Субъектно-объектное видение мира
В философии раздел, который занимается изучением особенностей научного познания, называется гносеологией или эпистемологией. Эти понятия весьма близки. Однако гносеология нацелена на изучение познавательного процесса в целом, начиная от его исходных предпосылок и кончая структурными компонентами и многообразием типов знания. Эпистемологию интересуют не все познавательные проблемы, а прежде всего отношение знания к реальности и условия истинности. Эпистемологи озабочены возможностью рационального осмысления перехода от чувственного к рациональному, от эмпирического к теоретическому, от слова к вещи, логикой исследовательского процесса. Эпистемология предполагает изучение познавательных процедур с точки зрения получения истинного знания. Эпистемологическая проблематика возникает в связи с тем, что .в науке существуют отклонения от законов, неоднозначность научного доказательства, проблема объективности и самое существенное - проблема выяснения условий и критериев истинности. Эпистемологическая ось - это ось точного общенаучного знания, полных дефиниций, обоснованных концепций, не имеющих ничего общего с произволом. Мыслить научно в эпистемологии означает познать закон природы одновременно и как феномен (явление), и как ноумен (внутреннюю сущность). Исходная, отправная основа эпистемологии должна отвечать требованиям изначальной ясности. Развитие наук представляется протекающим в направлении рациональной связанности. Продвижение знания сопровождается ростом согласованности выводов. Эпистемология требует одновременно и реалистического, и рационалистического языка. В ней взгляд индивидуального сознания оттеснен на второй план, поэтому происходит развенчание, «ниспровержение» субъекта.
В науке (естествознании и математике), впрочем, всегда существовала ситуация некоторой отстраненности от субъекта, ее не интересовал ни внутренний мир исследователя, ни его настроения и темперамент, ни его вероисповедание и национальность. Субъект научного познания выступал как необходимый полюс или компонента научной деятельности, в которой другим полюсом притяжения оказывался объект. Под субъектом познания в общем плане понимается активно действующий, обладающий сознанием и волей индивид либо группа индивидов. Под объектом понимается тот фрагмент реальности или часть природного или социального бытия, на которые направлена познавательная активность человека. Теория познания, занятая изучением познавательного отношения человека к действительности, видит в субъекте участника познавательного процесса. Он зависим от конкретно-исторических условий и социо-культурных факторов и во многом ограничен возможностями общественной практики:
Современная трактовка понятия «субъект познания» берет свое начало от Декарта, у которого противопоставление субъекта и объекта выступило исходным пунктом анализа познания. Следующий важный шаг был сделан Кантом, который раскрыл законы внутренней организации субъекта, развил учение о категориях как о формах суждения, представление о родовом субъекте, априорном и апостериорном знании.
Метафизический материализм оказался бессилен в решении вопроса о соотношении субъекта и объекта. Субъект понимался как отдельный, изолированный индивид, сущность которого связывалась с его природным происхождением, объект - как независимо существующий объективный мир.. Их отношения определялись только воздействием объекта на субъект, последний оказывался пассивно воспринимающим, лишенным целей и интересов биологическим существом. Но если Фейербах считал, что наше Я познает объект, лишь подвергаясь его воздействию, то Маркс совершенно справедливо уточнял - воздействуя на него. Эта активная, деятельностная роль субъекта в процессе познания прекрасно понималась идеализмом. Причем она абсолютизировалась до такой степени, что даже объект трактовался производным и зависимым от субъективной активности. В субъективном идеализме, где властвовал тезис - «Вещь есть комплекс моих ощущений», объект фактически устранялся.
Современная философия, признавая независимое существование субъекта и объекта, обращает внимание на их связь и взаимодействие. Объект из фрагмента реальности активно преобразуется в «очеловеченный» объект, наделяется характеристиками, соответствующими человеческим потребностям, и сам изменяется в ходе этого взаимодействия. Субъект выступает не как абстрактный биологический индивид, а как исторически развивающееся соци-альное-еущество. Основу их взаимодействия составляет предметно-практическая деятельность. Будучи активной силой во взаимодействии с объектом, человек не может действовать произвольно. Сам объект, а также уровень конкретно-исторического развития ставит определенные пределы и границы деятельности. Именно на этой основе возникает необходимость познания законов объекта, чтобы согласовать с ними деятельность и практические потребности субъекта.