Сущность и формы отклоняющегося поведения. Роль ОВД в преодолении и профилактике социальных отклонений

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В самом широком смысле слова девиация означает поступки или действия, выходящие за пределы общепринятых норм или же вызывающие неодобрение со стороны общества. Узкая трактовка подразумевает негативное отношение к социальным нормам, регулирующим поведение индивида или группы людей.

Девиации включают в себя как отклонения, связанные с тенденцией прогрессивного развития общества (различные формы социального творчества), так и отклонения, характер, масштаб и последствия которых представляют угрозу общественному развитию (преступность). Обычно предметом социологии отклоняющегося поведения предстают девиации с ярко выраженной направленностью (алкоголизм, наркомания, проституция, самоубийство и преступность).

Сам по себе феномен социальных девиаций вполне объективен и закономерен, он обусловлен действием закона единства и борьбы противоположностей.   Как   форма   проявления   противоречий   девиации отражают в себе противоречивый характер общественного развития, а целый их ряд несет в себе прогрессивный потенциал этого развития. Это объясняется тем, что социальные отклонения, не соответствующие различным социальным нормам, могут быть как положительной, так и негативной направленности.

Под девиацией положительной направленности понимается соци­альное творчество, различные формы социальной активности и нова­торства, которые могут противоречить или несоответствовать сло­жившимся в обществе в конкретных исторических условиях нормам, шаблонам, стандартам поведениям, но в то же время содержать в себе огромное прогрессивное начало и в связи с этим встречать в общественном мнении либо одобрение, пусть даже скрытое, либо нейтральное отношение. Эти формы отклонений могут содержать в себе высокие нравственные, политические, этические и т.п. начала, отражать в себе ценности более высокого уровня, для широкого проявления которых общество еще не созрело. Например, движения декабристов, народников, правозащитников, великие научные открытия, революционная, национально-освободительная борьба и т.п.

Кроме того, в обществе немало таких отклонений, которые не несут в себе какой бы то ни было разрушительный потенциал, а отражают собой особенности той или иной субкультуры. Например, увлеченность молодежи 60-х годов музыкой "Битлз", следование моде "хиппи", преклонение перед "тяжелым роком" в 80-е годы и т.п.

Авторы книги "Социальные отклонения" правы, предлагая считать, что оценка любого социального отклонения зависит от оценки соответствующей социальной нормы и от ценностных ориентаций той социальной общности, которая обе эти оценки производит[1].

А.И.Кравченко полагает, что "всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественным мнением, называется девиантным[2]. Но спектр такого поведения широк, да и общественное мнение может быть сформировано неверно. Американский социолог Н.Смелзер, отмечая, что «девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям», относит к девиантному «поведение, отклоняющееся от норм группы и влекущее за собой изоляцию, лечение, исправление и другое наказание»[3]. В этом смысле Н.Смелзер отразил узкое понимание сущности девиантного поведения как поведения ярко выраженной негативной направленности, имеющее соответствующие последствия и для общества. Такой подход преобладает в социологии девиантного поведения.

Одной из самых распространенных форм отклоняющегося поведения, и в то же время биопсихосоциальным заболеванием является алкоголизм. Особенность действия алкоголя, как и наркотика, состоит в том, что он при частом употреблении формирует у человека сильную психическую и физиологическую зависимость, включаясь в качестве компонента в механизм обмена веществ.

Алкоголизм - это болезнь человека, имеющая часто очень тяжелые формы протекания. Как социальное отклонение, алкоголизм имеет очень широкое распространение, влечет за собой ярко выраженные последствия негативного характера, тесно связан и обусловливает другие формы социальных девиаций (преступность, суицид, аморализм). В этом и состоит главный социальный вред алкоголизма.

Социальная значимость проблемы алкоголизма определила мно­гоаспектный подход к ее решению. Вся история алкоголизма - это история попыток человечества ограничить его распространение, уменьшить его разрушительное действие на человеческий и общественный организм, осуществляющееся в основном в двух направлениях. Это антиалкогольная политика со стороны государства, проводимая в форме ограничений на спиртные напитки (ограничение времени и мест продажи, введение возрастного ценза, талонов на приобретение и т.п.). Это и массовые антиалкогольные, трезвеннические движения, организаторами которых выступают общественные организации, социальные группы, озабоченные распространением алкоголя и его социальными последствиями.

