Сущность социальной адаптации в социальной работе

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Социальная работа как профессиональная деятельность способ­ствует социальной адаптации людей, оказавшихся в трудной жиз­ненной ситуации, и создает условия, обеспечивающие их интегра­цию в общество. Результатом процесса социальной адаптации яв­ляется развитие у человека способности к самоконтролю, уста­новление и расширение социальных связей.

Об общественно-государственном внимании к данному направ­лению социальной работы свидетельствует комплекс правовых документов. В частности, Федеральный закон «Об основных гаран­тиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998) трактует со­циальную адаптацию как процесс активного приспособления ре­бенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс пре­одоления последствий психологической и моральной травмы. Меро­приятия, способствующие социальной адаптации, направлены на решение проблем, связанных со сменой места жительства, с поте­рей работы или отсутствием семьи у недееспособных граждан.

На основании постановления Правительства Российской Фе­дерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (1996) специалисты по социальной работе оказывают содействие в осуществлении мероприятий по социальной адапта­ции лиц, утративших социально полезные связи (в первую оче­редь граждан, освобождаемых из мест лишения свободы), к усло­виям жизни в обществе.

В практике военно-социальной работы разрабатывается комп­лекс социальных технологий, способствующий интеграции военно­служащих в гражданское общество. Международный фонд соци­альной адаптации, основанный 13 декабря 1998 г., содействует формированию среднего класса населения как гарантии повыше­ния уровня благосостояния государства. Основными направления­ми содействия социальной адаптации военнослужащих являются: помощь в переобучении по специальностям, пользующимся спро­сом на рынке труда; помощь в трудоустройстве через центры со­циальной адаптации; помощь в социально-психологической и ме­дицинской реабилитации через соответствующие центры; под­держка инновационных и экспериментальных проектов и программ, таких как «Конверсия военных городков», «Неправительственные организации».

Для обеспечения поддержки военнослужащих разработана го­сударственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований и органов, и чле­нов их семей», утвержденная постановлением Правительства Рос­сийской Федерации в 2001 г.

Реализация программы предполагает подготовку военнослужа­щих к условиям гражданской жизни и включает следующие на­правления социальной адаптации: профессиональную ориентацию, переподготовку, трудоустройство и социально-психологическую поддержку военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и членов их семей. Военно-социальная работа предпола­гает консультирование и профессиональную ориентацию в спра-вочно-консультативных пунктах при воинских частях, военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В центрах социальной адаптации военнослужащих осуществля­ется научно-методическое руководство развитием направлений социальной адаптации, проведением комплекса мероприятий по профессиональной ориентации, переподготовке и трудоустройству прошедших обучение граждан. Обеспечение их занятости достига­ется через специализированные подразделения, создаваемые на биржах труда, и трудовые агентства, которые ориентированы на работу только с этой категорией населения и знают профессио­нальные возможности, запросы, трудовой опыт военнослужащих.

Возникновение трудной жизненной ситуации отдельных кате­горий клиентов опосредуется изменениями внешних условий со­циальной среды, в частности миграция беженцев и вынужденных переселенцев влечет за собой смену места жительства, места рабо­ты, иногда и сферы профессиональной деятельности. У безработ­ных граждан, например, при организации их занятости процесс социальной адаптации предполагает установление отношений в новом трудовом коллективе и включение в производственную дея­тельность.

Поэтому для социальной работы важно исследование благопри­ятных внешних и содействующих внутренних условий, с помощью которых клиент повышает свой социальный статус и достигает равновесия с социальной средой. В социально-психологических исследованиях социальной адаптацией принято считать, в о-п е р-вых, процесс активного включения в социальную среду и, во-вторых, состояние гармонии между человеком и социальной сре­дой. Это значит, что, реализуя свои потребности, человек не нару­шает требований социальной среды (социальных норм, нравствен­ных устоев, традиций и т.д.).

Совместная деятельность специалиста по социальной работе и клиента, создающая возможности для установления отношений с незнакомым человеком, моделирующая сложную ситуацию во вре­мя общения, из которой необходимо найти выход, предполагаю­щая подготовку к творческому делу и обсуждение результатов, содержит ряд проблемных ситуаций, разрешая которые человек приобретает опыт и развивает способности, обеспечивающие его социальную адаптацию.

Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать «процессом социально-психологической адаптации лич­ности, в ходе которого она использует приобретенные на преды­дущих этапах своего развития и социализации навыки и механиз­мы поведения или открывает новые способы поведения и реше­ния жизненных задач»1.

Социальная деятельность, организуемая специалистом по со­циальной работе и включающая специально разработанные прак­тические ситуации, позволяет клиенту проявить себя, свои навы­ки и развить новые способы поведения, способствующие социаль­ной адаптации.

При активном типе адаптационного процесса клиент пре­образует или устраняет проблемную ситуацию. Адаптивные ре­сурсы личности мобилизуются для осмысления вариантов реше­ния проблемы. В этом случае развиваются творческие способно­сти, приобретаются новые знания и навыки социальной компе­тентности.

Пассивный тип адаптационного процесса проявляется в сохране­нии проблемной ситуации в ее первоначальном виде и предпола­гает избегание и самоустранение клиента от решения проблемы, приспособление к действительности. А. А. Налчаджян отмечает, что для обозначения адаптации личности с сохранением проблем­ной ситуации правомерно использование термина «приспособ­ление»: личность меняется, а ситуация в основном остается без изменения. Механизмами и стратегиями приспособления в дан­ном случае являются все разновидности конформизма.

При пассивном типе адаптационного процесса клиент, как пра­вило, ориентируется на специалиста по социальной работе, у него формируется зависимость от других людей, исключающая жела­ние использовать собственные ресурсы, приобретать новые зна­ния, умения и навыки.

Во время посещения учреждения социального обслуживания населения (групп дневного пребывания, клуба, групп длительного пребывания) у клиента развивается социально-психологическая адап-тированность. Это состояние взаимоотношений личности и груп­пы, при котором «личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа».

Человек находится в поиске социальной среды, благоприятной для его самореализации, раскрытия творческих способностей и их свободного выражения. Благоприятную социальную среду создают внешние условия. Подготовка клиента к социальной адаптации до­стигается через обучение определенному поведению и освоение различных социальных ролей в деятельности, которая организу­ется специалистами учреждения социального обслуживания на­селения.

В социальной группе, по мнению американского психолога Э. Берна, «человек обнаруживает одно из состояний Я - Родите­ля, Взрослого или Ребенка. Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необ­ходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие»2. Если клиент, попавший в трудную жизнен­ную ситуацию, ведет себя в соответствии только с двумя соци­альными ролями - «ребенка» и «родителя», исключая позицию взрослого, это приводит к дезадаптации личности.

Поэтому важным внешним условием, характерным для учреж­дения социального обслуживания населения, является создание в процессе совместной деятельности практических ситуаций, позво­ляющих клиенту проявить себя в социальной роли взрослого. Дан­ное состояние предполагает умение контролировать ситуацию, способность в ней разобраться и дать оценку, компетентность, независимость и умение быть объективным. Идентифицируя себя с социальной ролью взрослого, клиент дополняет свои способно­сти, приобретает новый социальный опыт поведения, умения и навыки, которые развивают в нем социально-психологическую адаптированность.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!