Субъекты политики: понятие и виды

5 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Анализ субъектов политики занимает в научной литературе, рассматривающей этот вопрос, важное место. Существует немало классификаций субъектов политики, но чаще всего их делят на два основных уровня: 1. Социальный, включающий личность, социальные группы, элиту, нации и др. 2. Институциональный, в состав которого входят государство, партии, профсоюзы, политические и общественные организации, движения и т.д.На институциональном уровне основным субъектом политического процесса является государство. Понятие «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, нация, народ, занимающие опреде­ленную территорию и представляемые органами высшей власти. В этом смысле говорят о французском, итальянском, российском и т.п. государствах. В узком значении государство рассматривается как особая организация, обладающая верховной властью на определенной территории.

В политической науке государство представляет собой основной институт политической системы и власти в обществе, концентрированное осуществление этой властью политики. Вот почему и в обыденном и в теоретическом сознании все четыре явления – общество, государство, власть и политика – естественно отождествляются. Понять сущность государства – одна из самых сложных задач общественно-научной мысли, которая обсуждается в философии, социологии, политологии, юридических и других науках. Так как проблемы государства и права рассматриваются в тесной взаимосвязи, анализ существующих подходов будет изложен в разделе, посвященном правовой сфере общественной жизни. Изучение же истории развития государства позволяет раскрыть его природу более полно.

История государства представляет собой сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древне-восточной, греко-римской, средневековой эпохами на Востоке и на Западе) и другими факторами. Основываясь на известной обобщенной генетической и исторической схеме эволюции государства, можно кратко представить его становление и развитие.

В эпоху античности государство находится на стадии становления, сохраняются остатки первобытной демократии, чередуются демократические (республиканские) и монархические (деспотические) режимы. В обществе существует деление на свободных (родовая знать, свободные ремесленники, крестьяне, торговцы, воины и пр.), несвободных (неграждане, рабы) и полусвободных (отпущенники и пр.). Экономическая деятельность здесь развита слабо, а основное производство, некоторая часть торговли и ремесел были уделом несвободных людей, не имевших ни гражданских, ни политических прав.

Для средневекового государства характерна деспо䞷ическая, монархическая власть. Здесь существует власть сеньориального вида, связывающая сеньора (господина) и его вассалов, при этом власть и государство отождествляются, а доминирующей являе陦ся монархическая форма правления.

Начиная с XIII века в Европе постепенно формируются основы государства Нового времени. Так, вассалитет постепенно заменяется организованным государственным аппаратом управления, в котором ведущую роль играют служебные отношения и функции, т.е. политическая организация власти. К XVI веку процесс развития новой политической организации общества привел к концентрации власти, опирающейся на социальную и экономическую базу. К этому времени относится появление самого понятия «государство», роль которого до этого выполняли такие понятия, как «владение», «земля», «княжество», «королевство», «империя» и т.п., а в научной литературе – понятие «республика», т.е. «общее (общественное) дело».

В Новое время в Европе завершается процесс образования наций, формирование общенационального рынка, языковой и культурной консолидации большинства стран. XVII век стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями. Для этого времени характерно формирование личности нового типа. Общество суверенного народа высвобождается из-под гнета государства и становится способным вступать в договорные (конституционные) отношения с центральной властью. Здесь борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие получили новое развитие. Обосновывается идея гражданского развития общества (Т.Гоббс, Дж.Локк, а в XVIII веке – Ж.-Ж.Руссо, И.Кант и другие) и преобразования власти абсолютизма правом (Дж.Локк, И.Кант, В.Гумбольт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII века, И. Кант и др.) и ограничение правом самого государства (Дж.Локк, И.Кант, Г.Гегель, конституционалисты XIX - XX веков, К.Ясперс и многие другие).

Становление гражданского общества и правового государства представляло собой не единственную тенденцию в общественном развитии. Древней традицией было создание многонациональных империй из главенствующего, центрального государства – метрополия и нескольких или многих присоединенных, присоединившихся или завоеванных стран или народов. Империи не стойки, и причины их распада многообразны, однако   в этих процессах обнаруживается тенденция к образованию национальных государств. Эта закономерность особенно четко выразилась в XX веке. Не унитарное (единообразное), а федеративное или кон­федеративное устройство государства оказалось жизнеспособным и отвечающим требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Унитарность – это господство центра и подчинение окраин, неравномерность процессов развития и стремление к национально-государственному обособлению частей уже сложившегося государства.

Напротив, федерация – это союз нескольких государств, которые сохраняют часть своих прав как субъекты единого государства. Федерация становится прообразом следующей стадии общественного и политического развития – европейской интеграции государств. Это новое объединение, союз социально однородных и равноправных государств. Интеграция Европы привела к созданию Европейского союза (ЕС). В связи с этим был образован Европарламент, создан Европейский Центральный банк для скоординированной экономической политики и введена единая валюта «евро», ставшая официальной денежной единицей пока для одиннадцати стран Европы.

Итак, XX столетие, как очередной этап в эволюции государства, характеризуется расширением федеративных и конфедеративных процессов (вступление в федеративное объединение Германии вслед за Швейцарией и США), появлением условий для новой современной государственности и первых интеграций. Главными условиями таких процессов являются дальнейшее развитие демократических ценностей, создание основ гражданского общества, правового государства и научно-технический прогресс.

Таким образом, история человеческого общества и реальные исторические типы государственного устройства дают возможность говорить о закономерностях становления государства. Так, ранняя форма государства возникает из предгосударственных форм власти или союза племен. Позднее его становление, функционирование и развитие связано с разделением общественного труда, появлением частной собственности, социальной дифференциацией общества, образованием социальных групп (классов, страт и т.д.). Вместе с появлением имущественного, социального и функционального неравенства возникает политика, организующая и регулирующая общественные отношения, и ее новая институциональная форма – власть с органами управления и контроля.

Так, в процессе одновременного развития экономической, социальной и политической организации общества возникает государство. Государство всех времен и типов обладает рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. Выделение его важнейших при­знаков позволяет глубже выяснить сущность государства:

- формирование правящих сил на социальной и классовой основе; наличие политической организации – политической системы, структур центральной и периферийной власти;

- ряд обязательств перед страной и народом (поддерживать внутренний    мир и порядок, защищать подвластную территорию);

- регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цель общего блага);

- ряд монопольных прав (монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы, право эмиссии денежных знаков, право определять и взимать налоги и сборы, выпускать займы, осуществлять бюджетную политику, создавать, содержать и использовать вооруженные силы и органы пресечения, право на осуществление внешней политики и другие).

Вышеназванные общие признаки государства отличают его от других организаций и объединений. Существование государства и проявление этих и других признаков означает осуществление необходимых функций. Функции государства следующие:

- защита государственного строя; предотвращение и устранение социальных конфликтов;

-  регулирование экономических, социальных, правовых и других общественных отношений;

-  осуществление общей для страны внутренней политики;

-  внешнеполитические функции защиты интересов страны;

- функции обороны страны и ведения вооруженной борьбы и многие другие.

Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые им при этом средства, характер установленных в государстве общественных отношений позволяют классифицировать разные его виды, строить их типологию.

В зависимости от классовой природы правящих сил различают рабовладельческое, феодальное, буржуазное и пролетарское государства. Форма правления, т.е. организация правящей власти, служит основой для деления государств на монархические, республиканские, а последние, в свою очередь, на президентские и парламентские. Устройство политиче­ской организации дает возможность говорить об унитарном, федеративном и конфедеративном государстве. Политический режим позволяет рассматривать демократическое, авторитарное, тоталитарное, диктаторское, деспотическое, либеральное и другие виды государств.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!