Сущность и задачи транспортной логистики

9 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность транспортной логистики
2. Функции и задачи транспортной логистики
3. Тенденции развития рынка транспортной логистики
4. Опыт повышения эффективности транспортной логистики в компании «Регард-Софт»
Заключение
Список литературы

Введение

В марте 1974 года Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине, было сформулировано и принято определение: ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Реализация каналов снабжения сырья, полуфабрикатов и распределения готовой продукции в рамках логистических систем требует решения комплекса транспортных проблем. Решение о выборе каналов товародвижения - один из наиболее сложных ответственных вопросов, с которыми приходится иметь дело при доставке товаров на рынок. Актуальность транспортных проблем подтверждается тем, что до 50 % всех затрат на логистику связано с транспортными издержками.
Логистика активно пересекает национальные границы, и в Европе в рамках ЕЭС создаются трансконтинентальные логистические системы. Создание объединенного европейского рынка предопределяет пост-роение межнациональных логических систем.
Транспортной составляющей в условиях формирования логистической схемы в рамках объединенного рынка придают первостепенное значение. Важно, что в условиях интеграционных процессов в экономике развитых стран пересматривается место и роль транспорта. В рамках транспортной политики стран ЕЭС этот вид ком-муникаций считают как структурно-технологическую часть эконо-мики государств и сообщества в целом, а высококачественное и эффективное удовлетворение потребностей в перевозках, в частности доставка „точно в срок", выступает на первый план.

1. Понятие и сущность транспортной логистики

Транспортировка – одна из ключевых логистических функций, связанная с перемещением продукции транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав и собственности на груз, страхование рисков,  таможенные процедуры и т.п. (5)
Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предприятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацелены на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить следующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, усиление конкуренции между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.
Таким образом, благодаря транс¬порту, логистический процесс товародвижения (начиная от постав¬щиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников и заканчивая потребителями готовой продукции) трансформирует¬ся в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи основные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хранении.
Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюдении прин¬ципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость фактора времени возрастает в связи с появлени¬ем логистических концепций, требующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), которые существенно огра¬ничивают использование материальных и товарных ресурсов, т. е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ресурсов – в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным подвижным составом и внешних расходов для использования с этой целью коммерческого или общественного транспорта (5, с. 92).
Таким образом, данная функция транспортировки определяет ее  главную цель – доставка товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к минимуму потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению информации о грузах в пути.
Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях целесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвижного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изменения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахождения грузов в пути.
В общем использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но оно вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза еще более накладна, если нет иных возможностей для хранения либо если допустимо удлинение сроков доставки.
Выделению транспорта в самостоятельную область применения логистики способствуют следующие основные факторы:
1) способность транспорта реализовать основную идею логистики, т. е. создать надежно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение – производство - распределение - потребление»;
2) неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
3) высокая доля транс¬портных издержек, максимальная величина которых достигает 50% в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
4) высокая доля транспортной составляющей во внешнеторговой цене товаров (особенно для стран с большими расстояниями пере¬возок);
5) наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров, как во внутренних перевозках, так и в международ¬ных сообщениях.
Главным принципом транспортной логистики, так же, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении следующих требований (1, с. 12):
1) экономии за счет масштабов грузоперевозки;
2) экономии за счет дальности маршрутов.
Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно так же более мощные виды транспорта – железнодорожный и водный – обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса. В состав постоянных издержек входят административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой-разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы. Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.
Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется дешевле, чем перевозка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути (4).
Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.
Оптимум транспортных издержек должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Это достигается путем установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность ха¬рактеризуется постоянной частотой и постоянной продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

2. Функции и задачи транспортной логистики

Значительная часть логистических операций на пути движе¬ния материального потока от первичного источника сырья до ко¬нечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику (1, с. 19).
По назначению выделяют  две    основные   группы транс¬порта:
1. Транспорт общего пользования - отрасль народного хо¬зяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажи¬ров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обра¬щения и население. Его часто называют магистральным (ма¬гистраль - основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт,  водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воз¬душный транспорт и транспорт трубопроводный.
2. Транспорт необщего пользования  -   впутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем и должен быть органично в них вписан. Соответственно, организация его работы является одной из задач организации логистики на предприятии в целом и осуществляется совместно с решением задач производства, закупок и распределения.
Выделяют следующие основные задачи транспортной логистики:
• Выбор вида транспортных средств;
• Совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
• Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
• Обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• Определение рациональных маршрутов доставки.
В том случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта необщего пользования),   возникает ряд специфических задач, которые также относят к задачам транспортной логистики. Например:
• создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
• совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок);
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
• выбор вида транспортного средства;
• выбор типа транспортного средства;
• определение рациональных маршрутов доставки.

