее руководства;

- трудностями определения реальной потребности в текущих ресурсах;

- отсутствием навыков ориентации в рыночной ситуации;

- отсутствием отлаженной системы представления достоверной информации пользователям в нужное время.

Однако наряду с осознанной необходимостью широкого приме­нения современного финансового планирования в нынешних усло­виях действуют факторы, ограничивающие его использование в ор­ганизациях. Основные из них - это

- высокая степень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость за­трудняет планирование);

- незначительная доля организаций, располагающих финансо­выми возможностями для осуществления серьезных финансо­вых разработок;

- отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечест­венного бизнеса.

Большие возможности для осуществления эффективного фи­нансового планирования имеют крупные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высоко­квалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов. В не­больших организациях, как правило, для этого нет средств, хотя потребность в финансовом планировании больше, чем у крупных. Мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств, однако из-за сложности контроля за их деятельностью внешняя среда к ним более агрессивна, и, как следствие, будущее небольшой организации более неопределенно и непредсказуемо.

Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно

- воплощает выработанные стратегические цели в форму кон­кретных финансовых показателей;

- обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в произ­водственном плане экономические пропорции развития;

- представляет возможности определения жизнеспособности проекта организации в условиях конкуренции;

- служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой - с уменьше­нием числа неиспользованных возможностей.

Основными задачами финансового планирования в организации являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами произ­водственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибы­ли за счет экономного использования денежных средств;

- установление рациональных финансовых отношений с бюд­жетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью организации.

Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику организации. Это обусловлено це­лым рядом обстоятельств.

  1. В финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностя­ми и в результате корректировки достигается материально-финан­совая сбалансированность.
  2. Статьи финансового плана связаны со всеми экономически­ми показателями работы организации и увязаны с основными раз­делами предпринимательского плана:

- производством продукции и услуг;

- научно-техническим развитием;

- совершенствованием производства и управления;

- повышением эффективности производства;

- капитальным строительством;

- материально-техническим обеспечением;

- трудом и кадрами;

- прибылью и рентабельностью;

- экономическим стимулированием и т.п.

Таким образом, финансовое планирование оказывает воздейст­вие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посред­ством выбора объектов финансирования, направления финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Финансовое планирование тесно связано и опирается на марке­тинговые, производственные и другие планы хозяйствующего субъ­екта. Никакие финансовые прогнозы не обретут практическую цен­ность до тех пор, пока не проработаны производственные и марке­тинговые направления деятельности. Финансовые планы будут не­реальны, если маркетинговые цели не конкретны, а следовательно, труднодостижимы. Неприемлемость финансовых планов выявится при нарушении согласованности и направленности финансовых целей в краткосрочном и долгосрочном аспектах.

Финансовое планирование является производной от миссии ор­ганизации и общей его стратегии. Комплексный характер финансо­вого планирования представлен на рис. 5.1.

Объектом финансового планирования организации выступают все виды ее деятельности: текущая (операционная), инвестицион­ная и финансовая и их отдельные показатели:

- выручка от продажи продукции;

- прибыль и ее распределение;

- объем платежей в бюджетную систему в форме налогов и сборов;

- взносы в государственные внебюджетные фонды в форме единого социального налога;

- объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

- объем капитальных вложений и источники их финансирования;

- плановая потребность в оборотных средствах и финансирова­ние их прироста.

Процесс финансового планирования организации подразделяет­ся на шесть основных этапов:

1) расчет показателей и составление документов финансовой отчетности;

2) определение потребностей во внеоборотных и оборотных ак­тивах;

3) прогнозирование необходимого объема финансовых ресурсов, мобилизуемых из внутренних и внешних источников;

4) осуществление контроллинга за реализацией плана;

5) разработка процедур корректировки основного финансового плана;

6) создание системы мотивации менеджеров.

  1. Финансовое планирование и прогнозирование

На практике финансовые менеджеры считают процесс финан­сового планирования сложным и трудоемким. Также опытные фи­нансовые менеджеры уверены в том, что результаты финансового планирования не всегда достаточно надежны. Проведенный недав­но опрос финансовых менеджеров американских корпораций пока­зал, что только 45% из них удовлетворены результатом финансового планирования, однако 90% убеждены, что он излишне сложен и громоздок. Вместе с тем более 70% профессионалов считают, что финансовое планирование - это наиболее важное направление финансового менеджмента, способствующее достижению успехов в будущем.

Нередко организации тратят много времени и денежных ресур­сов на сбор и интерпретацию данных при формировании финансовых планов. Между тем практика показывает, что более 25% ин­формации, собранной и обрабатываемой менеджерами, не оказыва­ет влияния на эффективность деятельности компании. Для ускоре­ния процесса планирования и сокращения его трудоемкости разра­ботана «система сбалансированных показателей» («Balanced Score-card»). Это - одна из наиболее популярных в настоящее время сис­тем автоматической поддержки и оценки эффективности управлен­ческих решений и стимулирования менеджмента. Она была создана в 90-х годах прошлого столетия на Западе и изложена в трудах аме­риканских экономистов Нортона и Каплана. Система позволяет по­высить результативность управленческой деятельности и в целом эффективность организации.

Суть системы сбалансированных показателей состоит в опреде­лении нескольких жизненно важных показателей и на их основе сбалансированной системы, позволяющей эффективно измерять и оптимизировать деятельность организации. При оценке эффектив­ности учитываются прошлое, настоящее и будущее бизнеса, а также потребности покупателей, акционеров и работников компании. До­казано, что измерение всех подряд показателей способно нанести не меньший ущерб, чем полный отказ от их измерения. Отсюда ключом к успеху финансовых менеджеров является идентификация небольшого числа принципиально важных показателей.

Сбалансированная система показателей (ССП) сохраняет тради­ционные финансовые показатели, в которых отражены историче­ские аспекты деятельности организации в прошлом, и дополнена системой оценок перспектив организации. Разработка показателей, формирующих систему управления эффективностью организации на основе практики лучших западных компаний, отражает как ми­нимум следующие четыре блока:

- финансовые;

- взаимоотношения с покупателями;

- внутренние бизнес-процессы;

- обучение и развитие персонала.

Четыре названные группы показателей представляют собой минимальный набор, отражающий деятель­ность организации. Набор этих показателей зависит от вида бизнеса (строительство, торговля, производство), в котором выступает рас­сматриваемая организация, и выбранных ею ключевых факторов успеха. В некоторых случаях целесообразно расширить блоки пока­зателей, добавив оценку эффективности деятельности поставщиков, эффективность ценовой политики и т.п.

Таким образом, использование ССП расширяет горизонт целей каждой организации далеко за рамки финансовых показателей. Топ-менеджеры имеют возможность оценить, насколько успешно работает компания над удовлетворением потребностей сегодняшних и будущих покупателей, с одной стороны, а с другой - что следует предпринять для того, чтобы расширить внутренние возможности организации и увеличить инвестиции в персонал, производство, управление с целью улучшения конечных результатов в будущем. ССП сочетает в себе оценку текущей деятельности организации с краткосрочными и долгосрочными финансовыми перспективами в условиях жесточайшей конкуренции на рынке.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!