Сущность и типология молодежной субкультуры

23 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Молодежь во все времена была наиболее активной и созидающей, и низвергающей частью общества. Современное общество предоставляет практически неограниченные возможности для социально-культурной самореализации молодежи, ее участия в общественной, политической, экономической, производственной, культурной жизни, в учебе, повышении квалификации, спорте. Каждое общество связывает свое будущее с новыми, подрастающими поколениями, молодежью. И от того, насколько эти поколения усвоят духовные, нравственные, культурные традиции своего государства, народа и общества, таково будет его будущее.

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. До недавнего времени само е существование подвергалось сомнению. Молодежь составляет почти половину населения общества. Возрастные границы молодости определяются промежутком 14-30 лет. Хотя еще в прошлом веке период молодости ограничивался 20-ю годами, поскольку к этому возрасту человек начинал трудовую деятельность и вступал во взрослую жизнь.

Молодежи всегда свойственен больший, чем у старшего поколения динамизм, смена ценностных ориентиров и ролей. Молодежи характерны групповые стереотипы поведения, определяемые стереотипом стремления к возрастной идентификации, общению со своей средой и одновременным отторжением всего «чужого». Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности.

Одной из характерных отличительных особенностей молодежной культуры является ее обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В то же время молодежная культура имеют множество проблем. Современный этап переосмысливания культурных ценностей и дальнейшая судьба молодежи России во многом зависят от возрождения и освоения национального богатства отечественной культуры.

Молодежные субкультуры и молодежная контркультура выступают как составная часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться, как толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное. В массовом сознании вся молодежная культура часто воспринимается как контркультура и встречается с настороженностью, чаще всего, оцениваясь негативно. В действительности она таковой не является, оставаясь лишь частью общенациональной культуры. Конечно, отдельное место в молодежной культуры занимает контркультура, впрочем, точно так же, как и в культуре других возрастных категорий, социальных слоев, наций, народностей и другие.

Молодежная культура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с завершением процесса социализации и включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной степени сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

В узком смысле слова молодежная культура – это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она схожа с народной культурой. Она характеризуется неподдельной искренностью, откровенностью. Подобно народной в той или иной мере противопоставляет официальной, массовой культуре и отчасти – высокой.

В широкой трактовке молодежная культура представляет собой культуру созданную самой молодежью и культуру специально созданную для молодежи, включая массовую.

Главной характерной особенностью молодежной культуры является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. Длинные волосы, изобретательность в языке и одежде, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе 1960-х годов. В эти годы молодежная культура приобрела статус субкультуры.

Наиболее специфическими проявлениями молодежной субкультуры являются следующие особенности:

  1. Молодежная культура часто оценивается как контркультура.
  2. В ней преобладает потребление над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной, самостоятельной культуротворческой деятельности.
  3. Её характерной чертой являются авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

Молодежная культура как субкультура представлена аморфным образованием, охватывающим студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов. Молодежная культура распадается на множество групп и течений.

В научной литературе присутствует следующая типология молодежных субкультур:

- романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками - байкеры),

- гедонистско-развлекательные (мажоры, рэйверы, реперы и т.п.), криминальные («гопники», «люберы»),

- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными,

- музыкальные (рокеры, рэйверы, рэперы и т.п.),

- и, возникшую во второй половине 90-х годов наркоманскую субкультуру.

Условия и факторы формирования молодежной субкультуры.

Основными социальными факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласие, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремление к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как стремление обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.

Социологические опросы показывают, что при отрицании, неприятии форм досуга, предлагаемых подросткам обществом и государством, они, подростки, вполне удовлетворены своим альтернативным, часто асоциальным, время препровождением: дворовым, дискотечным, роктусовками, прогулками по городу или просмотром остросюжетных, лишенных интеллектуального содержания боевиков, сопровождением "культовых" музыкальных групп или спортивных команд и т.п.

Развитию неформального молодежного движения способствуют:

- деструктивная социально-культурная и социально-педагогическая обстановка в России;

- разрушение традиционных культурных и социальных ценностей и механизма социализации и культурного воспитания поколений;

- самоустранение институтов воспитания (школа, вуз, армия, образовательные и профессиональные учреждения, правоохранительные органы, религиозные конфессии, СМИ) от процесса становления новых поколений России;

- общественные (молодежные и немолодежные, политические и неполитические) организации и движения не являющиеся аккумуляторами молодежных проблем и их решений.

Наиболее ярко групповые интересы и групповые стереотипы проявляются в тех или иных неформальных молодежных объединениях. Подростки, которые так боятся походить на взрослых, наоборот стараются не отличаться от своих сверстников, членов своей группы или объединения одеждой, манерой поведения, языком, музыкальными, спортивными, литературными пристрастиями и т.п. Таким образом, отстаивая свою индивидуальность по отношению к внешнему миру, другим поколениям, они растворяются в среде своих сверстников, намеренно стирая свои различия с ними, "усредняясь". Их сплачивает страх быть отторгнутыми. Мода и различные символы становятся знаками приобщенности к определенной группе. Все это является следствием скрытой неуверенности в себе, стремлением опереться на силу и авторитет группы.

