Сущность аксиологического и деятельностного подходов к экологическому образованию

Сущность антропологического подхода (по В.А. Сластенину). Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки про­исходящих событий, постановки задач, поиска и принятия реше­ний и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различ­ными, хотя и взаимообусловленными, подходами — практиче­ским и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вы­зван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель позна­ния закономерностей действительности.

Роль механизма связи между практическим и позна­вательным подходами выполняет аксиологический, или ценностный, подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и прак­тикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребно­стей людей, а с другой — решать задачи гуманизации общества.

Аксиология (от греч. axia — ценность и logos —учение) — философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

  • равноправие философских взглядов в рамках единой гумани­стической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходи­мости изучения и использования учений прошлого и возможно­сти духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
  • экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­тизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диа­лог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных ас­пектов философско-педагогического познания, его «человеческого измерения», принципов, а через них и гуманистической, челове­ческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ори­ентация философии образования создает прочную основу будуще­го человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным сред­ством развития гуманистической сущности человека.

Деятельностный подход. Установлено, что деятельность - ос­нова, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает необходимость реализации в педагогическом ис­следовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода.

Деятельность - это целесообразное преобразование людьми ок­ружающей действительности. Исходной формой такого преобразо­вания является труд. Все виды материальной и духовной деятельно­сти человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту - творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявля­ясь как субъект своего развития.

Однако признание факта, что в деятельности личность форми­руется и проявляется, еще не есть деятельностный подход. Послед­ний требует специальной работы по выбору и организации дея­тельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъ­екта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

На мой взгляд, отличия деятельностного подхода к экологическому образованию дошкольников от аксиологического состоит в следующем:

  1. С позиции аксиологического подхода – природа – это ценность, следовательно, целью экологического образования детей является формирование ценностного отношения к природе, к экологическим системам. С позиции деятельностного  подхода  - природа – это объект деятельности ребенка, где можно ставить различные эксперименты, вести активную деятельность.
  2. Но с другой стороны, правильно педагогически организованная деятельность ребенка в природе позволяет формировать у него ценностное отношение к природным богатствам.

Следовательно, эти два подхода  в экологическом образовании необходимо использовать в совокупности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!