Суд и полиция Франции в Новейшей истории

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

При характеристике правоохранительной системы следует учитывать, что до оккупации гитлеровцами структура судебной системы существенно не изменилась. Уголовная юстиция строилась по трехзвенной системе: мировой судья, суд исправительной полиции, суд ассизный с участием присяжных. Первый рассматривал наказуемые нарушения, второй – проступки, третий – преступления. Высшей инстанцией по гражданским и уголовным делам был кассационный суд. Существовали апелляционные суды. Формально сохраняется принцип несменяемости и независимости судей, хотя продвижение их зависело от правительства. Прокуратура сама определяла подсудность многих дел, избегала передавать их суду присяжных. Отмечается расширение судейского усмотрения, снижается роль суда присяжных. Юрисдикция судов суммарного судопроизводства стала более обширной. Возрастает роль полиции в следствии, в назначении наказаний.

Во Франции существовала сеть административных  судов. К ним обращались в тех случаях, когда ответчиком был государственный орган. Руководство этими судами осуществлял Государственный совет. Отделение судебной власти от правительственной в данном случае не проводилось. Это снижало эффективность и авторитет административных судов.

Следует иметь в виду, что после Второй мировой войны судебная система (вплоть до 1958 г.) оставалась в основном прежней. Она отличалась строгой централизацией, судебные должности замещались по декрету президента. В послевоенные годы был учрежден специальный суд, который до 1949 г. рассматривал преступления изменников, лиц, активно сотрудничавших с фашистами. Верховный суд, состоявший при Национальном собрании, согласно ст.ст. 56-59 Конституции был уполномочен рассматривать должностные преступления министров, а также президента в случае измены. Решение о предании суду таких лиц должно было приниматься Национальным собранием абсолютным большинством голосов при тайном голосовании.

Кассационный суд мог пересматривать и отменять решения и приговоры, но только за нарушения закона или процедуры. Наиболее тяжкие преступления в департаментах рассматривались судами ассизов с участием присяжных.

Апелляционные суды разбирали  жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов, главным образом по фактической стороне дела. Низшей судебной инстанцией были трибуналы первой инстанции по гражданским делам, трибуналы исправительной полиции и мировые судьи. Последние разбирали так называемые «политические нарушения» и имели право наложить штраф или посадить в тюрьму сроком до десяти дней.

Прокуратура строилась на децентрализованных началах, по-прежнему только она могла возбуждать уголовное преследование. Как и в XIX в., процессуальное положение обвинителя, т.е. прокурора, в суде было значительно шире прав адвоката. После 1958 г. судебная система подверглась серьезной перестройке за счет дальнейшей централизации и сокращения инстанций. Мировые судьи были упразднены.

Полицейский аппарат занимает важное место в механизме буржуазного государства. Полиция Третьей республики строилась на бюрократических централизованных началах и состояла  из двух звеньев: общегосударственной (генеральной) и муниципальной (общинной).

Задача муниципальной полиции состояла в обеспечении наружной службы на местах. Более сложные функции выполняла государственная полиция, состоявшая из административной и судебной полиции. Не случайно ее должностные лица в департаментах и городах (префект, супрефект, мэр) назначались правительством и наделялись широкими полномочиями. Они имели право контроля за муниципальной полицией и отвечали за свои действия только перед министром внутренних дел. Кроме того, имелись крупные подразделения военной полиции или жандармерии, которые использовались как основная сила против массовых волнений и демонстраций.

В системе полицейского аппарата важное место занимал полицейский комиссар. На него возлагался розыск и задержание преступника, предварительное расследование и даже следствие. Формально как представитель судебной полиции он должен был подчиняться прокуратуре. На самом же деле такая зависимость была номинальной.

Особое место занимал префект Парижа и департамента Сены – глава полицейской службы и департамента общественной безопасности. Фактически он был заместителем министра внутренних дел.

Власть Генеральной полиции национальной безопасности как особого департамента МВД была  распространена на всю территорию страны, за исключением столицы, где по-прежнему существовала отдельная префектура полиции Франции. По декрету от 29 июня 1939 г. уголовная полиция и департаментская жандармерия стали подчиняться Генеральной дирекции национальной безопасности. В крупных городах создавались оперативные центры, возглавляемые дивизионными комиссарами. Полицейские комиссары могли заходить в любое общественное здание,  в случае массовых беспорядков и сопротивления имели право применять силу. Вырос штат секретной политической полиции.

