Сущность и основные принципы законности в государственном управлении

22 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Законность – фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Законность как явление зародилось вместе с государством и правом, поскольку любое государство в своей деятельности опирается на право, а потому заинтересовано в соблюдении правовых норм.

В юридической литературе законность понимается как «неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, гражданами и общественными организациями»1. Таким образом, сущность законности состоит в единообразном понимании, осознании и точном осуществлении действий по соблюдению норм и правил действующего законодательства прежде всего органами государственной власти, общественными организациями и другими негосударственными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом. Поэтому ее содержание рассматривается в трех аспектах: а) в плане «правового» характера общественной жизни; б) с позиций требования всеобщего уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами; в) под углом зрения требования безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.

В недалеком прошлом отечественная наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительного соблюдения норм права всеми ее субъектами. Это однобоко отражало сущность законности, поскольку в этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и их организации, органы, непосредственно реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческая и правоприменительная), находится вне ее содержания. В этой ситуации даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а не как орган правосудия, гарантирующий защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Рассматриваемая с самых широких позиций законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно–политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.

Законность – это, прежде всего наличие достаточного количества юридических норм высокого качества и их строгое соблюдение всеми субъектами права.

Таким образом, непременными условиями законности являются:

– наличие научно обоснованного законодательства;

– необходимость четкого и неуклонного исполнения правовых норм, ибо можно иметь хорошие законы, но не иметь законности.

В юридической литературе законность рассматривается с различных сторон: а) как условие жизни государственно–организованного общества; б) как принцип государственной деятельности (правовой принцип); в) как метод государственного руководства обществом; г) как режим общественно–политической жизни.

а) Законность неотделима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке в большинстве определений законности. Главное здесь – требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил;

б) Законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации, учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод беззакония, творимого, прежде всего, самой государственной властью и его должностными лицами. Наиболее полно данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность;

в) Понимаемая как метод государственного руководства обществом законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами: путем принятия правовых актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав;

г) Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Режим законности – такая морально-политическая атмосфера общественно–политической жизни, при которой в отношениях между государством, обществом, государственными, общественными организациями и гражданами, между отдельными людьми господствует закон, а не произвол, т. е. в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан. Рассматриваемая сторона законности имеет особое значение в государственном управлении, поскольку речь идет о режиме взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти.

С учетом сказанного можно дать следующее определение законности.

Законность – это общественно–политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Все изложенное выше относится к сущности законности в широком смысле – соблюдению всеми гражданами, в том числе должностными лицами, законов и подзаконных актов. Но понятие законности имеет и более узкий смысл, когда речь идет об отношении государства и личности, основанном на нормах права, т. е. практически о соблюдении законов и подзаконных актов органами государственного управления, их должностными лицами по отношению к гражданам, организациям. С учетом данной позиции для административного права значительный интерес представляет такая сторона законности, как режим взаимоотношений граждан и организаций с субъектами власти, который благоприятствует обеспечению прав и законных интересов личности, ее всестороннему развитию, формированию и развитию гражданского общества, успешной деятельности государственного механизма.

Такой режим необходим во всех областях социальной жизни, но особую значимость он имеет в государственном управлении, в системе взаимоотношений субъектов административной власти между собой и с гражданами, негосударственными организациями.

Принцип законности является общим для всех сфер государственного управления, для всех организаций и граждан, для всех отраслей права. Особенно важно строгое соблюдение законов государственными органами и их должностными лицами. Основа сущности принципа законности состоит прежде всего в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать, ничто так не действует негативно на правосознание граждан, как нарушение законов со стороны органов государственной власти и их должностных лиц.

Принцип законности – непременное условие четкого функционирования всех государственных структур, должностных лиц, правомерного поведения граждан. Он теснейшим образом связан с принципами правового государства: верховенством права, разделением властей, приоритетом прав человека, но не охватывается ими, а составляет самостоятельное свойство. Оно состоит в том, что все правовые начала в цивилизованном обществе должны находить выражение в законе, который является четким юридическим ориентиром деятельности всех участников общественных отношений и подлежит неукоснительному исполнению.

