Судебный процесс по Русской Правде

30 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Судебный процесс носил состязательный характер, начинался по инициативе истца, обе стороны обладали равными правами, собирали и представляли доказательства и улики. Судопроизводство было глас­ным и устным. В то время гражданский процесс еще не отделялся от уголовного. В церковном суде в ряде случаев применялся инквизици­онный процесс.

Одной из форм начала процесса был заклич — публичное объяв­ление о преступлении (например, пропаже имущества) и начале поис­ка преступника. Давался трехдневный срок для возврата похищенно­го, после чего лицо, у которого обнаруживалась вещь, объявлялось виновным. Оно было обязано вернуть похищенное имущество и упла­тить штраф. Если же лицо с помощью свидетелей доказывало, что оно правомерно приобрело данную вещь, это освобождало от выплаты штрафа.

В этом случае начинался свод — продолжение поиска похитителя. Последний в своде, не имевший доказательств, признавался вором со всеми вытекающими отсюда последствиями. В пределах одной терри­ториальной единицы (волости, города) свод шел до последнего лица, при выходе на чужую территорию — до лица третьего, которое, упла­тив повышенное возмещение убытка, могло начинать свод по месту своего проживания (ст. 35—39 Пространной Правды).

Другое процессуальное действие — гонение следа — розыск пре­ступника по следам. Если это был убийца, то обнаружение его следов на территории общины обязывало ее членов платить «дикую виру» или искать виновника. Если следы терялись в лесах, на пустошах и доро­гах, поиски прекращались (ст. 77 Пространной Правды).

В судебном процессе использовались различные виды доказа­тельств устные, письменные, свидетельские показания. Оче­видцы происшествия назывались видоками. Кроме них, выступали послухи — свидетели «доброй славы» обвиняемого, его поручители. По­слухом мог быть только свободный человек, в качестве видоков при­влекались закупы («в малой тяжбе») и боярские тиуны (холопы) (ст. 66 Пространной Правды).

При ограниченном количестве судебных доказательств по реше­нию суда применялись присяги («роты») и ордалии (испытания же­лезом и водой). Ордалии — это разновидности суда божьего. Испыта­ние железом назначали при сумме иска более двух гривен серебром, если иск стоил менее, назначали испытание водой. При испытании железом о виновности испытуемого судили по характеру ожога от рас­каленного металла; при испытании водой подозреваемого, связанного особым образом, погружали в воду, если он не тонул, то признавался виновным. Возможно, что уже в древности на Руси при недостаточно­сти доказательств для окончательного выяснения истины применялся судебный поединок, но сведения о нем сохранились лишь от более позднего времени.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!