Сущность, основные черты и принципы административной деятельности

15 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Административная деятельность органов внутренних дел является одной из самых обширных сфер их деятельности, в которой занята значительная часть личного состава. Она объединяет многочисленные конкретные виды деятельности органов внутренних дел и их сотрудников по осуществлению административного надзора, разрешительной системы, паспортной системы, охраны общественного порядка и другие. Являясь органами управления, органы внутренних дел выполняют исполнительные и распорядительные функции. Деятельность по осуществлению этих функций регулируется преимущественно  нормами  административного права.
Административная деятельность органов внутренних дел – это осуществляемая в административно-правовых формах, с использованием административно-правовых методов, подзаконная, государственно-властная, исполнительно-распорядительная деятельность, направленная на организацию слаженной работы служб и подразделений, их личного соста-ва и непосредственное практическое решение задач и выполнение функ-ций органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспе-чению общественной безопасности.
Административной деятельностью заняты многие аппараты и служ-бы полиции, обеспечивающие охрану общественного порядка, безопас-ность дорожного движения, осуществление разрешительной системы, ад-министративный надзор, деятельность участковых уполномоченных поли-ции, функционирование подразделений по предупреждению  правонару-шений  несовершеннолетних,  специальных учреждений полиции и др.
Свое широкое применение административно-правовые средства на-ходят в охране частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, обеспечении контроля за соблюдением правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Административная деятельность органов внутренних дел составляет одно из важнейших направлений обеспечения общественного порядка и безопасности, обстановки спокойствия в общественных местах, охраны личности, ее прав и свобод, защиты законных интересов граждан, пред-приятий, учреждений и организаций, предупреждения и пресечения проти-воправных действий, применения к нарушителям мер административно-процессуального  обеспечения  и  административных наказаний.
Анализ механизма становления и развития административно-правовых отношений, возникающих в сфере охраны общественного поряд-ка, показывает, что они определяют содержание административной дея-тельности органов внутренних дел. Данные отношения складываются и развиваются:
- во-первых, внутри органов в процессе организации практического решения задач и обеспечения общественного порядка и безопасности;
- во-вторых, в ходе повседневной охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности силами и средствами государст-венных органов и общественности.
В первом случае органами внутренних дел проводится следующая ра-бота: определение штатов, подбор, расстановка и обучение кадров, выра-ботка решений по охране общественного порядка и об организации прак-тического выполнения этих решений, осуществление функций контроля и т. п. Таким образом, осуществляется внутриорганизационная деятельность органов внутренних дел, т. е. возникают внутриорганизационные отноше-ния.
Во втором случае имеются в виду отношения, складывающиеся в
связи с охраной общественного порядка, например, отношения,
возникающие в связи с совершением гражданином административного
правонарушения, посягающего на общественный порядок; отношения,
возникающие  в  связи с  получением  гражданами  паспортов, удостоверений на право управления транспортными средствами, разреше-ний на приобретение и хранение охотничьего оружия и др. Субъектами возникающих при этом отношений с участием органов внутренних дел мо-гут быть граждане, органы, предприятия, учреждения, организации и их должностные лица, не подчиненные органам внутренних дел в служебном отношении. Рассматриваемые отношения присущи внешней администра-тивной деятельности органов внутренних дел, которая выражается в непо-средственном обеспечении соблюдения гражданами, должностными лица-ми требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение и привлечение к ответ-ственности правонарушителей. Внешняя сфера административной деятель-ности – главная, основная, призванная решать непосредственно те задачи, ради которых и созданы органы внутренних дел
Таким образом, административная деятельность органов внутренних дел имеет две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Рассматриваемые виды деятельности органов внутренних дел взаимосвязаны и имеют глав-ной задачей создание наиболее благоприятных условий для граждан и должностных лиц в сфере их труда, отдыха, реализации прав и законных интересов.
Среди характерных черт административной деятельности органов внутренних дел можно выделить следующие:
– государственно-властный характер;
– организационный характер;
– подчиненность и подконтрольность;
– сочетание  элементов  централизованного  руководства  с опе-ративным (непосредственным) управлением;
– подзаконность;
– профилактическая направленность.
Проанализируем в отдельности каждую основную черту административной деятельности органов внутренних дел.
Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел заключается в том, что на эти органы возложены от имени государства административно-правовые полномочия, и они дей-ствуют в рамках своей компетенции, которая строго определена законом. Сотрудники органов внутренних дел, выполняя административные функ-ции, выступают как субъекты управления (представители власти), наде-ленные правом давать обязательные для исполнения указания, применять в необходимых случаях меры принудительного воздействия. Таким образом, исполнительная деятельность органов внутренних дел является вместе с тем и распорядительной, в которой проявляется присущая административ-ной деятельности властность.
Организующая направленность административной деятельности органов внутренних дел заключается в том, что в процессе ее осуществле-ния организуется целенаправленная совместная деятельность людей по ре-шению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка. В этих целях решаются вопросы, связанные с функционированием системы управления внутренними делами, координируется деятельность участни-ков общественных отношений в сфере внутренних дел, организуется со-вместная работа, осуществляется контроль и надзор за ходом ее выполне-ния.
Подчиненность и подконтрольность административной деятельности органов внутренних дел соответствующим федеральным орга-нам государственной власти, органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления определяют роль указанных органов в организации борьбы с правонарушениями, повышают ответст-венность органов внутренних дел за выполнение возложенных на них за-дач, обеспечивают эффективность контроля за их работой, способствуют координации деятельности различных правоохранительных органов и об-щественных формирований. Государственные органы представительной и исполнительной власти, органы местного самоуправления несут ответст-венность за состояние правопорядка на своей территории. Они призваны самым активным образом влиять на деятельность подведомственных им органов внутренних дел, создавать условия для повышения эффективности административной деятельности.
Административная деятельность органов внутренних дел характери-зуется сочетанием централизованного руководства с оперативным (непо-средственным) управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении об-щих правил, нормативов и т. п. Для оперативного (непосредственного) управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объек-том управления.
Подзаконность административной деятельности органов внутренних дел означает, что закон определяет ее направление и главные средства дос-тижения целей. Рассматриваемая черта имеет очень большое значение в силу того, что в процессе административной деятельности, прежде всего, исполняются предписания закона, нормы которого применяются органами внутренних дел в связи с конкретными жизненными ситуациями и обстоя-тельствами. Здесь нужно отметить, что органы внутренних дел (их должно-стные лица) могут давать непосредственные предписания (например, издавать приказ о поощрении работника) либо совершать действия, содержание которых составляет исполнение прямых предписаний закона (например, пресечение правонарушения). В процессе осуществления административ-ной деятельности уполномоченные органы внутренних дел разрабатывают и издают ведомственные нормативные акты, нормы которых, правила по-ведения носят подзаконный характер, так как принимаются эти акты в це-лях исполнения требований закона, их детализации и конкретизации. Органы внутренних дел (должностные лица) в соответствии с законодатель-ством вправе самостоятельно осуществлять деятельность по привлечению к юридической ответственности правонарушителей, применять к ним меры административного и уголовно-процессуального воздействия в строгом соответствии с требованиями закона.
Профилактическая направленность административной деятельности органов внутренних дел обеспечивается, прежде всего, такой орга-низацией работы всех аппаратов, служб, сил, средств, которая создавала бы максимальные условия для развития цивилизованных отношений в сфере общественного порядка и сфере общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих и иных сферах внутренних дел законодательства, для предупреждения его нарушений. Высокая эффектив-ность в этом направлении административной деятельности органов внут-ренних дел будет достигнута только при глубоком, всестороннем изучении состояния общественного порядка, общественной безопасности, причин и условий, способствующих совершению правонарушений, действенной, обоснованной расстановке сил и средств, а также высокопрофессиональ-ной деятельностью каждого работника.  В  целях  более  полной  харак-теристики  административной деятельности отдельных аппаратов, служб органов внутренних дел следует иметь в виду, что каждая из них, наряду с общими имеет свои конкретные задачи, охватывающие определенную сто-рону охраны общественного порядка.
Таким образом, специфика общественных отношений, складывающихся в том или ином конкретном направлении административной дея-тельности, обусловливает, с одной стороны, наличие специальных право-вых актов, с другой – особые формы действий в ходе внедрения этих актов в жизнь.
Решение однородных задач административно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокуп-ность такого рода действий составляет вид административной деятельно-сти.
Административная деятельность полиции, как было отмечено, под-разделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.
Внутриорганизационная деятельность заключается в организации работы тех или иных служб и подразделений органов внутренних дел. Эта деятельность включает:
- подбор кадров;
- расстановку кадров;
- обучение кадров;
- воспитание кадров;
- планирование работы;
- выработку и принятие решений на расстановку сил и средств;
- оперативное руководство подразделениями полиции;
-осуществление внутриведомственного контроля и проверку
исполнения;
- обобщение и распространение положительного опыта и др.