Данный принцип имеет особое значение в деятельности органов государственного управления, поскольку:

– эти органы составляют достаточно многочисленную группу среди субъектов государственной власти;

– они наделены большими властными полномочиями, осуществляют правоприменение и издают большое количество нормативных актов, а также обязаны обеспечить соблюдение юридических норм огромным числом субъектов права.

Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы, при этом законы и иные принимаемые нормативно–правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. Подзаконные акты, в свою очередь, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, издаваться в пределах полномочий и компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в установленном законом порядке и в определенных формах. Все это целиком и полностью соотносится со Всеобщей декларацией прав человека, ст. 7 которой гласит, что все люди равны перед законом и имеют право безо всякого различия на равную защиту закона.

Для законности в государственном управлении характерен ряд принципов (черт), которые, по существу, определяют ее содержание. Принципы законности – это основные идеи, положения, отражающие сущность законности.

Верховенство закона. Закон – акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение. Наивысшую юридическую силу имеет Конституция РФ – основной закон государства. Данный принцип означает и общеобязательное исполнение и соблюдение на территории РФ Конституции и законов, которые являются первичными; подзаконные акты производны от них, т. е. принимаются в соответствии с законами и во имя их исполнения. Названный принцип нашел свое отражение в ст.ст. 4, 15,16,90 Конституции РФ.

Единство законности на территории государства. Этот принцип означает обеспечение единообразного понимания и применения законов на всей территории РФ. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть одна для всей страны. Подразумевается правильное и одинаковое на всей территории страны толкование правовых норм полномочными органами и применение правовых предписаний государственными органами и должностными лицами.

Равенство всех граждан перед законом. Законы обязаны соблюдать все, ибо никому не дана привилегия не выполнять законы, обходить их и ставить себя, свои интересы над законом. Изложенные положения соотносятся со ст.7 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: «Все люди равны перед законом и имеют право, безо всякого различия, на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающую настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации». Данный принцип закреплен и в ст. 19 Конституции РФ, которая гласит: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». С рассматриваемым принципом тесно взаимосвязан и такой, как ответственность граждан, всех без исключения должностных лиц за нарушение юридических норм.

Недопустимость противопоставления        законности и целесообразности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает, прежде всего, из ценности самого права как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность. Однако в силу формальной определенности закон не может изменяться одновременно с изменяющейся жизнью и поэтому нередко отстает от ее требований, устаревает.

Наряду с этим законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность есть в высшей степени проявление целесообразности. Если же в законе это качество отсутствует, то такой недостаток может быть устранен лишь уполномоченными на то органами, которые должны издать новый закон либо внести в него соответствующие изменения.

Взаимосвязь законности и культуры. Данная взаимосвязь проявляется в том, что внедрение законности невозможно без высокого культурного уровня населения, а с другой – само наличие определенной культуры граждан является важным условием соблюдения законности. Только в том случае можно говорить о действенности законов, когда государственные органы, должностные лица, граждане осознают правовые нормы (самостоятельно или через правовую пропаганду) и правильно реализуют их.

В правовом государстве должна быть хорошая правовая база. За последние годы массив новых законодательных актов в России увеличился. Но пока, к сожалению, в нормотворческом процессе преобладают подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, ведомственные акты). Количество подзаконных нормативных актов необходимо минимизировать. И хотя нормотворческая деятельность – неотъемлемая часть государственного управления, подзаконные нормативные акты должны издаваться во исполнение законов, а не для заполнения правового пробела при их отсутствии, что нередко грозит нарушениями законности.

Таким образом, одну из самых многочисленных групп субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрации государственных объединений, предприятий, учреждений и организации. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают большое число правовых актов, которые также должны быть законными. При этом немаловажная задача заключается в обеспечении исполнения законов и других нормативных актов теми, кому доверено их применение, в том числе органами и должностными лицами органами исполнительной власти. Для этого государство должно эффективно обеспечивать законность и дисциплину в деятельности данных органов.

Под дисциплиной понимается определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Государственная дисциплина – сознательное повиновение всех граждан порядкам и правилам, установленным государством и его полномочными органами, а также соблюдение государственными служащими, государственными органами установленного государством порядка деятельности, точное и полное выполнение ими своих должностных обязанностей.

Применительно к служебной дисциплине в органах внутренних дел законодатель дал ее определение в ст. 34 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации: «Служебная дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них полномочий».