3. Тенденции развития рынка транспортной логистики

Без преувеличения можно сказать, что ключом к росту мировых экономик служит развитие транспортных и связанных с ними логистических инфраструктур. В США и в Европе логистические затраты составляют 8,6% и 7,8% ВВП соответственно (1, с. 37).
Все большее распространение в мировой практике приобретает логистический аутсорсинг – передача логистических функций сторонним организациям – провайдерам логистических услуг (3Plпровайдерам).
Западный рынок 3PL услуг сформировался в 90-е годы и ежегодно растет на 16-22%. Наиболее емкий, развитый и консолидированный логистический рынок – североамериканский. Емкость рынка логистики США в 2004 году достигла $ 1015 млрд., из них доля рынка 3PL услуг составила $ 89,4 млрд. Лидируют на рынке экспедиторы – организаторы международных грузоперевозок, доходы этих компаний за прошедший год выросли на 17,2%.

Структура рынка грузоперевозок США в 2005 г.

По оценкам экспертов, объем европейского рынка логистических услуг примерно вдвое меньше, чем в Северной Америке (1).
Основные тенденции развития мирового рынка логистики – формирование стратегических альянсов с целью более эффективного решения логистических задач и снижения издержек, внедрение систем управления интегрированными цепочками поставок, развитие мультимодальных перевозок, увеличение доли 3PL логистики. По данным Armstrong & Associates более 80% компаний Fortune Top 100 пользуются услугами 3PL провайдеров. Самыми активными пользователями услуг логистических компаний в США являются розничная торговля, отрасль высоких технологий и автомобильная промышленность; в Европе к этому списку добавляются фармацевтическая и текстильная отрасли.
Россия - транзитная страна, через которую проходят самые короткие транспортные маршруты между Европой и Азией. Если по морю грузы из Азии в Европу доставляются за 30 и более дней, то по Транссибирской железной дороге за 10 - 12 суток. Совокупный объем торгового оборота между Европой и Азией составляет сегодня около $600 млрд, в год. СССР зарабатывал на транзите до $6 млрд, в год. Теперь Россия ставит цель довести объем транзита хотя бы до 10% от всего грузопотока, но пока реальные объемы в несколько раз меньше (1, с. 39).
В России объем рынка логистических услуг в целом уже сегодня превышает $ 30 млрд., а потенциал российского логистического рынка оценивается в $ 120 млрд. (1)
Ключевыми факторами развития рынка грузоперевозок и логистических услуг будут оставаться высокие ежегодные темпы роста промышленного производства (7,4% - по прогнозу Минэкономразвития и оценкам РБК), оборота розничной торговли (9,6% - согласно оценкам Госкомстата РФ), а также внешнеторговых операций (главным образом импорта -7,1%).
Еще один потенциальный фактор развития российского логистического рынка – это судьба нескольких десятков тысяч дистрибьюторских компаний. Начиная с 1998 года, в России просматривается тенденция к неуклонному снижению жизнеспособности дистрибьюторских компаний. Эта тенденция исторически закономерна, поскольку американский рынок прошел эту стадию в 1960-70 гг., европейский рынок – в 1970-80 гг. Многие компании разорились, а те, что пережили кризис, стали профессионально заниматься логистикой, либо ушли в узкоспециализированный бизнес (продвижение брэндов, консалтинг и пр.)
Реализация перспектив российского рынка логистики возможна, однако, лишь при условии ее достаточной конкурентоспособности. Сегодня эксперты единодушны в том, что российский логистический рынок проигрывает своим зарубежным конкурентам. Разница только в оценках: одни считают, что отставание не превышает 2-3 лет, другие – что это отставание катастрофично.
Привычной особенностью России является высокая степень коррумпированности и криминализации транспортно-логистического рынка. Везти груз, как правило, выгоднее не по логистически эффективной схеме, а исходя из задач реализации таможенных схем, преодоления хаоса портовых процедур, получения подвижного состава МПС вне квот и очередей и т.п. В результате, как отмечалось на заседании коллегии Минтранса РФ, доля транспортных затрат на единицу ВВП в США оказывается ниже в 3,6 раза, а в Германии - в 10 раз.
Министерством транспорта РФ сегодня разработана  Транспортная стратегия развития, реализация которой предполагает инвестиции до $ 20 млрд. ежегодно. В соответствии с одним из разделов этой стратегии, «Развитие экспорта транспортных услуг», до 2010 года доходы от транзитных перевозок в России должны возрасти в 8-10 раз, число трансфертных авиапассажиров - в 5-7 раз. Вдвое увеличится объем экспедиторских услуг, предоставляемых российским компаниям. Доля нашей страны на мировом рынке морских перевозок должна достичь 50 процентов.

