Сущность межотраслевого управления

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Межотраслевое государственное управление есть особый вид управленческой деятельности, осуществляемой органами, наделенными полномочиями надведомственного характера по отношению к организационно неподчиненным объектам управления, содержанием которых является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Основу межотраслевого управления составляют:

- определение  основных направлений социальной политики государства, разработка целевых,  комплексных и иных федеральных и региональных программ развития отраслей управления;

- объединение и координация отраслевых систем управления  в реализации социальных  межотраслевых  программ и задач государственного управления;

- обеспечение  организационного  единства  функционирования отраслевых систем управления;

- реализация программ и задач, выходящих за пределы той или иной отрасли государственного управления, а также решение вопросов, имеющих смежное или общегосударственное,  межрегиональное и региональное значение.

Сущность межотраслевого управления заключается в координации отраслевых систем, его особенность состоит в том, что межотраслевое управление осуществляется в отношении к организационно неподчиненным объектам управления и не затрагивает их самостоятельности. Межотраслевое управление осуществляется органами, занимающими надведомственное положение, т.е. как бы стоящими над соответствующими отраслями управления и отраслевыми субъектами. Надведомственные полномочия различны по своему содержанию: издание правовых актов, обязательных к исполнению координируемыми отраслевыми системами, осуществление контрольно-надзорных функций. Следующая особенность данного управления заключается в том, что надведомственная координация, осуществляемая его субъектами имеет соответствующим образом выраженный функциональный характер. Это значит, что координация носит не общий характер, т.е. не распространяется на весь комплекс действий отраслевых органов управления, что свойственно органам общей компетенции, а ограничена теми функциями, которые отнесены к сфере деятельности федеральных служб и федеральных агентств.

Важнейшим элементом межотраслевого управления являются государственный контроль и надзор. В России имеются ведомства, осуществляющие многочисленные надзорные функции в отношении организационно не подчиненных им субъектов (например, надзор за безопасностью дорожного движения, за ядерной и радиационной безопасностью, за безопасным ведением высотных, горных и взрывных работ), а также множество специализированных органов государственного контроля. Определенные должностные лица этих органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать административные наказания на не подчиненные им органы, должностных лиц и граждан.

Контрольные органы (управления, департаменты) созданы также в рамках соответствующих министерств и ведомств. Однако их полномочия часто выходят за пределы данного министерства: они осуществляют функциональный контроль в отношении других, неподчиненных организаций по предмету деятельности своего министерства, ведомства (экологический контроль в отношении всех природопользователей, финансовый контроль в отношении всех получателей бюджетных средств, архитектурный контроль в отношении всех застройщиков и т.д.).

Таким образом, межотраслевое государственное управление может быть определено как разновидность государственного управления, осуществляемое государственными органами исполнительной власти, обладающими надведомственными полномочиями по отношению к самостоятельным, не подчиненным им системам управления и отраслям, путем издания правовых актов, обязательных для исполнения координируемыми отраслевыми системами, реализацией контрольно-надзорных полномочий и функциональной координации.

Наиболее важными сферами жизнедеятельности, нуждающимися в межотраслевом государственном управлении, являются:

- прогнозирование и планирование социального развития;

- занятость населения, регулирование труда и социальных вопросов;

- финансовая деятельность и кредитование;

- стандартизация и метрология;

- учет и статистика.

В соответствии с законодательством «Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации – система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования»[1].

В ходе процесса прогнозирования социально-экономического развития, уполномоченные государственные органы исполнительной власти вырабатывают специальные документы – прогнозы социально-экономического развития.

Результаты государственного прогнозирования социально - экономического развития используются при принятии органами законодательной и исполнительной государственные власти конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

[1] См., п. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!