Связь законности и дисциплины выражается в том, что законность лежит в основе дисциплины. Укрепление законности ведет объективно к укреплению дисциплины, и наоборот, ослабление государственной дисциплины, отсутствие должного порядка создают почву для нарушений законности. Любое правовое демократическое государство основано на законности. В этой связи выражение: «дисциплина без демократии может быть, а демократия без дисциплины – нет» лишний раз подчеркивает роль последней в обществе.

Требования законности и дисциплины не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге и тем более не нарушались, необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. обеспечению законности в России служит система определенных гарантий (гарантии законности).

Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия – условия объективной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. К ним относятся экономические, политические, социальные, идеологические и правовые условия.

Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования, многоукладность экономики, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система, уровень благосостояния населения, фактическая гарантированность прав граждан, их экономическая свобода и т. д., что непосредственно влияет на состояние законности. Так, в условиях нестабильности экономики, падения производства, высокой инфляции возрастает социальная напряженность в обществе, что ведет к дезорганизации, росту преступности.

Политические условия. Основным политическим условием законности является сильная государственная власть. Она определяется не мощью репрессивного аппарата, а устойчивой и легитимной властью, пользующейся поддержкой общества, способной обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний, т. е. с режимом демократии, наличием гласности. Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью.

Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения, когда уважение к праву является личным убеждением человека. Это обеспечивается четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, чувства права и законности.

Социальные условия. Прочная законность возможна только в условиях социальной стабильности, уверенности граждан в незыблемости своих прав и свобод. Рост безработицы, стоимости жизни, социальных услуг негативно сказывается на уровне законности, провоцируя граждан на поиски путей незаконного обогащения, обход закона и т. д.

Правовые условия. Состояние законности как политико–правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Так, отстающее от динамического развития общественных отношений законодательство затрудняет борьбу с преступностью.

В то же время наличие вышеперечисленных объективных условий само по себе полностью не решает задачи обеспечения законности. Необходимы еще и специальные меры, заключающиеся в деятельности определенных органов и должностных лиц, имеющих целью охрану законности. Эти меры относятся к числу специальных средств обеспечения законности.

Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства (гарантии), предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности. Сюда относятся кадровые и организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и др.).

Юридические гарантии – это совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно–правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности. Среди них различают следующие:

а) средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относят деятельность компетентных государственных органов, направленную на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий, а также деятельность граждан (например, обжалование незаконных действий должностных лиц);

б) средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения (например, досмотр багажа, личный досмотр и т. д.);

в) средства пресечения правонарушений. К ним относят меры, направленные на пресечение, недопущение правонарушений;

г) меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений (например, изъятие имущества из чужого незаконного владения);

д) юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения;

е) правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел.

Организационно-правовая деятельность по применению вышеперечисленных средств относится к числу организационно-правовых гарантий (способов обеспечения законности).

Таким образом, в рамках организационно–правовых мер по обеспечению юридических гарантий особой системой государственных органов, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти, осуществляются различные виды, методы деятельности, мероприятия, практические приемы, обобщенно определяемые как организационно-правовые способы обеспечения законности.

Среди способов обеспечения законности выделяют: поощрение, контроль, надзор, принуждение, право на подачу жалобы.

Поощрение может применяться для стимулирования повышенной активности, проявления лучших качеств, повышения заинтересованности субъектов права в правомерном поведении. В одних случаях правовые нормы предусматривают, что только законопослушное поведение влечет определенные положительные последствия, в других – поощряют добровольный отказ от неправомерной деятельности, чистосердечное раскаяние, добровольное устранение причиненного вреда.

Одним из существенных элементов государственного управления является контроль. Он может рассматриваться и как функция государственного управления, и как определенный этап в управленческом цикле, и как способ обеспечения законности.

Обобщенно контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины представляет собой деятельность по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, обнаружению недостатков, ошибок, злоупотреблений, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц.

С началом перехода к рыночным отношениям возникли определенные иллюзии относительно вмешательства государства в экономику, которая якобы способна управляться сама собой, саморегулироваться. Несостоятельность подобной точки зрения в настоящее время очевидна, ибо даже негосударственный сектор экономики требует определенного государственного регулирования, вмешательства государственных органов, в том числе в рамках реализации контрольных функций.