Если дома, в кругу семьи, в стенах школы, техникума, вуза, на работе молодежь как бы не принадлежит сама себе, находится под патронажем старших, то в свое свободное время, в часы досуга - во дворе, на улице, в клубе, на дискотеке или рок-концерте она обретает (или думает, что обретает) физическую и духовную свободу, раскрепощенность.

Молодежный досуг сочетает в себе элементы отдыха, спорта, просвещения, самообразования, развлечения, творческой деятельности, созерцания, размышления, праздника. Причем, одно часто вытекает и сочетается или содержится в другом. В сфере досуга реализуются коммуникативная, эстетическая, эмоциональная, познавательная, развлекательная функция культуры и досуга.

В молодежной культуре и досуге все более преобладает потребление над творчеством, пассивные формы потребления над активными, в то время, как подлинное приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культурной или творческой деятельности.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные отношения, каждая имеющие свою специфику, например, панки, байкеры, скинхэды, хиппи, со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. И их символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое - способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Условия жизни создают предпосылки для организации молодежи в более или менее устойчивые социальные объединения и движения.  В социальном объединении молодежи можно выделить формальную и неформальную признаки. К формальным молодежным объединениям относятся политизированные, общественно полезные и асоциальные.

По социально-правовому признаку выделяют просоциальные, или социально-активные позитивной направленностью деятельности («Наши»), и антисоциальные, или социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, неуправляемый государством процесс, обособленный или противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления связано с целым рядом объективных причин.

Неформальные объединения и движения молодежи располагают определенными функциями. Среди них одной, из главных, является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. Сюда можно добавить инструментальную, когда группа становится инструментом для достижения сознательных или несознательных результатов, и компенсаторную функцию, связанную с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах.

Существует множество классификаций неформальных самодеятельных молодежных групп. Принято классифицировать молодежные объединения и группы по направленности интересов:

- увлечение современной молодежной музыкой;

- устремление к правопорядковой деятельности;

- активно занимающиеся определенными видами спорта;

- около спортивные - различные фанаты;

- философско-мистические;

- защитники окружающей среды.

В научной литературе неформальные объединения различают по способам времяпрепровождения, социальной позиции, образом жизни,  альтернативным.

Часто молодежные неформальные объединения представляют собой форму альтернативной культуры или контркультуры. Это сложное, многоплановое и динамично изменяющиеся явление, имеющее ряд специфических черт и характерных особенностей. Прежде всего, это критическое отношение и стремление к отрицанию или пересмотру традиционных ценностей, частичный или полный (иногда скрытый, неосознанный, иногда демонстративный) отказ от существующей официальной идеологии, отрицательное отношение к официальной культуре, традиционному искусству, ориентация на собственные идеалы, ценности, образ жизни, характерные данной субкультуре, объединению или группе.

Эти объединения отличаются своеобразными атрибутами, как то: своя идеология, образ жизни, стиль музыки, внешний вид, форма досуга, включая места встреч и отдыха, тип и вид работы, которую выбирали для себя и считали престижной участники движения.

Вне поля зрения остаются подростковые группы по месту жительства, возникающие и существующие ради удовлетворения своих потребностей, интересов и поддерживающие полулегальный статус. Их деятельность, как и других неформальных групп, не регламентирована правовыми документами, неподотчетна государственным и общественным организациям. Они подчеркнуто развивают свою субкультуру, для которой характерна замкнутость и альтернативность. Являясь промежуточными между общественными объединениями, организациями и нелегальными преступными группами, эти объединения зачастую формируют криминогенную субкультуру. Состав их разнообразен: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, студенты вузов, работающие, не работающие и не учащиеся. Их деятельность основана на двух тенденциях: институционализации путем осуществления общественно полезных устремлений или криминализации из-за невозможности добиться цели легально.

Молодежь обладает достаточно высоким конфликтным потенциалом, который может быть реализован или не реализован в зависимости от определенных обстоятельств и влияний. Неопределенность в критериях и границах дозволенного, отсутствие ясных процедур и мер ответственности за содеянное способствуют проявлению форм девиантного поведения молодежи.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности, прежде всего в молодежной среде, представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности, так как социальное влияние преступного мира, давление на общество, распространение его морали, "психологическое заражение" приводит к деформации ценностных ориентаций у молодежи, создает предпосылки для воспроизводства закононепослушания.

