Субъектно-объектное видение мира

14 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В философии раздел, кото­рый занимается изучением особенностей научного познания, назы­вается гносеологией или эпистемологией. Эти понятия весьма близки. Однако гносеология нацелена на изучение познавательного процесса в целом, начиная от его исходных пред­посылок и кончая структурными компонентами и многообразием типов знания. Эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы, а прежде всего отношение знания к реальности и усло­вия истинности. Эпистемологи озабочены возможностью рациональ­ного осмысления перехода от чувственного к рациональному, от эмпирического к теоретическому, от слова к вещи, логикой иссле­довательского процесса. Эпистемология предполагает изучение по­знавательных процедур с точки зрения получения истинного зна­ния. Эпистемологическая проблематика возникает в связи с тем, что .в науке существуют отклонения от законов, неоднозначность науч­ного доказательства, проблема объективности и самое существен­ное - проблема выяснения условий и критериев истинности. Эпи­стемологическая ось - это ось точного общенаучного знания, пол­ных дефиниций, обоснованных концепций, не имеющих ничего об­щего с произволом. Мыслить научно в эпистемологии означает по­знать закон природы одновременно и как феномен (явление), и как ноумен (внутреннюю сущность). Исходная, отправная основа эпи­стемологии должна отвечать требованиям изначальной ясности. Раз­витие наук представляется протекающим в направлении рациональной связанности. Продвижение знания сопровождается ростом согла­сованности выводов. Эпистемология требует одновременно и реали­стического, и рационалистического языка. В ней взгляд индивиду­ального сознания оттеснен на второй план, поэтому происходит раз­венчание, «ниспровержение» субъекта.

В науке (естествознании и математике), впрочем, всегда суще­ствовала ситуация некоторой отстраненности от субъекта, ее не ин­тересовал ни внутренний мир исследователя, ни его настроения и темперамент, ни его вероисповедание и национальность. Субъект научного познания выступал как необходимый полюс или компо­нента научной деятельности, в которой другим полюсом притяже­ния оказывался объект. Под субъектом познания в общем плане по­нимается активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид либо группа индивидов. Под объектом понимается тот фраг­мент реальности или часть природного или социального бытия, на которые направлена познавательная активность человека. Теория познания, занятая изучением познавательного отношения челове­ка к действительности, видит в субъекте участника познавательного процесса. Он зависим от конкретно-исторических условий и социо-культурных факторов и во многом ограничен возможностями обще­ственной практики:

Современная трактовка понятия «субъект познания» берет свое начало от Декарта, у которого противопоставление субъекта и объ­екта выступило исходным пунктом анализа познания. Следующий важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутрен­ней организации субъекта, развил учение о категориях как о фор­мах суждения, представление о родовом субъекте, априорном и апо­стериорном знании.

Метафизический материализм оказался бессилен в решении вопроса о соотношении субъекта и объекта. Субъект понимался как отдельный, изолированный индивид, сущность которого свя­зывалась с его природным происхождением, объект - как неза­висимо существующий объективный мир.. Их отношения опреде­лялись только воздействием объекта на субъект, последний ока­зывался пассивно воспринимающим, лишенным целей и интере­сов биологическим существом. Но если Фейербах считал, что наше Я познает объект, лишь подвергаясь его воздействию, то Маркс совершенно справедливо уточнял - воздействуя на него. Эта ак­тивная, деятельностная роль субъекта в процессе познания пре­красно понималась идеализмом. Причем она абсолютизировалась до такой степени, что даже объект трактовался производным и зависимым от субъективной активности. В субъективном идеализ­ме, где властвовал тезис - «Вещь есть комплекс моих ощуще­ний», объект фактически устранялся.

Современная философия, признавая независимое существо­вание субъекта и объекта, обращает внимание на их связь и взаи­модействие. Объект из фрагмента реальности активно преобразует­ся в «очеловеченный» объект, наделяется характеристиками, со­ответствующими человеческим потребностям, и сам изменяется в ходе этого взаимодействия. Субъект выступает не как абстрактный биологический индивид, а как исторически развивающееся соци-альное-еущество. Основу их взаимодействия составляет предметно-практическая деятельность. Будучи активной силой во взаимодей­ствии с объектом, человек не может действовать произвольно. Сам объект, а также уровень конкретно-исторического развития ставит определенные пределы и границы деятельности. Именно на этой основе возникает необходимость познания законов объекта, что­бы согласовать с ними деятельность и практические потребности субъекта.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!