4. Опыт повышения эффективности транспортной логистики в компании «Регард-Софт»

Одним из ключевых факторов успеха современного бизнеса в транспортно - экспедиционной отрасли является оперативное принятие управленческих решений на основе своевременной, полной и достоверной информации, получение которой без использования современных достижений в области информационных технологий весьма затруднительно. Эффективным инструментом повышения конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной экономики являются информационные системы управления, к которым относится система управления перевозками "Логитэкс".
На основе технологической платформы программного комплекса "Логитэкс" и с учетом особенностей отечественного бизнеса компания "Регард софт" разработала следующие программные продукты транспортно-логистической направленности: Лгитекс-Курьер и Логитекс-Перевозки.
Система "Логитэкс-перевозки" предназначена для автоматизации транспортно-экспедиционных компаний, а также логистических отделов предприятий, чья деятельность так или иначе связана с транспортировкой и экспедированием грузов.
Модульная структура программного комплекса "Логитэкс-перевозки" и возможность адаптации функциональности под требования конкретного заказчика позволяет эффективно автоматизировать:  как крупные, так и небольшие предприятия; специализирующиеся на доставке как внутри РФ, так и в международном сообщении; использующие как один вид транспорта, так и различные его виды; использующие собственный и (или) арендованный транспорт.
Работа в системе "ЛОГИТЭКС - перевозки" осуществляется пользователями в главной экранной форме программы, которая представляет собой формы "Оперативного диалога пользователей". Форма имеет гибкую настройку отображения информации на экране и регулируется в зависимости от индивидуальных потребностей каждого пользователя.

Формы оперативного диалога предназначены для оперативного поиска, добавления/редактирования информации по различным параметрам:
• По событиям, которые происходили с выбранной заявкой
• По финансовым составляющим - промотр всех сумм (оплат/выплат), произведенных по заявке
• По грузам - получение подробной информации о характеристиках перевозимых грузов и другое

Сортировка данных по выбранным характеристикам. Для сортировки необходимо "перетащить" заголовок в поле "желтого" цвета - информация отображается по выбранному параметру. Например, по "Статусу заявки" - "Создана", "В пути", "Завершена" и т.д.

При наличии системы автоматизации у Заказчика существует возможность расширения ее функциональности и повышения эффективности за счет тех или иных модулей системы "Логитэкс-перевозки".
"Логитэкс-курьер" предназначена для автоматизации основной производственной деятельности служб курьерской доставки.
Возможность адаптации функциональности системы "Логитэкс - курьер" под требования конкретного заказчика позволяет успешно автоматизировать различные курьерские компании, независимо от их размеров, регионов доставки и специфики бизнес-процессов.
Система построена на основе технологической платформы программного комплекса «Логитэкс», разработанной компанией «Регард софт» с использованием современных технологий и многолетнего опыта сотрудников компании в области создания и внедрения программных приложений логистической направленности. Технологическая платформа «Логитэкс» позволяет в сжатые сроки расширять, изменять функциональные возможности системы как на этапе внедрения, так и в процессе ее дальнейшей эксплуатации.
Применение «клиент-серверной» архитектуры и программного продукта Microsoft SQL Server 2000 обеспечивает высокую производительность системы «Логитэкс» и ее повышенную надежность.
Принципами построения системы «Логитэкс» является описание пространственно-временных событий по перемещению грузов и транспортных средств. Количество и порядок событий зависит от последовательности бизнес-процессов конкретной компании, под которые адаптируется система, и может меняться в дальнейшем в зависимости от меняющихся приоритетов в ходе ведения бизнеса.

Заключение

Транспортная логистика - это область интеллектуального труда специалистов по расчету оптимального пути следования грузов. Грамотная транспортная логистика учитывает множество факторов для выбора наиболее выгодного маршрута. Прежде всего, она рассматривает продолжительность пути. Полагаясь на расчеты, которые транспортная логистика и специалисты, ей занимающиеся, предоставляют, можно выбрать оптимальный путь, по которому быстрее всего будет доставлен Ваш груз в точку назначения. Также учитывается такой параметр, как экономичность выбираемого маршрута. Для этого специалисты, которые занимаются транспортной логистикой, постоянно обновляют в своих базах данных информацию о состоянии ведущих дорог и трасс. Эффективно работает только в том случае, если профессионалы, проводящие этот комплексный процесс в соответствии со всеми правилами, постоянно следят за состояние дорог в основных направлениях следования транспорта.
Также транспортная логистика рассчитывает путь, в зависимости от предполагаемого транспортного средства, его габаритов, скорости и маневренности.
Выделяют следующие основные задачи транспортной логистики: выбор вида транспортных средств; совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным; совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок); обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; определение рациональных маршрутов доставки.

Список литературы

1. Белоусов А.Г. Транспортная логистика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
2. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
3. Голиков Е.А. Логистика: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2002.
4. Канке А.А. Логистика. – М.: ФиС, 2003.
5. Логистика / Под ред. Б.А. Аникина. 2-изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.
6. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. – 2-е изд. – СПб.: «Изд. дом «Бизнес-пресса». 2000.
7. Основы логистики. Учебное пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.
8. Родников А.Н. Логистика. - М.: Норма, 2005.

(126.7 KiB, 91 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!