Сценическое искусство Японии

21 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Традиция японского сцениче­ского искусства насчитывает пять основных театральных жанров: бугаку, но, кёгэн, бунракуи кабуки. Все эти пять традиций существуют по настоящий день. Несмотря на значительные различия, они объединены общими эстетическими принципами, лежащими в основе японского традиционного искусства.

Бугаку представляет собой церемониальный танец, часть при­дворного ритуала, восходящего к VIII в. Несмотря на то что бугаку по своему духу и символике является сугубо японским действом, он носит явные следы влияния древнего китайского (а также корейского и даже индийского) церемониального танца.

Расцвет театра но относится к XIV в. Но основан на принципах дзэнской эстетики и отражает буддийский взгляд на жизнь как на нечто эфемерное, быстротечное. Жанр но восходит к ритуальным синтоистским действам; первоначально актеры но выступали при буддийских и синтоистских храмах, разыгрывая сцены религиозного содержания. Маски театра но связаны с традицией древних риту­альных представлений - гигаку; музыкальное сопровождение заимствовано из ритуального синтоистского танца - кагура, придворной музыки - гагаку и буддийской церемониальной музыки. Наиболее ранней из пьес но считается «Окина» (X в.), ее даже сложно назвать «пьесой», ибо состоит она из трех ритуальных танцев, представля­ющих собой моление о мире, плодородии и долгой жизни. Станов­ление же театра но связано с именем Дзэами Мотокиё (1363-1443) - выдающегося потомственного актера, драматурга и теоретика теат­ральных действ. В 1374 г. Дзэами и его отец, Канами выступили перед сёгуном Асикага Ёримицу; сёгун был потрясен их игрой и взял театр но под покровительство сёгуната. Спектакль но - это целое действо, гармоничное единство литературного текста (в том числе - поэтического), актерской игры, танца, музыки (флейты и барабаны) и хора из 8-10 человек. Особую эстетическую функцию выполняют также великолепные, роскошные одеяния актеров; ма­ски, с глубоким психологизмом выражающие тончайшие оттенки человеческих чувств и строгое сценическое пространство, главной декорацией которого является изображение древней сосны. Сцени­ческое движение, канонические позы и жесты были строго рассчи­таны и выверены; каждый элемент драмы, от актерской игры до покроя и цвета костюмов и декора веера, помогающего актеру играть со сценическим пространством, строго соответствовал единой сис­теме символов, позволявшей более глубоко раскрыть особенности образа героя. В драмах Дзэами собственно действие пьесы было на втором плане; то, что ныне называется «экшн», в пьесах но почти не было; главный акцент делался на психологические образы, актеры при помощи всех выразительных средств стремились наи­более полно раскрыть чувства своих героев, заставить зрителей в напряжении сопереживать им. Актеры но буквально гипнотизиро­вали аудиторию своей игрой, что требовало от них высочайшего профессионализма; постижение актерского мастерства театра но начиналось с раннего детства и совершенствовалось в течение всей жизни. Театр но и от зрителей требовал довольно солидной подго­товки и образованности; поэтому недаром этот жанр относился к «высокому», элитарному искусству. Репертуар но весьма разнообра­зен; в настоящее время известно около 240 пьес различного содер­жания; типичные герои пьес но - духи великих самураев прошлого, являющиеся в мир людей, чтобы отомстить или проститься со своими близкими. Их образы, как правило, трагические: умиротво­ряющие духов монахи; божества; демоны и одержимые ими люди;

женщины, страдающие от потери своих любимых, древние старцы и т. п. Примечательно, что в классическом театре но все роли, включая женские, исполняются только мужчинами. Составной и обособленной частью действа но являются представления кёгэн, развлекательные интермедии комического характера, восходящие к старинной китайской клоунаде. Смысл представлений кёгэн заклю­чается в снятии у зрителей излишнего эмоционального напряжения в перерывах между «серьезными» действиями но.