Проблема алкоголизма является предметом изучения целого ряда наук (медицины, биологии, психиатрии, психологии, социологии, этики, юриспруденции, педагогики), которые решают задачу познания феномена алкоголизма, причин его распространения, поиска средств и способов преодоления. Но как тяжелая болезнь и социальное явление алкоголизм, несмотря на борьбу с ним, имеет тенденцию к устойчивому распространению и весьма живуч, поэтому-то в народе и получил название "зеленый змий". О степени распространенности алкоголизма обычно судят по трем взаимосвязанным показателям: уровень производства спиртных напитков, уровень их потребления на душу населения и число лиц, страдающих этой болезнью.

Несмотря на столь очевидную связь алкоголизма и острых со­циальных проблем, за последние 20 лет потребление алкоголя в мире удвоилось, причем более 80% этого объема приходится на наиболее развитые в промышленном отношении страны с населением, сос­тавляющим не более 20% мирового населения. В основном это страны Европы,  США  и  Россия[4].  Например,  в  Европе,  где  проживает   12% населения Земли, потребляется половина всей производимой алкогольной продукции[5]. Статистика позволяет проследить следующую закономерность: если потребление алкоголя на душу населения удваивается, то заболеваемость алкоголизмом увеличивается в 3-4 раза.

Различают три стадии алкоголизма: первая, когда употребление алкоголя становится главным мотивом поведения, основным содержанием бытия человека; вторая, когда формируется физиологическая потребность в алкоголе (состояние похмелья) - здесь уже наблюдаются признаки деформации личности; третья стадия, на которой формируется потребность в алкоголе, наряду с потребностями в еде, сне и т.п.[6]

Социологические исследования последних лет позволяют судить, что в 52% случаев причиной пьянства послужило влияние семьи, употребление алкоголя одним или обоими родителями, возникающие на этой почве конфликты; в 10% - снисходительное отношение жен к пьянству мужей (мы уже говорили о семейной форме алкоголизма); 38% считают пьянство привычкой; 26% объясняют употребление алкоголя влиянием непосредственного круга общения (друзья, товарищи, сослуживцы). Причиной употребления спиртного в неумеренных дозах можно также считать стремление человека уйти от тех или иных проблем в "Зазеркалье", поднять тем самым настроение, жизненный тонус. Целый ряд пьющих людей объясняют свое пристрастие существующей в обществе традицией сопровождать выпивкой как радостные, так и печальные события.

К факторам же, обусловливающим эти причины, можно отнести последствия социально-экономических кризисов, издержки в воспи­тательной работе, влияние среды, непосредственно окружающей человека, особенно молодого (семья, коллектив), широкая доступность спиртного для различных категорий населения, проблемы, связанные с организацией досуга, растущее производство спиртного как промышленного, так и кустарного производства, извращенное понимание традиций, расширяющаяся пропаганда спиртного как в рекламе, так и в телевизионных программах. Фактором, существенно повлиявшим на распространение пьянства и алкоголизма в России, явились издержки антиалкогольной кампании, проводившейся в середине 80-х годов.

В настоящее время наиболее перспективным в решении проблем алкоголизма является подход к данному феномену с позиций системной социокультурной модели. Как бы то ни было, алкоголь - элемент культуры общества, выполняющий ряд функций: он обеспечивает эмоциональный фон в социальных ритуалах; временно снимает стресс; позволяет в иллюзорной   форме  разрешать   внутри-   и  межличностные  конфликты; выступает "посредником" в целом ряде форм человеческих взаимоотношений и т.п. Кроме того, в общественном сознании в подавляющем большинстве случаев не возникает противоречий, когда речь идет об умеренном употреблении спиртного. Общественное мнение, как правило, осуждает пьянство и связанные с ним отрицательные последствия. Поэтому вполне очевидно, что алкоголь, как элемент культуры, не может быть просто изъят из системы человеческих отношений без компенсации чем-то иным, также позволяющим решать отмеченные проблемы. Иначе говоря, отказ от алкоголя должен быть выгодным для человека, его потребляющего. В том случае, когда человек добровольно решает избавиться от пьянства путем полного отказа или умеренного употребления, можно считать эффективными все выше обозначенные средства борьбы с ним, которые способствуют закреплению принятого решения.

