Сущность и содержание методологии науки

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Успех любого исследования во многом определяется общими и конкретно-научными подходами и принципами, составляющими содержание общенаучной и специальной методологии. Эти подходы и принципы составляют ядро методологической культуры исследователя. В связи с этим для нас важно ознакомиться с основными положениями методологии научного исследования.

Что же такое методология науки?

С одной стороны, методология рассматривается как учение о методах познания в целом. Тогда можно сказать, что методология наукиэто учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности  С другой – методология выступает как совокупность методов в какой-либо конкретной области научного познания – тогда говорят, например, о методологии педагогики, методологии психологии и т.д.

Подчеркнем еще раз, что методологиянаукисобирательное понятие, имеющее различные аспекты. Всеобщая научная методология, как мы уже говорили, включает универсальные принципы развития научного знания (например, логического анализа, осуществление научного эксперимента и т.д.). Содержательное понимание методологии исходит из того, что в ней реализуется эвристическая (т.е. поисковая) функция предметной области исследования. Любая теоретическая система знания имеет смысл лишь постольку, поскольку она не только описывает и объясняет некоторую предметную область, но одновременно является инструментом поиска нового знания. Так, например, методология исследований в области социальной работы,функцию которой выполняет теория социальной работы, дает указания относительно принципиальных основ разработки частных теорий в области социальной работы.

На этом этапе рассуждений нам необходимо развести понятия «научное познание» и «научное исследование».Научное познание рассматривается как общественно-исторический процесс. Научное исследование рассматривается как  субъективный процесс получения новых научных знаний отдельным индивидом – ученым, исследователем или их группой, коллективом. Научное познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать (исследовать) лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективизированной системой знаний, передаваемых от одного поколения ученых к другому.

В связи с этим, автор счел необходимым некоторым образом характеризовать эту самую «объективизированную систему знаний» и представить читателю некоторые особенности современной науки в целом. Итак, каковы же основные характеристики современной науки?

Во-первых, это резко возросшее количество ученых   Проиллюстрируем этот факт следующими цифрами:

Численность ученых в мире Человек
На рубеже 18-19 веков Около одной тысячи
В середине 19 века Десять тысяч
В 1900 году Сто тысяч
Конец 20 столетия Свыше пяти миллионов

Наиболее быстрыми темпами количество людей, занимающихся наукой, увеличилось после второй мировой войны. Так, удвоение числа ученых (50-70 гг.) в Европе произошло за 15 лет, в США – за 10 лет, в СССР – за 7 лет. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-то живших на Земле, являются нашими современниками.

Во-вторых, это рост научной информации. В 20 столетии мировая научная информация удваивалась за 10-15 лет. Так, если в 1900 г. было около 10 тысяч научных журналов, то в настоящее время их уже несколько сотен тысяч. Свыше 90%  всех важнейших научно-технических достижений приходится на 20 век.

Такой колоссальный рост научной информации создает особые трудности для выхода на передний край развития науки. Ученый сегодня должен прилагать огромные усилия для того, чтобы быть в курсе тех достижений, которые осуществляются даже в узкой области его специализации. А ведь он должен еще получать знания из смежных областей науки, информацию о развитии науки в целом, культуры, политики, столь необходимые ему для полноценной жизни и работы и как ученому, и просто человеку.

В-третьих, это изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний. Она включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука дает нам целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека. Она постигает законы функционирования его психики, проникает в тайны бессознательного, которое играет большую роль в поведении людей. Наука сегодня изучает все, даже саму себя – то, как она возникла, развивалась, как взаимодействовала с другими формами культуры, какое влияние оказывала на материальную духовную жизнь общества. Вместе с тем, ученые сегодня вовсе не считают, что они постигли все тайны мироздания. В сознании современных ученых имеется ясное представление об огромных возможностях дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе. По мнению многих ученых, достижения именно в этих науках и широкое использование их в реальной практической жизни будут во многом определять особенности 21 века.

В-четвертых, это превращение научной деятельности в особую профессию. Наука еще совсем недавно была свободной деятельностью отдельных ученых, которая мало интересовала бизнесменов и совсем не привлекала внимания политиков. Она не была профессией и никак специально не финансировалась. Вплоть до конца 19 века у подавляющего большинства ученых научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. Как правило, научные исследования проводились в то время в университетах, и ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы. Сегодня ученый – это особая профессия. Миллионы ученых работают в наше время в специальных исследовательских институтах, лабораториях, различного рода комиссиях, советах.  В 20 веке появилось понятие «научный работник». Нормой стало выполнение функций консультанта или советника, их участие в выработке и принятии решений по самым разнообразным вопросам жизни общества.

Интересен, с нашей точки зрения, еще один факт. Как бы ни было велико значение науки, очевидно, что рост ее кадров имеет границы. Прежде всего следует иметь в виду, что, как считают специалисты, наукой способны заниматься не более 6-8% населения. Кроме того, необходимо учитывать, что в обществе существует много других сфер человеческой деятельности, которые тоже развиваются, требуя все больших усилий людей, активизации их способностей и таланта.

Совершенно ясно, что для гармоничного развития общества, в нем, в соответствии с его потребностями и возможностями, должны быть оптимально распределены усилия. Все сферы деятельности значимы, и не нужно забывать того, что наука лишь одна из них. Только в гармоническом развитии со всеми остальными сферами жизни она может эффективно существовать.

Теперь, после этого краткого, но необходимого терминологического экскурса и обзора особенностей современной науки, перейдем к рассмотрению собственно методологических основ научного исследования.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!