Структура и уровни социологического знания

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3
1. Социология как наука. Сущность социологического знания   4
2. Структура социологического знания       10
3. Уровни социологического знания       15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ           21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         22

ВВЕДЕНИЕ

Результатом взаимодействия людей в обществе является переплетение смыслов, ожиданий, деяний, и все это составляет предмет изучения социологии. Следовательно, мы можем определить социологию как научное изучение социального взаимодействия и организации.
Социология – отрасль науки о человеческом поведении, ставящая целью раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социальных отношений. Она изучает традиции, структуры и институты, влияние групп и организаций на поведение и характер людей. Социология исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе, занимается изучением социального взаимодействия и группового поведения с помощью исследований, основанных на точном и специализированном сборе и анализе фактов в связи с этим возникает вопрос о структурировании социологического знания, выделении уровней науки. Данный вопрос особенно актуален в России, где процесс развития социологии как науки не имеет такой длительной и непрерывной истории как на западе.
Объект исследования: социология как наука. Предмет исследования: структура и уровни социологического знания.
Целью работы является характеристика уровней и общей структуры социологического знания.
Задачи исследования: 1) определить понятие и место социологии среди общественных наук; 2) выявить структуру социологической науки; 3) определить основные уровни социологического знания.
Структура исследования: введение, три параграфа, заключение и список литературы, используемой при написании контрольной работы.

