Субъекты политики: понятие и виды

12 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Субъекты политики – люди и организации, обладающие политической властью или стремящиеся к ней. Анализ субъектов политики занимает в научной литературе, рассматривающей этот вопрос, важное место.

Существует немало классификаций субъектов политики.

По количественному признаку субъекты политики делят на единичные (отдельные граждане) и групповые (классы, этносы, сословия, партии, элиты и т. п.).

По правовому признаку субъекты политики делятся на физические (граждане, политические лидеры) и юридические (общественно-политические организации) лица.

Но чаще всего субъекты политики делят на два основных уровня:

1. Социальный, включающий личность, социальные группы, элиту, нации и др.

2. Институциональный, в состав которого входят государство, партии, профсоюзы, политические, общественные организации, движения и т. д.

 На институциональном уровне основным субъектом политического процесса является государство. Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, нация, народ, занимающие опреде­ленную территорию и представляемые органами высшей власти. В этом смысле говорят о французском, итальянском, российском и т.п. государствах. В узком значении государство рассматривается как особая организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

В политической науке государство представляет собой основной институт политической системы и власти в обществе, концентрированное осуществление этой властью политики. Вот почему и в обыденном и в теоретическом сознании все четыре явления – общество, государство, власть и политика – естественно отождествляются.

Выделение личности в качестве основного действующего лица в политическом процессе произошло не сразу, и поныне эта проблема является предметом разногласий. Так, согласно холистическому (от греч. holos – целый, весь) или коллективистскому подходам личность рассматривается как элемент общества, полностью подчиненной деятельности и воле государства. Такие взгляды на соотношение личности и власти были высказаны еще в учениях Конфуция, Платона и Аристотеля.

Напротив, гуманистический подход к личности утверждает ее в качестве полноправного субъекта общественной жизни, провозглашает незыблемыми права человека и ограничивает сферу действия государства по отношению к ней рамками законов. Основополагающими принципами политического устройства объявляются приоритет прав человека над правами государства, законность, неприкосновенность частной собственности и т. д. При такой политической организации общества личность предстает как цель, как ценность и источник власти, а государство, как средство, подотчетное гражданам и призванное неукоснительно выполнять свои функции. Представителями такого подхода являются Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант и др. Здесь необходимо заметить, что холистический подхода к личности, государству и обществу, как правило, присущ авторитарным, тоталитарным и постоталитарным государствам, в которых большинство населения имеют недостаточный уровень общей культуры.

В современной политической науке существуют теории и взгляды, стремящиеся органично сочетать идеи обоих подходов. К ним относятся христианское и социал-демократическое политические учения. Христианская концепция власти в своих взглядах на личность и государство основывается на признании трех принципов:

- ценность каждой личности как духовного существа и ее уважение государством и обществом;

- солидарность, т. е. ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого обо всех и всех – о каждом;

- субсидарность, что означает оказание государством помощи лишь тем, кто в ней нуждается: несовершеннолетние, инвалиды, пожилые, безработные, бездомные и другие.

Причем государственная поддержка не должна привести к социальному иждивенчеству, а значит и людям необходимо проявить ответственность за свое благополучие и самостоятельность в решении своих проблем.

Христианская концепция власти, а также социал-демократические учения исходят из признания роли государства в регулировании социально-экономических отношений. Согласно социально-демократическим взглядам, необходимо использовать государство в целях поддержки малоимущих слоев населения, обеспечения занятости граждан, сглаживания социальных контрастов, достижения социального согласия и благополучия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!