Сущность информации и виды информационных технологий в туризме

3 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Среди факторов (ресурсов) общественного производства можно вы­делить природные (материальные), трудовые, финансовые и информаци­онные.

Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях и которая копирует­ся, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Атрибутом, неотъемлемым свойством материи является движение, основными формами которого считаются механические, физические, хи­мические, биологические и социальные изменения.

Материя обладает свойством, по существу родственным ощущению,- свойством отражения. Отражение есть способность материальных объек­тов (систем) воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, струк­туры особенности воздействующих объектов, т.е. предполагает их взаи­модействие.

Необходимый атрибут всех форм движения - информация, кото­рую можно рассматривать как особую форму движения и измерять коли­чественно и качественно. Будучи особым свойством материи, тесно свя­занным с такой характеристикой материального мира, как отражение, информация наблюдается во всех материальных образованиях.

Процессы отражения и информационные процессы диалектически взаимосвязаны: отражение выступает как взаимодействие, отношение объектов (систем), информация - как сторона отражения, проявляющая­ся в форме конечного результата, итога, содержания этого процесса.

Информация, возникающая в процессе отражения, может храниться и накапливаться независимо от мыслящего существа, и в этом случае она носит не субъективный, а объективный характер.

В процессе длительного развития общества информация приобретает по сравнению со всеми другими формами материального мира качествен­но новый характер и следующие особенности.

1. Появление информации общения людей непосредственно связано с развитием сознания, которое формируется в результате трудовой дея­тельности, предопределяющей появление человеческой речи.

2. Информация общения возникает в результате творческого освое­ния окружающего мира и в ходе практической преобразующей его дея­тельности.

3. В процессе социального общения возникает и развивается особый вид информации - информация социальная, так как социум - это ассо­циация людей, объединенных необходимостью производства материаль­ных благ и воспроизводства жизни.

Длительный путь развития информации сначала на уровне неживой материи, а затем в условиях живой природы привел к качественно новому образованию - информации социальной, которая получила выражение в знаковой системе.

На социальном уровне развития материи отражательные процессы как результат сенсорной деятельности порождают информационные связи, благодаря которым человек воспроизводит окружающую действитель­ность. Тем самым образуется информационная сфера этой деятельности.

В информационной сфере субъект выступает во многих ролях: как потребитель, носитель, хранитель и распространитель информации, а так­же ее производитель (генератор). Поэтому информационная сфера, с од­ной стороны, формируется независимо от сознания индивида, с другой стороны, изменяется под его влиянием.

Вряд ли сегодня нужно доказывать, что овладение «информацион­ным взрывом» требует создания специальных программно-аппаратных комплексов, предназначенных для обработки все возрастающих потоков информации. Эти комплексы должны включать процедуры по сбору, хра­нению, переработке и выдаче больших массивов данных, автоматизиро­ванное формирование необходимых для управления справок и докумен­тов. Однако в разных областях социальной деятельности, в которые внедряются прикладные информационно-советующие системы, решают­ся разные задачи: одни в производстве, другие в медицине, третьи в соци­ально-культурном сервисе, туризме и т.д.

Предметом информатики как научной дисциплины и выступают по­добные системы и информационные процессы в их взаимодействии со средой. Эти системы воплощают в себе новые, неизвестные в прошлом информационные технологии. Информатика является наукой о наиболее общих закономерностях отражения действительности, определяющей роль человека и программно-технических средств в социально-экономических системах.

Центральный момент в понимании информации - сообщение, соот­ношение источника и потребителя сведений, связь в целенаправленной системе. Информация - данные, строго распределенные, очищенные от шума, доведенные до своих адресатов, которые могут анализировать и использовать эти данные в принятии решений в соответствии со своими целями.

Современный этап развития народного хозяйства и всех его элемен­тов характеризуется преобладанием принципов системного функциони­рования в условиях регулируемого рынка. Главные резервы дальнейшего роста эффективности общественного производства в настоящее время со­средоточены в сфере управления сложными динамическими система­ми (предприятиями, объединениями, отраслями), когда целенаправленное воздействие обязательно должно осуществляться с учетом обратных свя­зей. Продвижение в познании, формировании структуры и оптимизации сложных систем зависит от возможностей переработки лавинообразно растущих потоков информации, с которыми общество сталкивается в раз­ных областях деятельности.