После Второй мировой войны структура полиции почти не изменилась. Общую координацию ее деятельности осуществляло МВД. Кроме борьбы с уголовной преступностью, это ведомство давало разрешение на создание новых партий и организаций, следило за соблюдением законов об избирательных кампаниях. Все полицейские подразделения, кроме полиции столицы и ее окрестностей, подчинялись Генеральной дирекции национальной безопасности, которая являлась важнейшим департаментом в центральном аппарате МВД. При ней имелись четыре оперативных управления: территориального надзора, общественного порядка, общего осведомления и управление уголовной полиции. Префектура Парижа и департамента Сены – Уазы занимала обособленное положение со своими управлениями. Она же охраняла правительственные учреждения.

Кроме того, имелись специальные подразделения по охране общественной безопасности в лице национальной жандармерии, состоявшей из корпуса безопасности в армии, мобильной жандармерии охранных частей Парижа и департаментской жандармерии. Последняя была самой многочисленной. Эти подразделения подчинялись военному министерству, но на практике действовали в контакте с министерством внутренних дел и юстиции.

Основной тенденцией развития политической системы Пятой республики в первые десятилетия ее существования явилось дальнейшее усиление президентской власти, ее персонализация. Президент стал на практике не только главой государства, но и главой правительства, одновременно ослаблялось и какое-либо противодействие законодательной власти.

Значительную роль в такой эволюции президентской власти сыграла конституционная реформа 1962 г., осуществленная де Голлем посредством референдума, которая изменила порядок выборов президента. Отныне избрание президента должно было происходить с помощью всеобщего голосования.

Действительный смысл реформы заключался в противопоставлении главы государства как непосредственного и единственного избранника народа избираемому таким же способом Национальному собранию.

Кроме того, дальнейшее усиление президентской власти было связано с возможностью главы государства опираться на парламентское большинство, поскольку в 60– 70-х гг. президент неизменно выступал как лидер голлистской партии. Имея поддержку большинства в парламенте, он фактически возглавлял и правительство, оттеснив его формального главу – премьер-министра. Полная зависимость премьер-министра и правительства от воли президента, фактическая ответственность правительства перед главой государства вследствие совпадения президентского и парламентского большинства стали характерной чертой Пятой республики в это время. Центром принятия государственных решений стала главным образом личная канцелярия президента, свободный от всякой политической ответственности разветвленный аппарат Елисейского дворца. Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 60 – 70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

Вместе с тем отмечались определенные сдвиги и в укреплении гарантий прав личности. В 1971 г. Конституционный совет признал преамбулу к Конституции 1958 г. (со ссылками на права человека в Декларации 1789 г. и Конституции 1946 г.) составной частью «конституционного блока» и обязал органы государственной власти уважать положения этой преамбулы как конституционные принципы. Кроме того, начиная с 1971 г. Конституционный совет декларировал целый ряд положений, определяющих принципы правового статуса личности (так называемая Судебная хартия прав человека).

Деятельность де Голля чрезвычайно способствовала росту экономической мощи страны, и прежде всего, развитию научно-технической революции во всех отраслях народного хозяйства. Когда генерал пришел к власти, экономика Франции находилась в удручающем положении. Бюджет 1958 г. не был покрыт доходами на 1200 млрд франков, внешний долг превысил 3 млрд долларов, золотой запас составлял всего 630 млн долларов. Де Голль принял решение провести подписку на заем, давший стране свыше 300 млрд франков. Были приняты непопулярные решения по оздоровлению экономики, затрагивающие интересы как богатых, так и простого народа. Установлен дополнительный налог на предприятия, на предметы роскоши, подняты цены на бензин. Был девальвирован франк и введены меры, направленные на повышение производительности труда, повышение конкурентоспособности французских товаров.  Осуществлялась модернизация производства, началось широкое использование нефти из Алжира, строились атомные электростанции и космический центр, значительно увеличились государственные ассигнования на научно-исследовательские работы.

