Сущность права

7 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренние глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки. В связи с этим, сущность права – это главная, внутренняя, относительно  устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе.

Вопрос о том, что есть право, в чем его сущность, традиционно рассматривается в теоретической юриспруденции в качестве основного. Как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право – это политическая справедливость, для средневековых ученых – божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо – общая воля,        Р. Иеринга – защищенный интерес, Л. И. Петражицкого – императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т. д.

Сущность права объясняется по-разному представителями различных научных течений. На понимание права влияют мировоззрение, духовная культура, религиозные пристрастия, экономическое развитие общества, географические условия.

Сущность права, прежде всего, заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

Регулятивная природа права определяется тем, что оно отличается волевым характером. Так, уже Г. Гроций, голландский государственный деятель и философ эпохи Просвещения, отмечал, что «право имеет своим источником волю». Принципиально важным в связи с этим является уяснение того, чья воля находит выражение в праве, интересы каких социальных групп и слоев населения оно защищает, сущность права, таким образом, отражает основную, решающую его связь с социальной структурой и материальными производственными отношениями, социально-культурными условиями.

Уже в работах Ж.-Ж. Руссо было высказано суждение о том, что право заключает в себе общую волю. Категория «общая воля» может быть признана первоосновой права, его сущностью. Надо уточнить, что общая воля не есть механическое сложение индивидуальных воль. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Таким образом, ядро сущности права в целом характеризует воля в различных формах ее проявления – божественная воля, воля общества, воля класса, воля корпоративных групп и т. д. Кроме того, необходимо учитывать, что основное свойство права заключается в идеях свободы, справедливости, равенства.

Так, согласно теологической теории, сущность права определяется божественным началом, выражением воли Бога, которая составляет основу действующего права (Ф. Аквинский).

С позиции теории естественного права его сущность определяется общечеловеческими ценностями свободы, справедливости, равенства      (Г. Гроций, Т. Гоббс, И. Кант, Г. Гегель).

Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс) сущность права рассматривает с классовых позиций, видит в нем классовый регулятор общественных отношений.

В свою очередь, позитивистское правопонимание не воспринимает такое понятие, как «сущность права». Позитивизм отрицает абстрактные принципы добра и справедливости, и сводит понятие права к реально существующим актам, изданным органами государства, либо к каким-то иным эмпирическим фактам реальности (действиям судьи, психологическим переживаниям и т. п.).

Историческая школа (Ф. К. Савиньи, Г. Ф. Пухта) наиболее отчетливо выражала идеи позитивизма, поскольку рассматривала законодателя как главного «представителя» народного духа.

Социологическая теория качественные начала в праве исследует не с формально-юридической стороны, а с позиций реальной жизни. Право, по их мнению, это не только совокупность норм, а жизненные явления, обусловленные характером правовых отношений.

Психологическая школа понятие и сущность права определяет не через деятельность законодателя, а на основе императивно-атрибутивных эмоций, которые представляют собой переживания, чувства правомочия на что-то (атрибутивная норма) и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма).

Наиболее распространенным выражением буржуазного позитивизма является нормативистская теория Г. Кельзена. Сила права, по его мнению, базируется на «основной норме». С помощью основной нормы право образует ступенчатый порядок, в котором низшие нормы вытекают из высших норм.

В советское время господствовала марксистско-ленинская теория, согласно которой сущность права определялась как возведенная в закон воля политически господствующего класса, обусловленная материальными условиями его жизни. Эта мысль была сформулирована основателями марксизма в «Манифесте Коммунистической партии» применительно к буржуазному праву и стала определяющей для марксистского понимания права.

Классово-волевой характер права, по мнению марксистов, заключается в том, что он не только отражает данный экономический строй, но и активно воздействует на общественные отношения, содействуя их закреплению и развитию в интересах господствующего класса. При помощи права решаются основные политические, экономические, социальные задачи, угодные господствующему классу.

Однако марксизм не отрицал и общечеловеческие начала в праве: социальную свободу, гуманизм, справедливость, ответственность и т. д. Сама история свидетельствовала о том, что любая революция совершается под лозунгом ликвидации неравенства, сословных ограничений. И происходит это в борьбе классов и сословий за свои права, за расширение свободы.

Общечеловеческие начала в сущности права коренятся в идеях справедливости, равенства, социальной свободы, соединенной с социальной ответственностью. Они составляют основу становления и развития правового государства. Общечеловеческие свойства права характеризуют его  как средство социального регулирования, способствующего достижению социального согласия и компромисса.

Таким образом, в социальном плане право всегда выражало и закрепляло волю и интересы стоящих у власти классов либо корпоративных групп. Но оно содержало в себе и соответствующие правовой культуре общества идеи свободы, равенства и справедливости. И в современных условиях сосуществуют оба подхода к пониманию сущности права. Не случайно в юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности права. Поэтому только при учете классового и общечеловеческого подходов можно познать сущность права.

Итак, сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим масштабом, мерой и регулятором поведения и деятельности людей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!