Внешняя сторона информатики ее, так сказать, привлекательность, определяется фантастическими возможностями программно-технических комплексов. Но постепенно становится ясно, что использовать эти воз­можности непросто: новые информационные технологии - не панацея от всех бед. Они не отменяют, а усиливают необходимость совершенствова­ния методов управления, хозяйственного механизма, организации труда. Применение этих технологий должно начинаться не с монтажа и освоения оборудования, а с подготовки математического обеспечения, с формиро­вания рациональных потоков в системах, переводимых на новые техноло­гии обработки данных, с соответствующей подготовки кадров.

Это не просто очередные новые технологии. Они активно преобразуют другие технологии материального и нематериального производства и в ко­нечном счете формируют новый стиль работы, даже новый уклад жизни.

Конечно, аспекты управления, изучаемые информатикой, теснейшим образом связаны с проблемами кибернетики и теории информации и во многом совпадают. Однако важно отметить моменты, из-за которых инфор­матика не растворяется в них целиком. Ей подвластна своя «территория», она являет собой иную область знаний. Задача информатики - изучать конкретные условия функционирования той информационно-технологи­ческой системы, которая существует реально, а не в абстрактно-теорети­ческих построениях. Таким образом, достижения кибернетики и теории информации должны быть приложены к решению задач информатики, общие понятия этих дисциплин должны быть увязаны с определенной тех­нологической ситуацией.

Во-первых, кибернетика акцентирует внимание на общих законах движения информации в целенаправленных системах любой природы (био­логических, технических, социальных), на структурном подобии сложных систем. Информатика же, опираясь на этот теоретический фундамент, изу­чает технологию - конкретные способы и приемы переработки, переда­чи, использования информации. Кибернетические принципы не зависят от частных реальных систем, а принципы информатики всегда находятся в технологической связи именно с реальными системами.

Во-вторых, предметом информатики выступают информационные технологии не в любых кибернетических системах, а в социально-эконо­мических. Здесь прилагаются в допустимых границах понятия и приемы переработки информации, имеющие место в биологических и технических системах. Разумеется, о технологии переработки информации можно го­ворить применительно не только к социальным, но и к биологическим и техническим системам. Однако информатика там не выделяется в само­стоятельную научную дисциплину. Информационные технологии изуча­ются в данном случае непосредственно биологическими и техническими науками. Напрашивается аналогия с наукой управления, выделившейся в самостоятельную область знаний лишь применительно к самым слож­ным - социальным - системам, тогда как специфические стороны функ­ционирования биологических и технических систем остались в рамках предмета генетики и системотехники.

В-третьих, сердцевиной кибернетики и прикладной математики, мож­но сказать, являются принципы моделирования систем и процессов, в то время как информатика занимается технологией их разработки, машин­ной реализации, информационного обеспечения и использования в управ­лении.

И наконец, развитие кибернетики подчинено важнейшей цели - пе­редаче функций интеллекта техническим, искусственным устройствам, воспроизведению функций живых организмов неживыми объектами - автоматами. Развитие информатики подчинено технологическому исполь­зованию интеллектуализированных машин и устройств, превращению домашинной, «бумажной» информатики в человеко-машинную. Поэтому важнейшие задачи информатики - четко выявлять границы дополнения и замещения человека кибернетическими машинами, определять роль и ме­сто компьютерной техники, условия ее эффективного применения в соци­альной среде, устанавливать те стороны социально-коммуникативных про­цессов, которые можно формализовать, алгоритмизировать, чтобы переложить их на машинную основу.

Что касается теории информации, то она изучает законы передачи информации по каналам связи, но опять-таки в системах разной природы. В теории информации установлены способ и единица измерения инфор­мации, дана основа ее количественного анализа. В информатике все это используется для построения научно обоснованных технологических сис­тем познания и социального управления. Теория информации расчленяет информационные процессы на составляющие: прием, передачу, кодиро­вание, декодирование, запоминание, хранение, извлечение, доставку, отображение информации и т.д. Информатика утилизирует эти элементы в качестве технологических процедур управления. Например, один из прин­ципов кодирования - очистить информацию от шума и уменьшить избы­точность сведений. Применив этот принцип к управлению, можно выявить новые резервы его рационализации.