Итак, как видно из вышесказанного эта деятельность направлена на решение вопросов организационного характера внутри самих аппаратов и подразделений полиции, призванных выполнять возложенные на полицию функции.
Внешняя административная деятельность характеризуется обязательностью указаний (распоряжений) органов внутренних дел для дру-гой стороны данного правоотношения. Она подразделяется на следующие основные виды:
– охрана общественного порядка;
-  контроль за соблюдением паспортно-регистрационных правил;
– контроль за правилами пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и транзитного проезда через территорию России;
– осуществление лицензионно-разрешительной деятельности;
– обеспечение безопасности дорожного движения;
– охрану собственности по договорам.
Исполнительная власть не реализуется сама по себе. Она должна действовать, проявлять себя в разнообразных общественных отношениях, т. е. быть динамичной. Соответственно, она всегда воплощается в конкрет-ных действиях разнообразного характера и назначения, способных выра-зить ее содержание и направленность. Совершают эти действия субъекты управления, т. е. исполнительные органы (должностные лица), причем по-вседневно.
Так появляется специфическая научно-практическая категория, а именно: форма государственно-управленческой деятельности (форма управления) или форма реализации исполнительной власти.
Под формой административной деятельности органов внутренних дел понимается организационно-правовое внешнее выражение конкретных однородных действий, совершаемых в целях практического осуществления стоящих перед ними задач. Из сказанного следует, что форма – объектив-ное выражение сущности деятельности органов внутренних дел и их должностных лиц, которые осуществляют административную деятель-ность. Раскрывая содержание деятельности, форма вместе с тем показы-вает конкретные пути ее осуществления.
Различают правовые и неправовые формы административной дея-тельности органов внутренних дел. Их содержание будет рассмотрено в последующих темах.
Принципы административной деятельности органов внутренних дел. Сущность административной деятельности органов внутренних дел во многом определяется ее принципами. Под принципами административной деятельности органов внутренних дел понимаются идеи, основные поло-жения, которыми они руководствуются в административной деятельности. Принципы отражают объективность закономерностей общественного раз-вития, характерные черты практики социального управления вообще и ад-министративной деятельности органов внутренних дел в частности. Буду-чи облеченными, в форму правовых норм, принципы представляют собой общие положения, на которых должна строиться и осуществляться адми-нистративная деятельность. В этом качестве принципы имеют значение правовых требований, обязательных к исполнению и соблюдению.
Некоторые идеи-принципы, оказывающие регулирующее воздейст-вие на административную деятельность, не находят своего закрепления в законодательстве в виде соответствующих формулировок, следовательно, не являются правовыми и специфическими для административной дея-тельности органов внутренних дел. К таким идеям-принципам относятся, скажем, гуманизм, социальная справедливость и др. Это социальные прин-ципы, носящие мировоззренческий характер.
Наряду с этим в принципах находят свое выражение основные тре-бования, предъявляемые к построению и организации служб и подразделе-ний и способам осуществления ими функций органов внутренних дел, от-носящихся к сфере административной деятельности, к стратегии, тактике и стилю работы, к характеру взаимоотношений субъектов и объектов адми-нистративной деятельности.
Из сказанного можно заключить, что принципы образуют основу ад-министративной деятельности. Из основы выделяются все остальные свой-ства и отношения. Какова принципиальная основа деятельности – такова и ее сущность.
Принципы административной деятельности органов внутренних дел образуют систему, в которой они так или иначе связаны и взаимообуслов-лены. Эффективность административной деятельности достигается после-довательным применением всей системы принципов и каждого из них в отдельности.
В системе принципов административной деятельности ОВД выделя-ют следующие группы принципов: а) социально-правовые; б) организаци-онные.
К социально-правовым принципам относятся те, которые имеют
общесоциальный характер и реализуются в административной
деятельности независимо от уровня и места того или иного органа, от
должности, занимаемой сотрудником, осуществляющим административ-ную деятельность.
Данные принципы являются основополагающими социальными (мо-ральными, юридическими) правилами административной деятельности ор-ганов внутренних дел, к ним относятся: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, опора на поддержку и доверие народа, законность, научность, сочетание гласности и профессиональной тайны.
