Строительство высших органов власти и управления Союза ССР

30 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Самым важным по значению и первым по времени возникновения был орган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Со­юза ССР I Всесоюзный съезд Советов, принявший решение об обра­зовании Союза, стал высшим органом власти СССР. Это положение было зафиксировано в Договоре об образовании СССР, а затем и в Конституции 1924 г.

Делегаты на Всесоюзный съезд избирались губернскими съездами Советов. В республиках, не имевших губернского деления, делегаты избирались на республиканских съездах Советов. Норма представи­тельства определялась количеством избирателей (в городах - 1 депу­тат на 25 тыс. избирателей) и количеством жителей (в губерниях -

I депутат на 125 тыс. жителей). Таким образом, союзные республики были представлены пропорционально их населению.

Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно.

II съезд Советов собрался в январе 1924 г., III съезд Советов - в 1925 г. IV съезд Советов СССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут собираться раз в два года. Конституция допускала также созыв чрез­вычайных съездов.

В компетенцию Всесоюзного съезда Советов входили все без ис­ключения вопросы, которые Конституцией были отнесены к ведению Союза. К исключительной компетенции съезда относилось утвержде­ние и изменение основных начал Конституции СССР На II, III, IV и V съездах Советов обсуждались важнейшие вопросы развития сельско­го хозяйства, финансов, промышленности, советского строительства, вопросы внешней политики. Съезды осуществляли свое право конт­роля над исполнительными органами, заслушивая отчетные доклады правительства.

В период между съездами Советов верховным органом власти в СССРявлялся Центральный Исполнительный Комитет(ЦИК)Союза. В отличие от ЦИК союзных республик ЦИК СССР был двухпалатным и включал Союзный Совет и Совет Национальностей. Союзный Совет избирался съездом из представителей союзных республик пропорцио­нально населению каждой. В Совет Национальностей входили по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и один представитель - от каждой автономной области РСФСР. По одному представителю посылали также автономные республики и области, вхо­дящие в ЗСФСР. Обе палаты были равноправны. Законопроект полу­чал силу закона лишь в случае принятия его каждой из палат. Цель создания двух палат заключалась в tojvi, чтобы наиболее полно соче­тать общие интересы Союза со специфическими интересами отдель­ных народов, входящих в его состав.

ЦИК являлся законодательным и исполнительным органом. В ка­честве верховного органа власти он обладал компетенцией, тожде­ственной компетенции съезда Советов СССР, кроме вопросов, отне­сенных к исключительному ведению съезда. Впервые ЦИК Союза был избран I Всесоюзным съездом Советов еще как однопалатный орган. ЦИК по Конституции должен был созываться три раза в год. Но со временем сессии ЦИК стали собираться реже.

В период между сессиями ЦИК высшим законодательным и испол­нительным органом являлся ответственный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР Президиум ЦИК образовывался из Президиумов Союз­ного Совета и Совета Национальностей, в каждый из которых входило первоначально по семь человек. Кроме того, еще 7 членов Президиу­ма избирались на совместном заседании обеих палат ЦИК. По мере роста числа союзных республик увеличивался и состав Президиума ЦИК- Из членов Президиума ЦИК избирались Председатели ЦИК в количестве, равном числу союзных республик.

Впервые Президиум ЦИК Союза был образован на первой сессии ЦИК в начале 1923 г. По мере того как съезды Советов и сессии ЦИК СССР стали собираться реже, Президиум ЦИК стал решать вопросы, отнесенные к ведению этих органов.

Правительством СССР являлся Совет Народных Комиссаров (Со­внарком), образуемый ЦИК- Совнарком был исполнительным и рас­порядительным органом, но в то же время обладал и законодательны­ми функциями. Он мог издавать декреты и постановления. В СНК вхо­дили;, кроме председателя и его заместителей, наркомы СССР. Пер­вый состав Совета Народных Комиссаров Союза был назначен ЦИК в июле 1923 г.

Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлись народные комиссариаты. Конституция СССР исходила из деления наркоматов на три категории: общесоюзные, объединенные и республиканские.

Общесоюзными были наркоматы иностранныхдел, военных и морскихдел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Они учреждались только на союзном уровне.

Объединенные наркоматы имелись и в Союзе, и в каждой союзной республике. Наркоматы Союза руководили соответствующими нарко­матами республик. К этой группе относились ВСНХ, наркоматы про­довольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции.

Третью группу составляли наркоматы, существовавшие только в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, на дея­тельность которых влияли в большой мере национальные особенно­сти республик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.).

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!