Структура культуры

26 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сложность и многоплановость явления «культура» определяет невозможность единого строения. Многообразие подходов, школ и направлений обуславливают различие в классификации структуры культуры. Проявления различных сторон культуры также служит основой для выделения ее слоев на основе тех или иных критериев.

Согласно динамической модели принято различать культуры:

по социально-политическим признакам (классовым) рабовладельческую, феодальную, буржуазную, социалистическую культуры;
по ведущему виду деятельности и состоянию общества первобытную (земледелие, культура эпохи бронзы, культура кочевников), индустриальная (капиталистическое общество) и постиндустриальная (культура информационного общества).
по регионально-религиозному признакам (буддистскую, индуистскую, доколумбовую культуру и т.д.).

Исходя из структурно-функционального анализа принято различать материальную и духовную культуры, обыденную и специализированные культуры. В данном случае принято говорить о технической культуре, экономической культуре, экологической культуре и т.д.

Деятельностная модель рассмотрения позволяет выделять специфические виды культурной деятельности: хозяйственную, политическую, религиозную, художественную, научную, морально-этническую, философскую и т.д.

В аксиологическом плане принято различать материальную, духовную и социальные аспекты проявления культуры. Ценности - это материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, общества, служить их интересам и целям. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств, форм их производства и способов овладения ими. Материальная культура – это культура труда и производства и воспроизводства материальных благ. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика, религия, искусство, наука). В данном случае различают нравственную, эстетическую,  религиозную, политическую, правовую, научную и иные виды культур. Разграничение на материальную и духовную культуры весьма условно, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникаемы. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя: познавательную и интеллектуальную стороны преобразовательной деятельности человека.
В отечественной философской литературе выделяют разные ее пласты проявления культуры. Так М.С. Каган вычленяет три слоя культуры: материальный, духовный и художественный. Причем последний слой, как особый и самостоятельный, является доминирующим. В свою очередь, В.С. Барулин выделяет следующие уровни культуры: общественный, духовно-идеальный, ценностно-ориентационный и социально-пространственный.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по-разному. Язык можно определить как систему коммуникации, осуществляемую с помощью звуков и символов, значения которых условны, но имеют определенную структуру. Язык - явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия, т.е. без общения с другими людьми. Язык служит основным средством передачи культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты. Это свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно примитивнее. В языке имеется множество подразумеваемых и формальных правил, определяющих способы сочетания слов для выражения нужного смысла. Грамматикой называется система общепринятых правил, на основе которых используется и развивается стандартный язык. Вместе с тем часто наблюдаются отклонения от грамматических правил, связанные с особенностями различных диалектов и жизненных ситуаций. Язык участвует в процессе приобретения и организации опыта людей. Антрополог Бенджамин Ли Уорф показал, что многие понятия кажутся нам «само собой разумеющимися» только потому, что они укоренились в нашем языке. Особенно явственно общность обнаруживается при сравнительном анализе языков. Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при наличии значений, которые принимаются, используются ее участниками и поняты им. Общий язык поддерживает сплоченность общества. Он помогает людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих событиях. Руководители развивающихся стран, где существуют племенные диалекты, стремятся к тому, чтобы был принят единый национальный язык, чтобы он распространялся среди групп, не говорящих на нем, понимая значение данного фактора для сплочения всей нации и борьбы с племенной разобщенностью.

2. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой – в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Н. Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи. Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

3. Ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

4.Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей  в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности. Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми. Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

Культура - это многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В типологизации принято различать:

религиозную и светскую культуры (А.Новицкий, В Шевчук и др.);
женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) культуры (В.Санги, К.Шилин и др.);
мировую и национальные культуры.
общечеловеческую и культуру этноса, класса, коллектива, семьи, личности

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Её первой ступенью является культура собирательства и охоты (первобытная культура). Почти 99%  времени эволюции человечества приходится на период собирательства и охоты. Далее выделяется аграрная культура продолжительностью 10 тыс. лет, характеризующееся земледелием и скотоводством. Сельское хозяйство зародилось примерно за 8 тыс. лет до н.э. Индустриальная эпоха зародилась в 1750 г. утвердилась в конце XIX века существует до настоящего времени.

Национальная культура, в свою очередь, выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Модели культуры формируются в ходе постоянной борьбы между противоположными тенденциями - к объединению и разъединению.

В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры. Высокая (элитарная) культура - изящное искусство, классическая музыка и литература - создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой, что способствовало оформлению массовой культуры. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становиться «массовой», когда ее продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.
В XX веке с развитием науки и техники, совершенствованием производственных процессов, демократизацией общественной жизни оформляется потребительское общество, в котором культура приобретает массовый характер. Однако невозможно в одночасье изменить внутреннюю культуру людей, приобщить их к подлинному искусству. Для этого требуется время. «Массовая культура» стала ориентированной для «среднего пользователя». Тогда как она должна их поднимать до уровня настоящей культуры. В данном случае А.Г. Спиркин прав, утверждая, что широким народным массам нужно давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому, вплоть до величайших шедевров искусства.

Итак, всеобщая природа культуры в обществе существует, функционирует и развивается в конкретных проявлениях, слоях культуры. Эти общие проявления раскрывают какой-то один аспект культуры. Сама же культура выступает как универсальное, многокачественное и динамичное системное образование.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!