К организационным относятся принципы, на основе которых строит-ся, организуется административная деятельность органов внутренних дел. Данный вид принципов лежит в основе создания аппаратов, служб, орга-нов, подразделений и других организационных структур, осуществляющих административную деятельность. Как показывает практика, руководство этими принципами позволяет избрать наиболее оптимальные варианты структуры и функционирования органов, рационально распределить компе-тенцию между субъектами деятельности, устранить параллелизм и дубли-рование в реализации функций административной деятельности. Так же, как и вышеназванный вид принципов, организационные имеют свою сис-тему, которая включает в себя две группы:
– принципы  построения  аппаратов  и  служб,  осуществляющих административную деятельность;
– принципы самой их деятельности.
К первой группе относятся следующие принципы:
– отраслевой;
– территориальный;
–  линейный;
– функциональный;
–  двойного подчинения.
Вторая группа принципов включает:
- рациональное распределение полномочий между субъектами адми-нистративной деятельности;
- ответственность субъектов этой деятельности за результаты их рабо-ты;
Отраслевой принцип выступает в качестве ведущего в организации аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность. В соответствии с ним для реализации того или иного вида административной деятельности (охраны общественного порядка, обеспечения безопасности дорожного движения и др.) образуются соответствующие аппараты, служ-бы и подразделения. Построение аппаратов и служб по отраслевому прин-ципу обеспечивает специализацию, позволяет учитывать в работе особен-ности различных видов административной деятельности, повышать про-фессионализм работников и эффективность деятельности.
Территориальный принцип. Территориальные начала означают, что соответствующие звенья органов внутренних дел (служба, подразделение) действуют на закрепленной за ними территорией (район, город и т. д.). Это позволяет осуществлять охрану общественного порядка с учетом местных особенностей. К особенностям административно-территориальных единиц, в частности, относятся: географическая среда, количество населения, демо-графическая среда, оперативная обстановка и др.
Линейный принцип. Его применение обеспечивает такой тип органи-зации аппаратов и служб, осуществляющих административную деятель-ность, при котором каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управле-ния. При таком построении каждый подчиненный имеет лишь одного непо-средственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного. В частности, линейный принцип положен в основу организации строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции.
Функциональный принцип. При сложных структурах аппаратов, служб и подразделений органов внутренних дел единоличный руководи-тель не в состоянии лично реализовать все полномочия. В связи с этим ли-нейная структура увязывается с функциональной. Сущность функциональ-ного принципа заключается в образовании и деятельности служб и подраз-делений, реализующих координационные и обеспечивающие функции – кадровую, финансовую, материально-техническую (хозяйственную), функцию планирования работы органа и др. Применение при создании структуры аппарата (службы) функционального принципа позволяет руко-водителю разрешать конкретные вопросы через функциональные подраз-деления.
Двойное подчинение. В соответствии с этим принципом орган внут-ренних дел подчиняется, с одной стороны, по вертикали, т. е. непосредст-венно, вышестоящему органу внутренних дел, и с другой – по горизонтали, т. е. органу исполнительной власти соответствующего субъекта Россий-ской Федерации (правительству республики, администрации края, области, города, округа).
Во вторую группу организационных принципов, как было отмечено, входят: рациональное распределение полномочий между субъектами ад-министративной деятельности, ответственность субъектов этой деятельно-сти за результаты работы, сочетание единоначалия и коллегиальности.
Рациональное распределение полномочий предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотно-шений в административной деятельности.
Ответственность за результаты работы. С принципом рационального распределения полномочий тесно связана ответственность аппа-ратов, служб, подразделений и работников, осуществляющих администра-тивную деятельность, за результаты их работы. Недостатки и упущения субъектов административной деятельности влекут дисциплинарную и иную ответственность. Установление ответственности способствует повы-шению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное от-ношение к служебным обязанностям, требовательность начальников к под-чиненным, чуткое и внимательное отношение к людям.
Сочетание единоначалия и коллегиальности. Деятельность органов внутренних дел строится на основе единоначалия. Оно обеспечивает необ-ходимую дисциплину, организованность, оперативность в работе, личную ответственность работника за порученное дело. Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных и  сложных  вопросов.  Распространенной  формой  коллегиального обсуждения во-просов является заседание коллегии МВД РФ, ГУВД МВД по федераль-ным округам, МВД, УВД, ГУВД по субъектам РФ, оперативное совеща-ние при начальнике органа внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образова-ния, а также отдельного аппарата, службы и подразделения органа внут-ренних дел.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!