Шум - выдача системой документов и данных, не соответствующих содержанию запроса, попросту говоря, лишних. Менеджеры знают, сколько бумаг идет не по назначению, сколько в них содержится лишних сведе­ний. До 90% бумаг, циркулирующих в рамках некоторых ведомств, в сущ­ности, бесполезны, так как по ним никаких решений не принимают. Спе­циальные обследования свидетельствуют: на предприятиях зачастую готовится в два-три раза больше документов, чем нужно для управления. В отчетных формах иногда лишь чуть больше половины сведений - это новые данные о работе предприятия, остальное - повторение информа­ции, уже известной адресату или совершенно ненужной.

Зачем, например, у гостиничной стойки требуется писать какого чис­ла и в каком географическом пункте клиент осчастливил мир своим появ­лением на свет? Зачем наряду с фамилией, именем и отчеством следует указывать пол? Существуют тысячи подобных фактов, каждый из кото­рых в отдельности представляется вроде бы пустяком. Но здесь действует закон больших чисел. Одна, казалось бы, безобидная справка или даже лишняя графа в документе может отнять у общества огромное количество времени, породить задержки в цепи управления.

Теория информации-математическая дисциплина-раздел теории вероятностей. Информатику же нельзя целиком отнести к математическим наукам, хотя одна из ее важных задач - формализация процессов управ­ления в социально-экономических системах. Задачи информатики опре­деляются потребностями технологической перестройки управления на базе новейших методов и вычислительной техники, создания принципиально новых организационных систем, отвечающих требованиям научно-техни­ческого прогресса.

Кибернетика, теория информации, вычислительная техника вначале формировались независимо, причем в результате разных научных и тех­нических потребностей. Информатика могла появиться только позже них, на их основе, когда общество перешло от использования ЭВМ для реше­ния отдельных специальных задач к широкому (т.е. технологическому) их применению в интегрированных системах.

Информатика, отпочковавшись от кибернетики и теории информации, функционирует в неразрывной связи с ними, способствуя их развитию и обогащению. При сопоставлении информатики с наукой управления сле­дует подчеркнуть главное. Управление - система воздействий управляю­щего элемента на управляемый объект в соответствии с установленной це­лью и учетом имеющихся ограничений путем сбора, переработки и передачи информации о состоянии управляемого объекта и внешней среды. Киберне­тика и теория информации позволяют выявить закономерности, которым под­чиняется управление. В информатике же рассматриваются способы, т.е. тех­нология, подобных воздействий с учетом использования специальных информационно-советующих систем. Поскольку современное развитие про­исходит именно в технологии управления, постольку проблемы, рассмат­риваемые в информатике, приобретают исключительную важность.

Суть информационных технологий составляют методы и средства формирования и поддержания информационных потоков в системах уп­равления любыми объектами, в том числе предприятиями индустрии гос­теприимства.

Индустрия туризма за последние два-три десятилетия подверглась огромному влиянию научно-технического прогресса. Достаточно сказать, что сегодня даже «мельчайшие» турагенты или туроператоры в состоянии использовать вычислительную технику для автоматизации как основных, так и вспомогательных функций.

Туристская сфера идеально приспособлена для внедрения современ­ных информационных технологий. Для нее требуются системы, в крат­чайшие сроки предоставляющие сведения о доступности транспортных средств и возможностях номерного фонда, обеспечивающие быстрое резер­вирование, внесение корректив, высвобождение таких средств и автоматиза­цию решения вспомогательных задач при предоставлении туристских услуг: параллельное формирование таких документов, как билеты, счета и путе­водители, обеспечение расчетной и справочной информацией.

Все эти функции компьютерных систем в той или иной мере доступ­ны в настоящее время для турагентств, которые могут либо использовать изолированный режим работы, либо взаимодействовать с контрагентами с применением сетевых и телекоммуникационных средств обработки ин­формации.

