Сущность и классификация педагогических методов в социальной работе

14 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов - от адресной помощи клиен­ту в преодолении трудных ситуаций, восстановлении и сохране­нии физических и душевных сил до обучения социальным навы­кам, формирования умений самостоятельно решать проблемы, ставить и достигать цели, оказывать поддержку не только взрос­лым, но и детям. Все это требует от социального работника владе­ния комплексом педагогических методов.

В педагогической-литературе по-разному определяют понятие «метод»: это способ воздействия на сознание, волю, чувства, по­ведение человека с целью выработки у него определенных качеств; это планомерный процесс достижения определенных целей педа­гогическими средствами; конкретный способ взаимодействия кли­ента и социального работника, направленный на формирование и развитие личности, обогащение ее социального опыта; совокуп­ность приемов формирования у личности тех или иных социальных качеств; воздействие на личность для приобретения ею новых ха­рактеристик во взаимодействии с объективной действительностью и в межличностных взаимоотношениях; способ целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие успешное формирование социально значимых отношений и качеств лично­сти; совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение социализации, исправления, пере­воспитания.

Педагогический метод рассматривают также как совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, ко­торые используются в процессе формирования личностных качеств, для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и совер­шенствования.

Таким образом, педагогический метод - это средство, способ, прием или ряд действий, выстроенных в определенной последова­тельности. Каждый метод представляет собой единую целостность, в которой неразрывно связаны специфические действия двух субъек­тов - социального работника и клиента.

В современной педагогике имеется немало классификаций ме­тодов, т. е. выстроенных по определенному признаку систем. Клас­сификация помогает специалисту лучше представить место отдель­ного метода, его потенциал, условие его успешного использова­ния для решения конкретных задач, делает действия осознанны­ми, а деятельность осмысленной.

Многие авторы считают оптимальной классификацию педаго­гических методов по трем составляющим социально-педагогиче­ской работы. Это - цель, содержание и процесс. В соответствии с этим они выделяют три группы методов.

  1. Методы формирования сознания личности помогают клиенту приобрести знания требуемых норм и правил поведения, сформи­ровать у него понятия и суждения, обеспечивающие уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенно­го типа поведения.

В эту группу методов включают рассказы на этические темы, разъяснения, лекции, этические беседы, внушение, убеждение, инструктажи, диспуты, дискуссии. Каждый из перечисленных ме­тодов имеет свою область применения, помогает решать конкрет­ные проблемы клиента. Комплексное использование методов этой группы будет способствовать осуществлению словесно-эмоциональ­ного воздействия.

  1. Методы организации деятельности помогают, во-первых, фор­мировать требуемый тип формы поведения клиента и, во-вторых, обеспечивать перевод знаний, социального опыта в личный опыт.

К этой группе методов относят приучение и упражнение, требова­ние, поручение, воспитывающие ситуации. Эти методы позволяют специалисту ставить перед клиентом и помогать ему решать задачи разной степени трудности, в том числе и касающиеся отношений с окружающими людьми. Грамотное и целесообразное применение данных методов поможет клиенту приобрести опыт гуманистиче­ских отношений.

  1. Методы стимулирования (в том числе поощрение, наказание, соревнование, методы контрактов и «взрыва») ориентированы на ускорение или торможение определенных действий у клиента. Сле­довательно, они поддерживают положительные побуждения, ак­тивизируют позитивные проявления в поведении, ослабляют, ней­трализуют влияние негативных факторов на поведение.

Разнообразные методы, взаимодействуя в определенном соче­тании, помогают человеку приобрести новый, улучшить, видоизме­нить существующий жизненный опыт, выработать жизненные стра­тегии, адекватные ситуации.

Педагогические методы социальной работы подразделяют на методы обучения и методы воспитания. Последние представлены двумя группами: 1) методами, оценивающими и стимулирующи­ми деятельность личности (поощрение и порицание); 2) метода­ми, побуждающими и формирующими определенную деятельность, сознание личности (убеждение и побуждение).

Использование этих методов позволяет социальному работнику оказывать более эффективную социальную помощь клиенту.

Исходя из того что каждый педагогический метод является ком­понентом социально-педагогической системы, Л. Станоев1 пред­лагает рассматривать следующие группы методов.

  1. 1. Метод, направленный на формирование у клиента стремле­ния самостоятельно преодолеть свои проблемы. Ожидаемый ре­зультат достигается с помощью таких приемов, как рассказ, бесе­да, показ, чтение, игра, а также концентрацией внимания клиен­та на деятельности, которая способствует выработке жизненно необходимых качеств личности.
  2. Метод репродуцирования помогает приобрести необходимый минимум знаний и умений, накопить личный опыт самостоятель­ного решения своих проблем. Результатом использования этого метода является зарождение проектируемых социальных качеств.
  3. Метод закрепления и обогащения активизирует самостоятель­ные усилия клиентов по обогащению и расширению социального опыта, дальнейшему совершенствованию личностных качеств. Используются такие приемы, как пример, критика, самокри­тика, дискуссия, планирование, целеполагание, распределение, самоконтроль. С их помощью закрепляются формируемые качества личности, усиливается самостоятельность в решении проблем, создаются условия для проявления творчества и выработки уме­ния действовать в зависимости от ситуации.
  4. Метод содействия и творчества обеспечивает благоприятные условия для перевода воспитания в самовоспитание, в процесс самосозидания собственной личности. Характерные приемы - воспитывающие ситуации, обсуждение, личные комплексные пла­ны и др. Они позволяют клиентам осуществлять осознанные и осмысленные действия, направленные на решение своих проблем.

В основе еще одной разновидности классификации педагоги­ческих методов в социальной работе лежит психолого-педагоги­ческое воздействие, цель которого - изменить или сформировать определенный взгляд клиента на вещи, произвести сдвиг в систе­ме его ценностных ориентации.

В этом случае первую группу составляют методы речевого воздействия, в которую входят внушение, убеждение, доказатель­ство, дискуссия, взаимное просвещение. Они призваны стимули­ровать освоение клиентом новой информации, изменение отно­шений, осмысление своего жизненного опыта.

Во вторую группу входят методы регулирования активно­сти (минимизация, ориентирующие ситуации, включение в дея­тельность).

Третья группа включает методы стимулирования деятель­ности и поведения клиента (требование, перспектива, поощре­ние, наказание). Они позволяют специалисту активно влиять на поведение человека, стимулировать его к позитивным действиям, поступкам или предупреждать нежелательные.

Четвертую группу составляют методы организации дея­тельности и поведения (поручения, задания, упражнения, при­учение, создание специальных воспитывающих ситуаций), кото­рые в комплексе формируют навыки общественно одобряемого образа жизни.

Итак, педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимули­рование собственной активности клиента, мобилизацию его жиз­ненных ресурсов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!