Наркомания представляет собой болезненное влечение к нарко­тическим средствам. Она оценивается как заболевание, выражающееся в непреодолимом влечении к наркотикам и постепенно приводящее к глубокому истощению физических и душевных сил человека, к его деградации, а часто и к гибели. А так как наркомания имеет серьезные отрицательные последствия не только для отдельного человека, но и для общества, она рассматривается как устойчивое социальное явление, как одна из форм отклоняющегося поведения. В этом смысле употребляется термин "наркотизм".

В основе влечения к наркотикам лежит эйфоризирующий эффект (чувство легкости и веселья), дополняющийся иллюзиями и галлюци­нациями. При неоднократном употреблении наркотических веществ развиваются психологическая зависимость (непреодолимое влечение к ним), а затем и физическая зависимость (наркотический голод или абстиненция), выражающаяся в случае отсутствия наркотика в организме или снижения его концентрации в тяжелых физических страданиях ("ломка", проявляющаяся в тошноте, головокружении, ознобе, кашле, сердцебиении и т.п.). Систематическое употребление наркотических веществ и препаратов приводит к адаптации (толерантности) к ним организма, снижает галлюцигенный эффект и вызывает еще более выраженную потребность в них, причем во все увеличивающихся дозах.

В России и на территории бывшего Советского Союза до 70-х годов проблема наркомании так остро, как за рубежом, не стояла. Сегодня в России наряду с алкоголизмом и психическими аномалиями актуализируется проблема наркомании. За последние пять лет число потребителей наркотических средств возросло более чем на 40 процентов и составляет цифру в 1,5 млн. человек, а количество больных наркоманией увеличилось на 50 процентов и составляет более 38 тысяч человек (это лица, стоящие на учете в наркологических диспансерах)[7]. Специалисты прогнозируют увеличение числа употребляющих наркотики к 2000 году в пять раз, а хронических больных наркоманией будет более 120 тысяч, причем две трети этого числа составят молодые люди в возрасте до 30 лет[8].

На распространение этого вида социального зла сказались издержки кампании по борьбе с пьянством и алкоголизмом, проведенной в стране в 80-е годы, а главное - к концу 80-х годов в стране окончательно сформировались и проявились кризисные явления во всех сферах общественной жизни. Переход к рыночным отношениям в начале 90-х годов еще больше усугубил ситуацию. Стихия рынка привела к ослаблению социального контроля в обществе. В 1991 году Верховным Советом РФ было отменено уголовное наказание за немедицинское применение наркотиков. Такое решение способствовало увеличению числа больных, которые добровольно обратились за лечением, но оно и стимулировало самый рентабельный в мире вид преступного бизнеса -наркобизнес. Кроме того, "чистый" с точки зрения распространенности наркотиков рынок России привлек к себе внимание зарубежных контрабандистов.

В начале 90-х годов преобладало употребление наркотиков растительного (опий и его производные) и медикаментозного (различного рода лекарственные препараты) происхождения, а с середины 90-х годов их стали заменять наркотики более сильного действия (героин, кокаин) и синтетического характера (триметилорентанил). Сегодня российский наркобизнес переориентировался именно на наркотические вещества синтетического происхождения (около 95% от общего объема распространяемых наркотиков). Это связано, с одной стороны, с запретом на посев мака и конопли, с уничтожением дикорастущих растений, с ужесточением контроля на границах, а также и с тем, что синтетический наркотик легко изготовить в любой лаборатории и даже в домашних условиях, К тому же химические вещества широко доступны, и их распространение не поддается контролю.

Наркомания - это болезнь молодых людей, и поэтому среди привлекающихся к ответственности за преступления, связанные с наркотическими средствами, - 56-60% составляет молодежь 18-30 лет. Наркомания распространена главным образом среди мужчин (91%) и в больших городах, 46% среди наркоманов составляют ранее судимые. Официальная статистика не полностью отражает реальное состояние дела, т.к. это социальное явление имеет латентные формы. Это своеобразный айсберг, подводная ("теневая", криминальная) часть которого глубоко скрыта.

Среди непосредственных причин наркомании можно указать неудовлетворенную потребность в самоутверждении, неудачи в жизни, отсутствие понимания, эмоциональной поддержки со стороны ближайшего социального окружения. По мнению Р.Мертона, наркомания есть вид ретретизма - результата длительной неудачи в достижении целей имеющимися средствами в силу неспособности или неготовности принять эти цели и средства.