Одной из главных задач, стоявших перед де Голлем, являлось окончательное решение колониальной проблемы. 16 сентября 1959 г. в выступлении по радио и телевидению де Голль сказал, что Франция намерена вручить алжирцам судьбу Алжира. Это вызвало бурное негодование ультраколониалистов в Алжире и во Франции. 23 января 1960 г. ультраколониалисты в Алжире восстали. Де Голль приказал войскам подавить восстание. Часть оккупационной армии не подчинилась этому приказу, другая – стала его выполнять. Над Францией навис призрак гражданской войны. В метрополии действовала тайная организация ОАС, объединяющая сторонников колонизации Алжира. В городах Франции прогремели взрывы, унесшие много человеческих жизней. Было  несколько попыток покушения на самого президента. Де Голль действовал решительно и жестко. В Алжир были посланы верные правительству офицеры, чтобы заменить мятежников.  Генерал решил апеллировать к народу. 8 января 1961 г. прошел референдум по алжирскому вопросу. 75 процентов голосовавших одобрили принцип самоопределения Алжира. Это дало де Голлю легитимную возможность провозгласить независимость Алжира. Тем не менее 23 апреля вспыхнуло еще одно восстание с целью сместить де Голля. Заговорщики планировали высадить в Париже десант парашютистов из Алжира. Франция пережила страшные минуты. Однако верные правительству войска подавили мятеж. Руководители заговорщиков либо бежали из страны, либо были арестованы.

Все противники де Голля надеялись, что после неудачных попыток покушений на него и провала расчетов на его политическую дискредитацию, он завершит выполнение своих функций в связи с окончанием президентских полномочий. Заканчивался 1965 год, последний год его мандата. Печать усиленно муссировала тему его преклонного возраста и обсуждала кандидатуры его наследников. Де Голль не обнародовал своих планов, но иногда подшучивал над своим возрастом. Например, в беседе с одним оппозиционным журналистом он сказал: «Я чувствую себя неплохо, но не беспокойтесь, когда-нибудь я обязательно умру».

В это время соцпартия уже начала свою предвыборную кампанию, выдвинув на пост президента Гастона Деффера. Оппозиция справа готовила своих кандидатов. Наконец, 24 октября 1965 г. генерал объявил французам, что решил еще раз просить их доверия, выставляя свою кандидатуру на пост президента. Получив 19 декабря 1965 г., во втором туре выборов, 54,5% голосов, генерал де Голль 8 января 1966 г. вторично официально вступил в должность, чтобы продолжать выбранный курс.

Шел бурный и переломный 1968 г. Страна была охвачена студенческими волнениями. Ухудшение экономического положения вызвало волну забастовок. 13 мая началась всеобщая забастовка и массовая демонстрация в Париже и в тот же день студенты захватили Сорбонну. Оппозиция, естественно, воспользовалась создавшейся ситуацией и усилила атаки на президента. Ситуация была весьма накаленной, некоторые источники утверждают, что готовился военный переворот. В этих условиях де Голль пошел на значительные уступки левым силам (соцпартии и ФКП). 11 октября Национальное собрание приняло представленный правительством закон о реформе системы образования. Чуть позже был принят закон о расширении прав профсоюзов на предприятиях. Был принят ряд мер, направленных на приспособление французской экономики к условиям международной конкуренции.

На 27 апреля 1969 г. был назначен референдум по вопросу о перестройке системы административно-территориального деления страны и реформе сената. Де Голль рассматривал исход этого референдума как вотум доверия или недоверия себе, хотя прямо этого не говорил. Понимали это и его противники. Например, Жорж Помпиду во время своего неофициального визита в Италию заявил, что готов выдвинуть свою кандидатуру на возможных досрочных президентских выборах.

На референдуме 52,4% голосовавших дали отрицательный ответ. Получив неодобрение народа, де Голль счел целесообразным отойти от власти, хотя с формальной точки зрения отрицательный ответ на референдуме совсем не предусматривал отставки президента. В конверте, переданном им премьер-министру Кув де Мюрвилю 28 апреля 1969 г., лежало следующее заявление де Голля: «Я прекращаю выполнение обязанностей президента республики. Это решение вступает в силу сегодня в полдень».

В 1973 г. французская экономика оказалась в затруднительном положении в связи с введением арабами нефтяного эмбарго, и как следствие этого, подрыва мировой экономики. У Франции нет значительных нефтяных месторождений, а французские угольные разрезы уже были на грани истощения. Быстрый послевоенный промышленный рост стал стремительно замедляться, увеличилась безработица и инфляция. Но прежде, чем правительство смогло овладеть новой ситуацией, Помпиду скоропостижно скончался в апреле 1974 года.