Туроператорские системы предназначены для автоматизации деятель­ности турфирм по формированию и реализации турпродукта потребите­лю. В настоящее время известно несколько типов действующих программ­но-технических систем, которые по технолого-топологическому основанию можно с известной мерой условности разбить на три класса:

1) системы, созданные в среде локальных вычислительных сетей, ко­торые обеспечивают деятельность подразделений туристских фирм, рас­положенных в одном здании, без автоматизации их внешнего взаимодей­ствия с использованием информационных каналов. Сетевой вариант построения предполагает одновременное обращение к центральной базе (или базам, в том числе с описанием турпродукта) нескольких пользовате­лей, работающих с разных автоматизированных рабочих мест. Базы дан­ных располагаются на центральной достаточно мощной сетевой машине- сервере, доступ пользователей с их автоматизированных рабочих мест обеспечивается сетевым оборудованием и сетевой математикой, входящей в стандартный набор сетевого обеспечения. В качестве оболочки исполь­зуются универсальные СУБД;

2) системы, включающие возможности программных комплексов, описанных в п. 1, но в дополнение к ним реализуется модемная связь тур­оператора в пакетном режиме по коммутируемым или выделенным кана­лам с отделами по реализации турпродукта или турагентствами, а в от­дельных случаях - и с поставщиками услуг, расположенными в других районах (регионах);

3) туроператорские системы, базирующиеся на использовании дей­ствующих или вновь создаваемых глобальных телекоммуникационных сетей. В этом случае основные файлы (базы данных) о турпродукте той или иной фирмы размещаются в информационных центрах (узлах) глобальной сети, и для всех пользователей сети реализуется удаленный дос­туп к ним в режиме онлайн.

По функциональному признаку компьютерные системы'в турфирмах подразделяются на три класса:

1) основные технологические системы, реализующие выполнение за­казов клиентов. В этих системах оператор действует за счет доступа к глав­ным компьютерным системам резервирования;

2) вспомогательные системы, автоматизирующие служебные функ­ции турфирм по формированию документов - счетов, ваучеров, билетов и путеводителей, а также взаиморасчеты с главными компьютерными и транспортными системами;

3) системы управления (информационно-советующие системы), ак­туализирующие данные о деятельности фирм и предоставляющие руково­дителям информацию для принятия решений.

Новые компьютерные системы должны интегрировать все эти функ­циональные возможности на базе глобальных телекоммуникационных се­тей общего пользования или специализированных компьютерных систем бронирования туристских услуг.

Интернет оказал более сильное воздействие на маркетинг туризма, чем какие-либо другие технологии со времени изобретения телевидения. Он уже утвердился как основной канал распределения и продвижения тур­фирмами продукта на рынке туристских услуг, однако только начинает раскрывать свои огромные возможности.

Значение Интернета и других новых интерактивных мультимедийных платформ в продвижении туризма трудно переоценить. Организации, за­нимающиеся маркетингом, крупные поставщики туристских услуг долж­ны осознать необходимость применения этих средств ввиду все возраста­ющей привлекательности для туристов и научиться извлекать прибыль из применения этих новых каналов, преимущества которых заключаются в эф­фективном глобальном взаимодействии, а также в возможности сближе­ния общественного и частного секторов туристского рынка и их взаимо­выгодного партнерства.

По мере вступления в новую информационную эру запросы потреби­теля радикально меняются. Интернет, более чем любые другие техноло­гии, приучает людей к тому, что они могут действовать в режиме онлайн и быстро получать любую интересующую их информацию. В век инфор­мации потребители уже не хотят удовлетворяться системой, при которой, запросив информацию, нужно ждать ее получения. Они рассчитывают на немедленный ответ и быстро привыкают к тому, что Интернет дает им эту возможность.

Почему это так важно для индустрии путешествий и туризма? Пото­му что в этой индустрии в момент покупки туристского продукта еще не существует. Когда туристская поездка покупается, она, как правило, пред-

ставляет собой не более чем информацию на листе бронирования в компью­тере. Турист в данный момент покупает только право на продукт, авиабилет или номер в гостинице в будущем. Туристская поездка в момент продажи - это всего лишь информация. В отличие от большинства товаров и продуктов ее нельзя попробовать, прежде чем принять решение о покупке.

Как мы уже говорили в других разделах, решение купить туристский продукт основано только на информации, предложенной потребителю. Это могут быть рекомендации друзей или брошюры, предоставленные нацио­нальными туристскими агентствами, а также туристская реклама. Однако все чаще используется информация, предоставленная в Интернете, в осо­бенности во Всемирной паутине (WorldWideWeb). Туристы получают доступ к огромному объему сведений по принимающим центрам, зало­женному в сети, и используют эти сведения как основной источник ин­формации при выборе направлений путешествия. Новая заповедь для фирм, занимающихся реализацией туристских услуг, такова: если они не работа­ют в режиме онлайн, то не смогут эффективно продавать свой продукт на основном рынке.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!