Главная опасность наркомании не только в причинении физио­логического вреда лицу, употребляющему наркотики и с вытекающей отсюда перспективой его деградации как личности (физиологическая зависимость возникает в организме после 7-12 уколов морфина, героин же достаточно попробовать 2-3 раза), а часто гибелью человека (незначительная передозировка синтетического наркотика "белый китаец" вызывает мгновенный летальный исход, возрастает возможность суицида и смерти в результате несчастного случая или преступления). Опасность в ярко выраженном социальном вреде. Общество теряет своих граждан, наркомания способствует распространению иных форм девиаций. Все это, естественно, ставит в разряд первоочередных активную, целенаправленную борьбу с ней.

Как социальное явление, наркомания имеет медицинский, пси­хологический, правовой, нравственный, социологический аспекты. Поэтому ее преодоление должно осуществляться по всем этим нап­равлениям. Фон, на котором расцветает наркомания, представлен особенностями социальной среды (от макро- до микроуровня), в которой живет человек, и особенностями его психофизиологической реакции на влияние этой среды, относительной доступностью наркотических средств, отсутствием целенаправленной воспитательной работы, стройной системы мер предупреждения наркомании и социальной реабилитации больных ею.

Проституция является одной из форм девиантного поведения. Под ней понимается вступление в случайные внебрачные сексуальные отношения, лишенные чувственно-эмоционального, а часто и физио­логического удовлетворения, осуществляемые за плату или иную форму вознаграждения.

У проституции отмечается ряд характерных признаков: нераз­борчивость в выборе партнеров, "публичность", т.е. достоверная известность о ремесле проститутки, корыстность, лежащая в основе половой близости, отсутствие личностных симпатий друг к другу со стороны партнеров, доступность лица, занимающегося проституцией, практически каждому желающему удовлетворить свою половую страсть, специфический образ жизни. Естественно, любой из обозначенных признаков в каждом случае может иметь при проявлении те или иные оттенки. Наиболее существенны из данных признаков - безличный и корыстный характер сексуальных отношений. Совокупность этих признаков позволяет, хотя и нежестко, ограничить проституцию определенными рамками, выведя за их пределы таких форм, как брак по расчету, внебрачные сексуальные отношения, основанные на личной симпатии, эмоциональных влечения и т.п.

Как уже отмечалось, источником всех форм социальных девиаций выступают социально-экономические факторы. Если же рассматривать конкретно проституцию, то объективной основой ее возникновения и существования выступают товарно-денежные отношения и моногамная семья.

В настоящее время главным побудительным мотивом проституции является стремление к получению относительно легким путем срав­нительно высокого дохода. В отличие от предыдущих исторических времен, когда проституция побуждалась состоянием крайней нужды, безработицей женщин, их дискриминацией и т.п., современная проституция не является единственно возможным способом обеспечения женщиной своего существования.

Проституция выполняет ряд социальных функций. Во-первых, она является средством перераспределения доходов в условиях су­ществующего социального и экономического неравенства и фактически ограниченного доступа женщин к высокооплачиваемым должностям и профессиям. Добавим сюда и более высокий по сравнению с мужчинами уровень женской безработицы.

Во-вторых, проституция выступает одним из средств адаптации молодых женщин, в особенности мигрантов из малых городов и сельской местности, к все более распространяющимся нормам "перевернутой шкалы" ценностей. Так, например, по данным исследований, проведенных в московских школах, около 80% старшеклассниц не видят ничего аморального в занятиях проституцией.

В-третьих, проституция выполняет функцию половой социализации определенных категорий лиц (извращенцы, инвалиды, психически больные люди, бисексуалы и др.), не имеющих возможности полноценно удовлетворять свои потребности в рамках общепринятых форм межполового общения.

В-четвертых, проституция, будучи внебрачной формой сексуальных отношений, выполняет своеобразную компенсаторскую функцию. И это тоже ставит важную социальную проблему. В современном обществе постоянно увеличивается число людей, по тем или иным причинам стремящихся избежать семейных отношений, основанных на узах брака и любви. Сюда можно отнести, прежде всего, такую проблему, как распад семей. Статистика свидетельствует, что около 50% разведенных супругов не торопятся заключать повторных браков. В результате растет количество неполных семей.

Проституция подразделяется на явную (профессиональную) и скрытую (латентную). В первом случае проституция выступает основным занятием и средством к существованию. Профессиональная проституция практикуется либо в индивидуальном порядке, либо под прикрытием сутенера.