Наиболее актуальными проблемами в сфере молодежной культуры можно считать следующие:

- снижение культурного уровня подростков и молодежи в целом по сравнению с предыдущими поколениями молодых людей в связи с ограничением доступа к культурным благам;

- сокращение возможностей для культурного воспитания, просвещения молодежи, организации культурного досуга в связи с утратой большей части (более 50%) культурно-досуговых учреждений - домов и дворцов культуры, клубов, домов технического творчества молодежи, дворцов пионеров и школьников, кинотеатров и т. п.;

- вымывание из сферы культуры бесплатных видов культурного досуга - кружков, студий, любительских объединений, курсов, музыкальных, танцевальных, литературных, технических и т.п. коллективов;

- неуклонный рост негативных явлений в подростковой и молодежной среде - пьянства, алкоголизма, наркомании, детской проституции, бродяжничества, преступности, как следствие ослабления воспитания;

- утрата значительной части национальных культурных традиций и засилье зарубежной псевдокультуры, подмена подлинных духовных ориентиров, интеллектуальных форм досуга, мнимыми ценностями, пропагандой обогащения любой ценой;

- утрата чувства долга, гражданственности, патриотизма, национального самосознания и национальной гордости;

- разрыв преемственности поколений и культурных исторических традиций, скептическое отношение к историческому прошлому своей страны, воспитанное современной молодежной прессой, телевидением, радио, зарубежной и отечественной кино и видеопродукцией, театром, литературой;

- социальная, экономическая, юридическая незащищенность молодежи, рост влияния криминалитета на молодежь, романтизация преступного мира в сознании подрастающего поколения;

- индивидуализм, отсутствие коллективного сознания, понимания общественных интересов, политический инфантилизм, отсутствие популярных массовых общественных детских и молодежных организаций, способных привлечь молодежь и направить ее энергию в созидательное русло;

- преобладание неорганизованных форм досуга в молодежной среде, культуротворческая пассивность подростков и молодежи, впоследствии обусловливающая духовный инфантилизм, социально-политическую и профессионально-производственную ограниченность;

Общество готовит каждого нового вступающего в него индивида к выполнению конкретных социальных задач. Государство всегда стремится объединить молодежь в те или иные формальные организации, действующие в его интересах. Достаточно вспомнить движение бойскаутов, пионерские и комсомольские организации, в разное время решающие те или иные государственные или общественные задачи.

Существует мнение, что молодежного движения в России сегодня нет. Этому противоречит наличие многочисленных молодежных организаций. Молодежные организации - это:

- жизнедеятельные коллективы, в которых происходит процесс самоорганизации, социализации молодежи, что является большим воспитательным потенциалом;

- организации, которые имеют более или менее определенные цели и задачи, формы и методы деятельности;

- организации, в которых заинтересованы политические партии, общественные организации в целях пополнения своих рядов и проведения своей политики в молодежной среде.

Молодежь в настоящее время вступает в объединения в основном "стихийно", на основе личностных симпатий. Молодых людей привлекают объединения и организации, которые можно представить следующим образом:

  1. Организации, сложившиеся на основе различных психологических особенностей молодежи, основанных на стремлении к познанию и самоутверждению. К ним относятся рассмотренные нами асоциальные группировки, объединения различной спортивной, туристской, военной направленности, делающие упор на предметную деятельность или систему отношений.
  2. Организации, ориентирующие своих членов на достижение конкретных интересов, целей, амбиций: политических, религиозных, творческих, общественных, правовых, финансовых или образовательной направленности.

Таким образом, по содержанию, степени сформированности, структуре и характеру деятельности молодежная субкультура далеко не однородна. Достаточно сравнить нормы и установки металлистов, рокеров, панков, представителей "системы", итальянцев, кришнаитов, культуристов, по-фигистов (все по фиге), а с другой стороны - неонацистов и "гопников". Мы уже не говорим о поклонниках У-шу, скаутах, истинных ленинцах, ампиловцах и т.п. Все они существенно отличаются друг от друга своими нормами (а у кого есть программы - и программами), ценностями, атрибутами, знаково-опознавательной системой и жаргоном. Разница здесь весьма значительна - от атеизма до веры в Бога (в мессию, гуру), от увлечения спортом (музыкой) до увлечения политикой, от соблюдения моральных и юридических норм до их попрания. Каждая из таких группировок представляет особый слой в молодежной субкультуре, то бесконечно отдаляющийся от общечеловеческих ценностей, то приближающийся к ним. Часто взрослые и педагоги ведут борьбу с возрастной оппозицией, принимая ее за криминальную. Бывает и так, что они не придают значения асоциальной оппозиции, ее вредному влиянию на несовершеннолетних. Сколько сил и энергии было затрачено на борьбу с металлистами и рокерами. Но жизнь доказала, что если подойти к ним непредвзято, направив их деятельность на пользу обществу, то вопрос об асоциальности данных группировок будет снят. В ряде стран, например в Англии, органы власти используют рокеров для доставки срочной почты, давая им преимущества в проезде и разрешая большие скорости в черте города.

В современной молодежной среде появились новые тенденции в понимании культуры, культурного человека и его места в будущей социальной среде. Признавая объективное существование историко-культурных ценностей, национальных культурных традиций, молодежь, тем не менее, не проявляет активности в их освоении, считая это проблемой второстепенной, не имеющей практической значимости в реальном социально-политическом и историческом контексте, уделяет больше внимания имиджевым технологиям, не имеющим глубоких культурных основ. Культура подменяется этикетом, содержание - формой. Для современной российской молодежи это очень актуальная проблема, ведь целое поколение уже выросло в условиях нестабильности и национальных противоречий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!