Строение психологической науки. Классификация отраслей психологии

Психология как наука обладает особыми качествами, кото­рые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверен­ных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практиче­ские задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений пси­хология знакома каждому человеку. Она представлена ему в ви­де собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, моти­вов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основ­ные психические явления мы непосредственно можем обнару­жить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологи­ей человека, знание строения и функционирования его центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассмат­ривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исто­рические достижения цивилизации орудия труда и зна­ковые системы. Углубленному пониманию психики чело­века способствует знание основ социологии. Об этом крас­норечиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально ориентиро­ванного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, принято считать (и не без оснований), что психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку заро­дилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во вся­ком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философ­ское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуаль­ного и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развива­ющиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время систе­ма психологических наук продолжает активно развиваться (каж­дые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), пра­вильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные,,общие и специальные. Фундаментальные, или ба­зовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельно­стью занимаются. Эти области призваны давать знания, одина­ково необходимые всем, кого интересуют психология и поведе­ние людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психолргия».

При непосредственном участии таких психических явле­ний, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление человек познает себя и окружающий мир. Поэтому раздел психологии, изучающий эти явления, называется психологией познавательных процессов.

Другие психические явления определяют возмож­ность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия, т. е. непосредственно управляют поступками человека. Их именуют психологическими свойствами и состояниями лич­ности, относя к ним склонности и способности, характер» по­требности и мотивы, волю, чувства, эмоции и др. Соответст­вующий раздел науки о душевных явлениях называют пси­хологией личности.

Человек повседневно общается с другими людьми, без чего невозможно его интеллектуальное и нравственное раз­витие, профессиональная деятельность. В ходе такого об­щения складываются межличностные отношения между людьми - официальные и неофициальные, деловые и лич­ные, и, наконец, интимные отношения (влечение, боязнь, любовь, дружба). Психологические аспекты данных явле­ний, включенность в них душевных состояний и процессов изучает психология человеческого общения.

Изучение психологии начинается с усвоения общих (фундаментальных) понятий и положений, характеризую­щих психику поведения людей независимо от того, кто они, какой у них возраст и какой деятельностью они занимаются. В силу такой универсальности эти знания объединяются под названием общая психология.

Ее дополняют специальные отрасли психологии: ге­нетическая, изучающая наследственные механизмы психи­ки и поведения; дифференциальная, рассматривающая психологические различия как между индивидами, так и между группами людей, педагогическая» исследующая пси­хологические аспекты обучения и воспитания и др. В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная со­вокупность методов (приемов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания на­учных данных; 3) приемы обработки данных, 4) интерпрета­ционные методы.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!