Рассмотрение контроля в связи с выполнением им отражательной, познавательной роли позволяет фиксировать расхождения, сравнивая результаты с целью. Контроль является началом цикла, посвященного оценке фактически осуществленного процесса. При такой характеристике следует подчеркнуть, во–первых, функциональное назначение контроля, во–вторых, то, что он возникает, прежде всего, на определенной стадии управленческого процесса, в–третьих, то, что он осуществляется всеми субъектами государственного управления.

Контроль органически связан с другими функциями управления. Его самостоятельное значение преимущественно на одной из последних стадий процесса управления означает, что контроль служит интегрирующим средством проверки общей направленности конкретного управленческого процесса и соответствия ей всех управленческих функций. В то же время не исключается, а предполагается осуществление контрольных действий на любой другой стадии, но уже в качестве вспомогательной функции.

Контрольная деятельность присуща всем субъектам управления. Каждый из них контролирует выполнение решений, осуществление плановых задач, соблюдение законности.

Таким образом, сущность контроля в государственном управлении заключается в:

а) наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

б) получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины на подконтрольном объекте;

в) принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

г) выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям;

д) принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации, сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (например, по вопросам регистрации, лицензирования, сертификации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов и т. д.

Эффективный контроль позволяет судить о фактическом положении дел о том, как реализуются законы в отраслях и сферах управления, насколько эффективны подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти. На основе полученной информации можно оперативно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты в целях их совершенствования.

Контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:

– во-первых, между контролирующим органом и подконтрольным объектом в большинстве случаев существуют отношения подчиненности или подведомственности;

– во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого. При этом контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно–хозяйственную деятельность контролируемого;

– в-третьих, контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого;

– в-четвертых, в соответствующих случаях контролирующий вправе применить меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения.

Надзор как способ обеспечения законности отличается от контроля. Он заключается в постоянном систематическом наблюдении специальными государственными органами         за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую оперативно–хозяйственную деятельность поднадзорного объекта не допускается.

Наряду с этим одно из отличий надзора от контроля состоит в том, что надзорные органы выполняют свои функции всегда в отношении неподчиненных им органов, объектов. Если в порядке контроля, как правило, используются меры дисциплинарного воздействия, то при осуществлении надзора – административные. Надзор осуществляется как органами прокуратуры (общий надзор), так и специальными государственными         органами: надзорами, инспекциями (административный надзор).

Исходя из этого, различаются два вида надзора: прокурорский и административный. Органы прокуратуры осуществляют свою деятельность особыми специфическими методами. Административный надзор сочетает в себе элементы и контрольной, и надзорной деятельности. Так, органы, осуществляющие административный надзор, могут вмешиваться в оперативно–хозяйственную деятельность поднадзорного объекта, оценивать ее не только с точки зрения законности, но и целесообразности, самостоятельно налагать взыскания. Однако ни данные органы, ни органы прокуратуры не вправе отменить или изменить акт поднадзорного органа, что имеет место при осуществлении контроля.

Принуждение. Побудительные мотивы правомерного поведения формируются как в результате действия поощрительных стимулов, так и под влиянием возможностей применения государственного принуждения. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении находит свое выражение в пресечении беззаконий; восстановлении нарушенных прав и законных интересов, наказании виновных лиц.

Все разновидности правовых санкций призваны гарантировать исполнение закона, осуществлять общую и частную превенцию правонарушений.

Основные виды принуждения:

а) дисциплинарное;

б) административно-правовое;

в) гражданско-правовое;

г) уголовное.

Они различаются по основаниям и процедурам их применения. Все широко используются для защиты законности в управлении. Так, в процессе исполнительно–распорядительной       деятельности используется дисциплинарное и административное, т. е. внесудебное принуждение. Органы государственного управления инициируют (возбуждают), расследуют и направляют в суды уголовные дела, обеспечивают исполнение уголовных наказаний.

Принудительные меры применяются как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам права, а также к тем, которые являются элементами аппарата управления, и к тем, которые не входят в него.

Обжалование. Для обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет право граждан обжаловать действия должностных лиц, государственных органов, а также право обращаться с предложениями и заявлениями в государственные органы и органы местного самоуправления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!