Традиция театра кабуки, в отличие от элитарного но, связана с эгалитарной городской культурой. Кабуки был любимым зрелищем горожан всех слоев и уровней достатка и отвечал вкусам этой публики. Возникновение театра кабуки относится к самому началу XVII в. и связано с именем Окуни, известной исполнительницы ритуальных танцев при синтоистском храме в Идзумо. Она путеше­ствовала по всей стране с небольшой группой танцовщиц; они не только исполняли танцы, но и разыгрывали целые представления, как правило в сухих руслах рек, где правительство не взимало пошлину со сборов. Как внешний вид, так и манеры поведения Окуни и ее труппы шокировали публику, поэтому исполняемые ими танцы прозвали кабуки -одори, от глагола кабуку, что означает «от­клоняться», «шокировать». Первоначально театр кабуки был пре­имущественно женским, онна кабуки, однако правительство, недовольное фривольным и аморальным поведением актрис, в 1629 г. запретило участие женщин в театре. Женщин в кабуки стали заменять юноши, представления вакасю-кабуки имели еще более громкий успех, однако с 1652 г. сёгунат запретил по тем же причинам и вакасю-кабуки. С тех пор участвовать в театральных постановках кабуки было разрешено только взрослым мужчинам, фривольные сцены были строго запрещены, спектакли стали подвергаться стро­гой цензуре, актерам же запрещалось покидать пределы «веселых кварталов». Постановки театра кабуки, первоначально восходившие к сценкам кёгэн, постепенно развивались и с течением времени превратились в сложное действо, объединяющее в единое целое различные сценические искусства. Пьесы кабуки обычно посвяще­ны популярным в Японии сюжетам, заимствованным из народных легенд, самурайских эпосов, исторических хроник, а также из репертуара театра но и кукольного театра бунраку. Многие драма­турги, такие, как Тикамацу Мондзаэмон (1644-94), Цуруя Намбоку (1755-1829), Каватаки Мокуами (1816-93) и др., специально сочи­няли пьесы для кабуки (как правило, на популярный сюжет). Актерское мастерство театра кабуки также имеет свою специфику: актеры должны овладеть особым стилем сценического движения, сценической речи (монологи и диалоги), танцем, пантомимой, сценическим фехтованием, акробатическим искусством, искусст­вом мгновенно менять костюмы и перевоплощаться в другую роль. Костюмы и сценический грим также играют немаловажную роль:

они имеют вполне определенную символику, строго соответствуют определенному типу сценического персонажа и призваны подчер­кивать душевное состояние героя. В театре кабуки маски не исполь­зуются, предпочтение отдается гриму, искусство наложения которого, как и символика, во многом восходит к традиции старин­ной Пекинской оперы. Спектакль проходит при музыкальном со­провождении; музыканты находятся как на сцене, так и за ней. Основными музыкальными инструментами являются традицион­ные японские трехструнные инструменты - сямисэны, а также флейты, барабаны и деревянные палочки ки, ритмические посту­кивания которых друг о друга или о деревянную доску играют особую роль в звуковом оформлении спектакля. Немаловажное значение придается также и вокалу. Декорации кабуки, в отличие от но, гораздо более разнообразны и роскошны, они создают определенный эстетический фон и эмоциональный настрой спек­такля.

Параллельно с традицией кабуки развивалась и традиция япон­ского кукольного театра бунраку, известного также как аяцури дзёрури; дзёрури означает декламацию (напев сямисэна) драматиче­ского текста под аккомпанемент; аяцури - собственно кукольное действо. Каждой куклой, размер которых составляет примерно от '/2 до Уз человеческого роста, управляют сразу три человека; у кукол подвижны глаза, веки, брови, рот, руки и ноги. Кукловоды одеты в черные одежды, у двоих ассистентов даже лица закрыты черными колпаками. Декламатор не только читает текст, но и «озвучивает» сразу всех кукол. В некоторых спектаклях участвует сразу несколько декламаторов, читают текст они одновременно. Для бунраку было написано много знаменитых пьес (впоследствии переложенных для кабуки): «Сонэдзаки синдзю» («Самоубийство влюбленных на острове Сонэдзаки»), 1703 г., «Канадэхон тюсингура» («Сокровищница 47 верных вассалов»), 1748 г., «Дзёрури-химэ моногатари» («Сказание о госпоже Дзёрури»), XVI в.; а также пьесы по мотивам самурайских эпосов «Гикэйки» («Сказание о Ёсицунэ»), «Хэйкэ моногатари» («Сказание о доме Тайра») и др. Наиболее известными драматурга­ми, писавшими пьесы для бунраку, считаются Тикамацу Мондзаэмон (1644-94), Ки-но Канон (1633-1742), Такэда Идзумо II (1691-1756), Намики Сосукэ (1695-1751), Мисси Сёраку (1696-1772), Тикамацу Хандзи (1725-85). Традиционный театр бунракук. концу XVIII в. был постепенно вытеснен театром кабуки и переживал период упадка, усугубившегося после военного поражения Японии в 1945 г., когда многие японцы отвернулись от своей традиционной культуры в сторону западных ценностей. Некоторое время казалось, что судьба бунраку предрешена, однако в настоящее время тради­ционный кукольный театр вновь возрождается, ибо пользуется огромной популярностью как среди иностранцев, так и самих японцев.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!