В выборах, проведенных после того, как де Голль ушел в отставку, Жорж Помпиду, премьер-министр Франции с 1962 по 1968, был избран президентом республики, чтобы продолжить курс своего предшественника. В иностранных делах он продолжил политику де Голля, ориентированную на независимость Франции от противостояния двух супердержав: США и СССР. Он продолжил близкое сотрудничество с Западной Германией, пытался поддерживать дружественные отношения с прежними французскими колониями и укрепить общеевропейский рынок. В стиле управления страной, однако, он был менее властным и более примирительным, чем де Голль. В отличие от своего предшественника, он позволил оппозиции воспрепятствовать входу в Европейское Экономическое Сообщество, также при нем Национальное Собрание начало играть более заметную роль в формировании политики Франции.

Смерть Помпиду стала неожиданностью для всех, и  политические партии были не готовы представить свои программы и кандидатов на предстоящие президентские выборы, поэтому в выборах приняло участие небольшое количество претендентов. В первом раунде голосования Франсуа Миттеран –  кандидат от социалистов – был поддержан Коммунистической партией не меньше чем своей и набрал в первом туре наибольшее число голосов, но немного не дотянул до требующегося  для  полной  победы  50 процентного плюс 1 голос рубежа.

В перерыве между турами центристы и правые объединили усилия и поддержали независимого республиканского кандидата – Валери Жискара д’Эстена, которому удалось с очень небольшим перевесом голосов победить Миттерана во втором туре президентских выборов.

Жискар планировал солидаризировать все центристские партии с правительством и покончить с устарелыми идеологическими конфликтами. Но партии дали резкий отпор его подвижкам на сближение. Однако все более увеличивающийся спад экономики мешал принятию  новых социальных программ и все больше и больше беспокоил французское правительство.

В 1981 г. социалистической партии удалось завоевать пост президента, получив абсолютное большинство мест в парламенте, и сформировать правительство. Сохранив основные положения Конституции 1958 г., касающиеся центрального аппарата Пятой республики, правительство социалистов вместе с тем приняло закон о децентрализации местного управления, упразднив традиционную должность префекта (потом восстановленную), ввело, хотя и в урезанном виде, пропорциональную избирательную систему. Местные органы власти получили большую самостоятельность в финансовых и других вопросах управления. В соответствии с законами 1983 г. подчинение нижестоящих органов самоуправления вышестоящим было ограничено определенными направлениями деятельности (образование, здравоохранение и т. п.), несколько смягчен был административный контроль центра над местными органами самоуправления. Право избирать представительные органы (самоуправления) было предоставлено регионам.

Период 1986-1988 гг. стал уникальным в том отношении, что помимо определенной переоценки роли государства, Пятая республика впервые испытала новацию «раздельного правления» – сосуществования президента-социалиста и правоцентристского правительства, опирающихся на оппозиционные друг другу политические блоки. Второй такой период «сосуществования» продолжался с 1993 по 1995 г., а с 1997 г., напротив, социалистическое правительство «сосуществует» с президентом-голлистом.

Политические события 80 – 90-х гг. показали, что, несмотря на все сложности и перипетии партийного соперничества, примат президентской власти во всех областях государственной жизни и ныне остался неизменным. Не случайно наиболее распространенными оценками Пятой республики являются такие характеристики, как «суперпрезидентская республика», или «ультрапрезидентский режим». Вместе с тем парламент – арена партийного соперничества, и в условиях политической поляризации глава государства еще больше, чем прежде, заинтересован в поддержке парламентского большинства, а для наиболее эффективного проведения в жизнь своей политики партия или блок партий должны выиграть не только президентские, но и парламентские выборы. Если же говорить об осуществлении парламентом своей главной функции – законодательной, то здесь он по-прежнему выступает в основном в роли «регистрационной палаты», поскольку по Конституции 1958 г. его собственная сфера законодательных полномочий значительно ограничена, а повседневный парламентский контроль (вопросы министрам) вместе с ответственностью правительства перед парламентом не играют во Франции большой практической роли.

Независимо от расстановки основных политических сил на рубеже XX и XXI вв. государство во Франции оставалось значительной регулирующей силой в экономике и социальных отношениях. Периодически проводимые национализация и приватизация отраслей экономики в целом сохранили соотношение государственного и частного ее секторов. Особенностью приватизации во Франции при передаче малоэффективных отраслей хозяйства и объектов госсобственности является сохранение в государственной собственности крупных пакетов акций этих объектов, использование государственных облигаций или аукционов.

Значительную роль на развитие политической системы Франции оказывают интеграционные процессы общеевропейского масштаба. Так, в 1992 г. Конституция Франции была дополнена разделом «Европейский союз», все более отчетливо стала проявляться тенденция к признанию верховенства «коммунитарного права» (права Европейского союза) над национальным правом.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!