Среди профессиональных проституток выделяются различные ка­тегории. К ним относятся так называемые "элитарные" проститутки. Это женщины, обслуживающие, как правило, иностранцев и отечественных бизнесменов по телефонному вызову в гостинице, на дому у клиента, в специально снимаемом проституткой или ее сутенером жилье. Есть среди них и такие, которые сопровождают своих клиентов в деловых поездках, выполняя при этом функции секретарей, переводчиков и т.д., на отдыхе, выступают посредниками при заключении деловых контрактов.

В цехе проституток есть такая разновидность, как "подсобные". К ним относятся две категории женщин. Во-первых, те, кто имеет постоянное место официальной работы и источник дохода, но подрабатывает проституцией время от времени с целью получения дополнительных средств или иных благ. Во-вторых, это и замужние женщины-любительницы острых ощущений с ярко выраженной сексуаль­ностью или занимающиеся проституцией с той же целью, что и первые. Сюда же можно отнести "сезонных" проституток, функционирующих в санаторно-курортных зонах, и так называемых "тружениц горячего цеха" или проституток, обслуживающих бани-сауны.

Самую низшую касту в иерархической пирамиде проституток за­нимают уличные, базарные, гостиничные и вокзальные проститутки. Это своего рода "дно" общества.

Есть и так называемая "зонная" проституция. Речь идет о том, что за большое вознаграждение в места лишения свободы под видом жен или сестер осужденных приезжают проститутки. Печать приводила примеры, когда некоторые сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов за определенное вознаграждение склоняли к проституции осужденных женщин.

Проституция пагубным образом влияет на общественную мораль и способствует росту преступности, т.к. оказывается тесно связанной с различного рода насильственными действиями и преступлениями, с мошенничеством, кражами, взяточничеством, шантажом, вымогательством. Она же является питательной средой для других форм девиации -алкоголизма, наркомании, немало среди проституток и тех, кто заканчивает свою жизнь самоубийством.

Множество известных на сегодняшний день способов и форм борьбы с   проституцией   не   привели   к   искоренению   этого   явления.   Данный феномен обусловлен следующими причинами: сложившаяся система нравственных ценностей, сексуальная безграмотность, ограниченные возможности правоохранительных органов, повышенная сексуальность общества, наличие широкого спроса на услуги проституток, расп­ространение других форм девиантного поведения, социально-эконо­мические проблемы женщин и семьи, отсутствие системы неформальных средств социального контроля, проблемы организации досуга, воспитания молодежи, профессиональной занятости.

Либерализация в сфере половой морали не ведет к сокращению проституции, т.к. не затрагивает ее основного экономического мотива, а лишь облегчает психологическую адаптацию к ней.

В обществе существует три точки зрения на проституцию. Одни выступают сторонниками ее полного запрета. Как показывает опыт, в результате совместных усилий общественности и государственных организаций явные и вызывающие формы профессиональной проституции могут быть существенно сокращены. Но многообразие скрытой проституции делает сомнительной возможность ее полного искоренения. Другие ратуют за легализацию проституции. Но это тоже не решение проблемы, т.к. оттого, что проституция не станет называться проституцией, проблема не исчезнет, наоборот она получит еще большее обострение, т.к. облегчит процесс психологического и нравственного приобщения к ней.

Третьи стоят на позиции регламентации, т.е. предлагают как-то управлять ею путем регистрации проституток, открытия официальных публичных домов, организации медицинского освидетельствования проституток, проведение сексуальной пропаганды и т.п.

Суицидальное поведение как относительно распространенное социальное явление является одной из форм отклоняющегося поведения и означает намеренное лишение себя жизни. К суицидальному поведению относят завершенный суицид, попытки и намерения.

В силу своей парадоксальности самоубийство в истории чело­вечества оценивалось по-разному: от категорического отрицания самой мысли о нем и осуждения попыток до признания достойным способом ухода из жизни. В разные исторические периоды развития человечества самоубийству давались различные нравственные и правовые оценки.

Социальная природа самоубийств проявляется в относительной устойчивости их уровня в различных странах за определенные промежутки времени, такая же устойчивость характерна и для общей смертности у всех народов, достигших одного и того же уровня культуры. Социальная природа самоубийств находится в зависимости их уровня от состояния экономики. В периоды кризисов, спадов экономического производства, роста инфляционных процессов резко возрастает число суицидов.

