Сущность государства

4 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В реальном мире существуют разные государства, преследующие различные цели и задачи. В этой связи особое значение приобретает проблема сущности государства. Ее выявление позволяет определить смысл государства, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.

Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществлять власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

Согласно марксистско-ленинской теории, сущность государства определяют классовая структура общества, господство тех или иных классов в данной системе общественных отношений и, следовательно, создание ими государства как орудия своего господства. «Государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[1]. Государство есть особая организация силы, есть организация на­силия для подавления какого-либо класса», «Это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[2]. В эксплуататорском обществе сущность государства обуславливается антагонистическими противо­речиями между экономически господствующим и эксплуатируемым классами. В обществе, переходном от капитализма к социализму, сущность государства оп­ределяется антагонизмами между свергнутыми и победившими классами, а так­же содружеством всех трудящихся масс, а в социалистическом обществе сущ­ность государства состоит в союзе рабочих, крестьян и интеллигенции. Экономические, классовые и идеологические факторы, обусловливающие сущность государства, определяют и его основное социальное назначение – ре­гулирование общественных отношений в интересах экономически господ­ствующего класса. Система политического господства классов в обществе с ан­тагонистическими отношениями охватывается понятием диктатуры, т. е. под­чинения деятельности всего населения интересам экономически господствую­щего класса. Таким образом, сущность эксплуататорского государства составля­ет диктатура экономически господствующего класса. Это прежде всего орудие классового господства, и лишь затем – аппарат общесоци­ального управления, необходимый для организации общественной жизни.

Однако следует отметить, что деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество – от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Сказанное не означает, что современное государство полностью утратило классовость, нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества. Как показывает опыт США, Англии, Франции, Швеции и других стран, в развитых западных демократиях при объективном, не­предвзятом отношении государство не может уже характеризоваться как «ночной сторож буржуазии», ее орудие для подавления рабочего  класса. Все большее значение и развитие в этих странах получают демократия, плюра­лизм, разделение властей, роль права в жизни общества, защита прав человека и т. д. Все эти изменения позволяют характеризовать совре­менные наиболее цивилизованные демократические государства Запа­да в качестве правовых[3].

Таким образом, анализ сущности государства требует учета как классового, так и общесоциального начал. Игнорирование любого из них делает ее характеристику односторонней.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 200–201.

[2] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 33. С. 24; Т. 39. С. 73.

[3] Байтин М. И Сущность и типы государства // Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2004. С. 55.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!