1. Социология как наука. Сущность социологического знания

Социология - отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами. Она включает в себя изучение традиций, структур и институтов, возникающих в ходе взаимодействия сил, которые их объединяют и ослабляют, и тех воздействий, которые участие в группах и организациях оказывает на поведение и характер людей. Социология также исследует базисные характеристики человеческого общества в локальном и мировом масштабе и различные процессы, которые сохраняют статус-кво и вызывают изменения .
Это социальная жизнь, которая имеет свои особенности в регулировании поведения людей; человек не обладает инстинктами, подобными тем, которые направляют поведение более низших животных. Поэтому он сильнее зависит от социальной организации, чем любой другой вид живых существ. Этим обусловлена выработка институциализированных социальных форм поведения, оказывающих определяющее влияние на человеческие действия. Задача социологии состоит в том, чтобы выявить эти формы, исследовать, как они работают, а также как они возникают, развиваются. усложняются, взаимодействуют друг с другом, разлагаются и исчезают. Среди наиболее важных таких структур необходимо отметить семью - предмет важной отрасли социологии. Группа, сообщество, экономические и политические порядки, различные добровольные ассоциации и организации типа церкви и армии имеют особую значимость для социологического анализа .
Несмотря на то, что социология может рассматриваться как часть западной традиции рационализма, открытого древними греками, она представляет собой итог развития философии XVIII - XIX в. и считается реакцией на ненаучные подходы классической философии и литературы к социальным явлениям. Какое-то время социология считалась частью философии морали. Некоторые аспекты изучения этого предмета другими науками остаются сферой интересов социологов. Социология связана с естественными науками. Социология девятнадцатого столетия, ощутившая влияние успехов биологии и эволюционной теории, пыталась провести параллели между биологическим и социальным развитием. В настоящее время интерес к этому снизился, но социология сохраняет интерес к экологии, поведенческой генетике, проблемам биологического воспроизводства и смертности, поскольку они касаются изучения населения .
Социология - одна из социальных, или поведенческих, наук; как таковая она отличается от естественных наук (биологии, физики и химии), с одной стороны, и от гуманитарных дисциплин (литературы, музыки, искусства) - с другой. Все социальные науки - антропология, история, социология, психология, экономика и политическая наука - имеют дело с человеческим поведением. Каждая из них имеет собственный взгляд на вещи, и они отличаются друг от друга. Категория «поведенческой науки» включает антропологию, социологию и психологию минус такие специализированные подобласти, как психофизиология, археология, техническая лингвистика и значительная часть физической антропологии, плюс социальная география, часть психиатрии, поведенческие разделы экономики, политическая наука и правоведение .
Из всех областей по крайней мере антропология и социология больше других имеют общую точку приложения сил. Главное различие между ними заключается в том, что культурные антропологи исповедуют исторический подход к образу жизни небольших дописьменных обществ. Их концепции и методы приложимы и к более сложным городским обществам. Бесценный вклад антропологии заключается в понятии «культура». Оно имеет огромное значение для социологии и помогает студентам избежать этноцентризма - привычки жестко мыслить в терминах идей, верований и ценностей собственной группы .
Если антропология помогает нам преодолеть этноцентризм, то история помогает избавиться от техноцентризма - неизмеряемого и по большей части бессознательного принятия своей собственной страны, своей собственной эпохи и своей собственной биографии в качестве центра социологического осмысления мира или фокуса, к которому привязываются все другие исторические периоды, либо критерия, на основании которого они оцениваются. Значительную часть данных социолог по необходимости черпает из истории, но он должен помнить, что история есть, с одной стороны, искусство, а с другой - социальная наука. Историк отбирает и выстраивает факты в соответствии с тем, что он подбирает только надежные данные; тем не менее он имеет дело, по определению, с прошлым поведением и уникальными событиями. Поэтому он не может использовать ту технику исследования, которая применяется в других социальных науках. История дает ученому, изучающему человеческое поведение, гакое видение мира, которое он не может получить из других наук.
Психология также изучает человеческое поведение, но в ее фокусе находится отдельный индивид. В социальной психологии - области, расположенной частично в социологии, а частично в психологии - объектом исследования выступает индивид в группе. Одно из центральных понятий этой дисциплины - понятие «Я» («Self»), которое обозначает личность, социализированную человеческой группой .
Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Ее интересуют формальные политические организации и политическое поведение, которое формируется и определяется этими организациями, а также культурными верованиями и философией правительства, наконец, социальной структурой общества в целом. Курс политической социологии имеет дело именно с таким поведением, но рассмотренным с социологической точки зрения. Экономика изучает то, как человек использует свое окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг .
Таким образом, своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения - сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности - социума как объекта социологии.
Своеобразие социальных отношений состоит прежде всего в том, что они носят комплексных характер и не сводимы к отношениям только экономическим, только политическим или духовным. Они по-своему проявляются по всех сферах общественной жизни и включают в себя так или иначе и социально-экономическое, и социально-политическое, и социально-духовное, социально-культурное содержание. Именно потому, что личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа всегда и одновременно являются носителями, субъектами всей совокупности общественных отношений. Именно такое понимание социального и социальных отношений позволяет правильно уяснить, каким образом социология, изучая общество как целое, тем не менее, не подменяет и не поглощает другие общественные науки, имея свой, специфический объект и предмет исследования. Социология изучает не все и вся в обществе, а только социальную сферу его функционирования и развития .
Объект социологии - то, на что направлено социологическое внимание и исследование. Но это не просто общество, или некая совокупность общественных отношений людей. Во-первых, это прежде всего современное общество. Во-вторых, отчасти это и прошлое общество, поскольку необходимы исторические сравнения для лучшего понимания современности. В-третьих, и это особенно важно, объектом социологии выступает информация об обществе: объективная и субъективная, первичная и вторичная, собранная с помощью самых различных методов, на основании различных источников.
Основными информационными объектами социологии выступают: демографический (совокупность моделей рождаемости, смертности, миграции населения); психологический (совокупность установок и методов поведения людей); общностный (информация о классах, группах, слоях, организациях); отношенческих (сведения о взаимодействии людей, групп, обусловленном их социальными ролями и занимаемыми позициями); культорологический (связанный с поведением людей, обусловленным нормами и ценностями жизни и культуры).
Итак, социальная реальность, выраженная в совокупности информации о ней, социальные факторы образуют объекты социологии. Он не отделен непроходимой стеной от предмета. Предмет - часть объекта, он "вырастает" из него, являясь совокупностью содержательных узловых проблем. Скажем, общество как целостность - объект социологии. Изучение его как органической системы - предмет. Функционирование общества является объектом социологической науки, а исследование механизма функционирования составляет предмет. Обращение к социальным институтам (государству, собственности, семье) - объектная область социологии. Исследование же регулирующих, управляющих, властных функций этих инструментов составляет один важный элемент предмета нашей науки .
Соответственно вырисовывается понятие предмета социологии как науки о современном обществе как целостной системе, тенденциях ее функционирования и изменений, науки о становлении и динамике социальных общностей, институтов и организаций, взаимодействии между личностью и общностями, науки об осмысленных социальных действиях людей, социальных процессах и массовом поведении. Соответственно, основной вопрос социологии можно сформулировать так: что есть общество как функционирующая структурная целостность? Отвечая на него, мы говорим, что это взаимодействие социальных общностей, личностей, социальных процессов, поведения людей. Мы даем самое общее определение предметной области социологии, которое, как нам кажется, является лейтмотивом различных концепций относительно природы социологического знания .
Схематически структуру предмета социологии можно представить в виде концентрических кругов. В центре "Ядро" - социальные общности, включающие в себя всю совокупность человеческих индивидов и являющиеся "социумом" точном значения этого понятия. Социальные общности - источник и движущая сила социальных действий и процессов. Их взаимодействие ведет к институционализации. Динамика социальных общностей, групп, классов, страт, социальных институтов формируют социальную структуру общества. Общество, характеризуясь стабильностью, динамичностью, открытостью, самодостаточностью, пространственно-временным бытием, выступает как целостная органическая система .
Определение сущности и специфики социологии как науки связано с выяснением категорий и законов науки. Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие "социальное", которое включает в себя такие тоже достаточно широкие понятия, как "социальная система", "социальная структура", "социальный институт", "социальная организация", "социальная группа", "социальное действие", "социальное поведение" и др. Каждое из них, в свою очередь предполагает выделение целого ряда других очень важных, хотя и менее общих категорий. Так, категория "социальная группа" сопряжена с такими более частными понятиями, как "класс", "социальный слой", "народ", "нация", "семья" и другие, а категория "социальное действие" - с понятиями "социальный интерес", "социальная цель", "социальная норма", "социальная ценность" и т.д. К числу важнейших категорий социологии относятся и понятия "социальное равенство (или неравенство)", "социальная несправедливость", "социальная свобода" и др.
Если категории социологии отражают те или иные существенные стороны, свойства объекта этой науки, то законы социологии выражают глубинные, сущностные, необходимые связи между ними.
Классификация законов в социологии может быть проведена по различным основаниям. По степени общности эти законы могут быть подразделены на общие, т.е. определяющие развитие общества, социума, социальной системы как целого, и специфические, т.е. характерные для отдельного элемента социальной системы, части общества. По характеру, способу проявления социальные законы делятся на динамические и статистические. Первые выражают жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений. Вторые - детерминируют социальные явления не строго, а с определенной степенью вероятности; они отражают основные направления и тенденции социальных изменений в рамках сохранения данного социального целого.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!