В то же время интенсивность социально-экономического развития также обусловливает повышенный уровень суицидального поведения. Напротив, в периоды войн, стихийных бедствий и катастроф число самоубийств сокращается. Например, в Армении и Азербайджане во время разгула межнационального конфликта совершалось 4 самоубийства на 100 тыс. населения. Для сравнения: в России в начале 90-х годов совершалось 27-38 суицидов на 100 тыс. населения (в 1987 году было 19, а в дореволюционной России было 3 суицида на 100 тыс. населения), в Англии - 9 на 100 тыс., а среднеевропейский показатель равен 13 самоубийствам на 100 тыс. человек. Социальная природа самоубийств проявляется в их зависимости от региональных и этнических признаков. Так, традиционно высокий уровень суицидального поведения в Венгрии (43-46 случаев на 100 тыс. населения), в Литве (47 человек на 100 тыс. жителей), в Дании - 30 на 100 тыс., в Австрии - 27 на 100 тыс., в Финляндии - 24 на 100 тыс. А самый низкий уровень наблюдается на острове Мальта, в Египте, Сирии, Кувейте - 0,3 случая на 100 тыс. жите­лей, в Греции - 3,3 случая, в Испании - 4,1[9].

Как показывают статистические данные, в России в последнее время смертность в результате несчастных случаев, отравлений и травм (сюда же входят и самоубийства) занимает третье место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, а в 70-е годы - 4 место.

Социальная природа суицида обусловливается и демографическими факторами. Так, в группе риска мужчин больше, чем женщин. Мужчины опережают своих спутниц по всем формам девиантного поведения. Самоубийства растут быстрее среди молодежи, особенно подростков до 19 лет. У молодежи главными причинами суицидального поведения являются внутриличностные и межличностные конфликты, связанные с первой влюбленностью, разочарованиями, противоречиями между ожиданиями и собственными возможностями в их реализации, растерянность перед жизнью и т.д.

Рост суицидальных попыток и суицидов в целом для людей среднего возраста во многом объясняется различными реактивными, психическими состояниями в ответ на повышение в последние годы социальной напряженности, утраты уверенности в завтрашнем дне, обостряющиеся материальные проблемы. На состояние суицидального поведения оказывает влияние семейное положение человека, его социальный статус, принадлежность к той или иной социальной группе и профессии.

Уровень суицидального поведения находится в тесной корреля­ционной зависимости с другими формами девиации и прежде всего алкоголизмом. Специалисты однозначно связывают существенное снижение числа суицидов с проводимой в эти годы антиалкогольной кампанией. Не ослабевает тенденция к росту так называемых пограничных состояний - неврозов, депрессий, психосоматических расстройств и т.д. По расчетам специалистов подобные явления наблюдаются примерно у 30% населения. Остается открытым вопрос о так называемых "демонстративных самоубийствах", когда человек, желая кого-либо напугать или в целях шантажа, предвидя возможные последствия, имитирует самоубийство.

Весьма важной является проблема, когда имеет место самоубийство, осуществленное человеком в силу крайней необходимости, причем эта необходимость оценивается с позиции общественной значимости. Например, подвиг солдата, закрывшего собой огневую точку врага, чтобы спасти жизнь других людей, своих товарищей и т.п. В этом случае речь идет о самопожертвовании. То же мы можем сказать о сотруднике ГИБДД, направившим свои "Жигули" под колеса многотонного грузовика с тем, чтобы предотвратить его столкновение с пассажирским автобусом.

Главным рычагом в решении проблемы суицидального поведения может стать действительная программа по социальной реабилитации лиц, подверженных психическим отклонениям и депрессиям.

[1] Социальные отклонения. М., 1989. С. 97-98.

[2] Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие. М., 1995. С. 89.

[3] Смелзер Н. Указ. соч. С. 198, 239.

[4] Социология:   Словарь-справочник.   Т.1.   Социальная   структура  и   социальные процессы. М, 1990. С. 5.

[5] Социальные отклонения. С. 269.

[6] Копыт Н.Я., Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. М., 1986. С.30-37.

[7] Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994) / Г.В.Осипов, В.Н.Иванов, В.К. Левашов, В.В.Локосов, А.Т.Хлопьев. М., 1994. С. 280, 347.

[8] Социальная и социально-политическая ситуация в России: состояние и (прогноз 1992) / Г.В.Осипов, В.К. Левашов, В.В.Локосов. М, 1993. С. 87.

[9] Социология: Словарь-справочник. Т.1. С. 126;  Социальные отклонения. С. 303.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!