Стили детско-родительских отношений и их влияние на развитие психики детей

Ближайшим окружением ребенка является семья, которая имеет большое влияние на формирование личности. Это объясняется тем, что самостоятельность ребенка относительны и его благополучие зависит от заботы и помощи взрослых, в первую очередь - родителей. Воздействия такого рода, как одобрение и неодобрение служат важнейшим стимулом дня формирования личности ребенка. Воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов - фактор невроза, навязчивых состояний и психастении.

Общаясь с родителями, ребенок усваивает:

1) отношение их к себе и их собственную самооценку, что в дальнейшем определяет самооценку ребенка;

2)   способ регуляции поведения детей;

3)   ценности, нормы, параметры оценок, с помощью которых он начинает оценивать самого себя;

4)   образ самого себя (представления о себе).

В семье между ребенком и родителями складываются свои индивидуальные отношения, которые можно разделить на следующие группы:

-  демократические;

-  авторитарные;

-  либеральные.

Стиль детско-родительских отношений   — это обобщен­ные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения данного родителя с данным ребенком, это образ действий по от­ношению к ребенку.

С.В. Ковалев [24] выделяет попустительский (либеральный), авторитарный и демократический стили детско-родительских взаимоотношений. Попустительский проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого, что в плане воспитания семьянина обычно находит свое выражение либо в принятии и последующей реализации юношами и девушками таких же «принципов», либо в их полном отказе от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждение от родителей. Авторитарный и демократический стили образуют своеобразную шкалу, на одном полюсе которой царит жестокая авторитарность - безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.

При демократическом стиле взрослые обращаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и порицают, высказывая одновременно советы и предложения, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не увлекаются подчеркиванием своего руководящего положения.

При авторитарном стиле общение ограничивается краткими деловыми распоряжениями без всяких  разъяснений, ведется четко и не приветливо, основывается на запретах без снисхождения, угрозах. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, хвалят и ругают его «под настроение», а во взаимоотношениях тратится немало сил на поддержание некой «дистанции». При последнем же стиле,  попустительском, во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».

С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у последних таких важнейших качеств гармоничной личности, как инициатива, ответственность, самостоятельность и активность. При данном стиле взаимоотношений, неизбежно включенный в них воспитательный процесс осуществляется твердо и последовательно, но гибко и рационально, с обязательным объяснением мотивов своих требований и поощрением их обсуждения; власть используется только в силу крайней необходимости, правила не являются догмами, а мнение взрослых – истиной в последней инстанции.

Психологический климат в семье имеет большое значение для морального облика человека. Чем меньше ласки и тепла получает ребенок, тем медленнее он созревает как личность, тем более он склонен к пассивности. Количество взрослых, которые воспитывают ребенка, также влияет на формирование его личности. У него появляются такие качества, как сочувствие, отсутствие агрессивности, самостоятельность, настойчивость, организаторские умения. Влияние каждого члена семьи на воспитание личности ребенка зависят от того, как он воспринимает и оценивает данного члена семьи. Существенное влияние оказывают братья и сестры, т.к. дети подражают старшим (сиблинговое соперничество или взаимосвязь). Дети ценят заботу и доброжелательное отношение к себе, те умения и знания, которые получают с помощью братьев или сестер. Они в большей степени, чем родителя, способны разделить интересы, выразить сочувствие, удовлетворить какие-либо потребности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!