Сущность кризисов и их виды

20 Мар 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В условиях рыночной экономики кризисы или угроза их насту­пления - частое явление в деятельности организации. Кризисы отражают острые противоречия на макроуровне или в экономиче­ском состоянии отдельной организации. Это кризисы производства и реализации товаров, неплатежей, взаимоотношений с контраген­тами, потери конкурентных преимуществ.

Кризис - крайнее обострение внутрипроизводственных и соци­ально-экономических отношений, а также отношений организаций с внешнеэкономической средой, в результате чего нарастает опас­ность банкротства и даже ее ликвидации.

На практике часто кризис воспринимают как чрезвычайную, экстраординарную ситуацию, для выхода из которой существует комплекс заранее разработанных мер. Между тем правильнее вос­принимать кризис как столкновение с ситуацией, выходящей за привычные рамки управления. В этом случае необходимо действо­вать быстро, точно, по заранее разработанному плану с учетом вы­сокой неопределенности воздействия внешней среды.

Кризис характеризуется двумя особенностями:

1) противоположными способами выхода из него: ликвидация организации либо успешное преодоление кризисных явлений;

2) разной продолжительностью.

Кризисы классифицируются по многим признакам, основными из которых являются:

- стратегии развития организации, стадии ее жизненного цикла;

- источники происхождения;

-- сила воздействия на экономику организации;

- продолжительность, возможность преодоления и регулярность возникновения.

Кризис, проявляющийся во внешнем и внутреннем аспектах, следует рассматривать как непосредственную угрозу выживанию организации:

- внешний - заключается в неспособности организации моби­лизовать необходимый объем оборотных средств для выпол­нения своих обязательств перед кредиторами;

- внутренний - в неспособности обеспечить достаточный объ­ем оборотных средств, необходимых для ведения текущей дея­тельности.

Таким образом, с точки зрения финансового менеджмента кри­зис предполагает дефицит денежных средств, необходимых для под­держания текущих хозяйственных и финансовых потребностей.

Развитие кризисного процесса проходит несколько стадий:

1-я стадия - потенциальный кризис, когда еще отсутствуют его реальные симптомы, а состояние характеризуется как квазинор­мальное (близкое к нормальному состоянию). Первую стадию мож­но отнести к кризису стратегии организации, на которой проявля­ется неэффективность выбранной менеджерами стратегии функ­ционирования. Источники кризиса на начальной стадии заключены в неверных управленческих решениях в сфере основной деятельно­сти организации, выборе контрагентов, определении ключевых факторов успеха.

На этой стадии единственный индикатор кризиса - анализ ди­намики свободного денежного потока организации. Посредством анализа свободных денежных потоков потенциальные проблемы организации можно увидеть еще до того, как они получат отраже­ние в финансовой отчетности.

2-я стадия - скрытый кризис.

Для этой стадии характерны скрытые, но уже имеющиеся при­знаки зарождающегося кризиса, проявляющиеся в снижении величины свободного денежного потока. Эта стадия содержит признаки структурного кризиса, вызванного факторами воздействия внешней среды, а также является следствием принятия неверной стратегии развития организации. Использование существующих методик про­гнозирования вероятности наступления банкротства позволяет на этой стадии диагностировать возможность наступления кризиса и принять превентивные меры к его дальнейшему развитию.

3-я стадия - острый преодолимый кризис, когда организация на­чинает ощущать его негативное влияние через деструктивное воз­действие внешней среды и острой нехватки времени для принятия срочных антикризисных мер. В результате неверных стратегических и тактических решений менеджмента возникает кризис рентабель­ности, приводящий к убыточности организации. Именно на этой стадии руководство организации обычно пытается реализовать про­грамму краткосрочных действий для решения или сокрытия воз­никших проблем. Признаки таких действий - изменения в учетной политике, переоценка основных фондов, реализация избыточных внеоборотных активов.

4-я стадия - острый непреодолимый кризис, заканчивающийся, как привило, банкротством и ликвидацией организации. На этой стадии финансовые обязательства значительно превышают его имущественный потенциал, начинается кризис ликвидности, вы­званный острой нехваткой денежных средств. В большинстве случа­ев необходимость принятия мер по финансовому оздоровлению организации проявляется именно на этой стадии. При этом время становится одним из решающих факторов, и чем раньше будут предприняты профессиональные действия по оздоровлению бизне­са, тем лучше будет результат. Если в ходе развития кризиса в орга­низации не принимаются антикризисные меры, то это приводит к ее банкротству.

Однако последствия кризиса можно сгладить, если в период ус­пешной деятельности часть прибыли направлять на финансирова­ние разработки антикризисной программы, маркетинговых иссле­дований, диверсификацию деятельности.

Каждый кризис индивидуален по своему характеру, но в то же время имеет и общие черты. Для всех кризисов характерны дефи­цит времени для принятия необходимых управленческих решений, недостаток ресурсов (финансовые, материально-технические, чело­веческие) для эффективного осуществления целевых функций орга­низации, а также слабая организация управления.

Исследования, проведенные зарубежными экономистами, по­зволили выявить определенную закономерность подъемов и спадов в деятельности организации, которая проявляется в:

- периодическом возникновении кризисов на любой стадии жизненного цикла организации;

- возможности точного расчета времени наступления и продол­жительности всех стадий цикла.

Исследования показали, что, как правило, подъем экономики в организациях в среднем продолжается 36 месяцев, а спад производ­ства - 30-34 месяца.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!