Стилевое многообразие культуры XVIII – XIX вв.

25 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. В XVIII веке разрушение сословно-иерархического принципа повлекло и трансформацию санкционированного религией искусства. В нем можно выделить несколько направлений, отличающихся друг от друга не столько по стилю, сколько мировоззренческой и идеологической направленностью.

Живопись, скульптура, а особенно архитектура барокко, рококо сами по себе несли отпечаток дуализма, т.е. сочетали в себе аристократизм формы с апелляцией к "народному", т.е. буржуазному, вкусу.

Исследователи рассматривают рококо как выродившееся барокко (речь идет о стиле рококо второй четверти и середины XVIII в.). Такой взгляд вполне правомерен с точки зрения эволюции формы — динамики, ритма, взаимоотношений целого и части. Действительно, мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без внимания фасады, рококо разыгрывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные симфонии, сплетает кружевные узоры. При этом рококо достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу. Историки искусства отмечают, что рококо — первый безордерный стиль европейского искусства за многие века. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера — убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши.

Важным новым началом искусства XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим идеологическим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием.

Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному. Но особая окраска, особое чувство проникновения в интимный мир, тонкость эмоций, даже чувство пропорций и воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение нежного изящества, близости к природе и внутреннего благородства. Сентиментализм превращается в предромантизм: «естественный человек» приходит в столкновение с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых заложено во всей культуре XVIII в.

Следующий стиль, господствовавший в конце XVIII - начале XIX в – романтизм, который стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. В противовес официальному, наскучившему классицизму оформляется нечто прямо противоположное, ориентированное на интересы личности, противопоставлемая бездарной толпе и бесполезной власти. Острое неприятие, наступившей после Ве­ликой французской буржуазной революции, реакции, воцарившейся в 1820-е годы, породило романтический бунт молодо­го поколения. Романтизм - это уже не просто стиль, подобный классицизму или барокко, это общекультурное движение, культур­но-исторический тип, охватывающий самые разнообразные явления - от философии и политической экономики - до моды на прически и костюмы. Основу романтизма составил мучительный разлад идеала и действительности.

Романтизм воспевал героическую личность, человека, не боящегося ни людского, ни божьего суда, обращал внимание на героев средневековья или еще более дальних исторических времен, уводил за собой в дальние экзотические страны (преимущественно заморские), увлекал атмосферой сказочного, фантастического мира, более богатого и более интересного, чем пошлая обыденная реальность. Романтизм воспитывал уважение и интерес к историческим корням нации, к национальной культуре.

Романтизм, родившийся буквально в «дыму» буржуазных революций, по самому внутреннему смыслу был насквозь антибуржуазен. По сути эпоха романтизма – эпоха утверждения прекрасного в безобразном мире, героического идеала в безгеройном времени, умения мечтать и чувствовать, страдать и сочувствовать в условиях, когда хотелось только покоя, тепла и хорошего питания. Романтизм шел наперекор эпохе и поэтому стал эпохой в культуре. Особенно значительны достижения романтиков в наиболее возвышенных видах художественного творчества – поэзии и музыке.

Классицизм вненационален, романтизм – национален. Именно в романтическую эпоху формируются национальные культуры в ранее периферийных государствах, как Польша, Чехия, Венгрия, США, Австрия, Дания. Всему миру известны имена Э.По, Ш.Петефи, Ф.Листа, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Г.Х.Андерсена, а ведь это имена первооткрывателей национальных культур.

Век романтизма был недолгим. Лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя. Реальность вступала в свои права, она требовала какого-то образного выражения, культурного осмысления, и это осмысление пришло.

Формы проявления, содержание романтического стиля ярко проявляются в литературе (Стендаль, В.Гюго, Шатобриан), в живописи (Т.Жерико, Э.Декларуа) в музыке (Г.Берлиоз, Ф.Лист, Дж. Верди).

В отличие от официального, наскучившего классицизма, романтизм воспевал героическую личность, человека, не боящегося ни людского, ни божьего суда, обращал внимание на героев средневековья или еще более дальних исторических времен, уводил за собой в дальние экзотические страны (преимущественно заморские), увлекал атмосферой сказочного, фантастического мира, более богатого и более интересного, чем пошлая обыденная реальность. Интересно, что романтизм, родившийся буквально в «дыму» буржуазных революций, по самому внутреннему смыслу своему был насквозь антибуржуазен, что, впрочем, не случайно.

Эпоха романтизма – эпоха утверждения прекрасного в безобразном мире, героического идеала в безгеройном времени, умения мечтать и чувствовать, страдать и сочувствовать в условиях, когда хотелось только покоя, тепла и хорошего питания. Романтизм шел наперекор эпохе и поэтому стал эпохой в культуре. В произведениях романтиков преобладают изображения сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к безграничной свободе и совершенству.

Особенно значительны достижения романтиков в наиболее возвышенных видах художественного творчества – поэзии и музыке.

Романтизм воспитывал также уважение и интерес к историческим корням нации, к национальной культуре. Классицизм вненационален, романтизм – национален. Именно в романтическую эпоху формируются национальные культуры в таких, ранее периферийных государствах, как Польша, Чехия, Венгрия, США, Австрия, Дания – всему миру известны имена Э.По, Ш.Петефи, Ф.Листа, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Г.Х.Андерсена, а ведь это имена первооткрывателей национальных культур.

Романтизм как художественное направление оформился впервые в английской живописи еще в середине XVIII в. отчасти под влиянием эстетики классицизма и пейзажного стиля английских садов. В 1790-х гг. новаторство живописной техники Т.Гейнсборо положило начало течению «питтореск», или «пикчуреск» (англ. picturesque — живописный). Этим термином обозначали живопись романистов К.Лоррена, Н. Пуссена, С. Роза, а затем и своих пейзажистов, таких как У.Тёрнер. Английский пейзаж, как и английский пейзажный стиль в парковом искусстве, типичный романтизм, отражавший стремление к естественному, стихийному ощущению красоты в природе. Вслед за Англией Романтизм получил распространение в Германии, но там он сразу же приобрел более мистическую окраску.

Идеи романтизма возникают на почве неудовлетворенности действительностью, кризиса идеалов классицизма и рационалистического мышления, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Век романтизма был недолгим, пожалуй, лишь в музыке он немного задержался и продлился практически до конца XIX в. В других же областях художественного творчества он постепенно изживал себя. Реальность вступала в свои права, она требовала какого-то образного выражения, культурного осмысления, и это осмысление пришло.

Наряду с романтизмом в 1840-е годы складывается и ут­верждается как самостоятельное течение реализм. Социально-истори­ческий, или критический реализм XIX в. был наследником лучших традиций предшествующих этапов развития реалистического искусс­тва: реализма Возрождения, реализма Просвещения. Но в истоках он связан также и с революционным романтизмом. Однако в отличие от романтизма, бегущего от действительности, он все глубже проника­ет в действительность, стремится к раскрытию сущности социальных катаклизмов, вследствие чего более основательным становится и его историзм. Критический реа­лизм представлен в различных областях культуры: в литературе (О. де Бальзак, г.де Мопассан, Э.Золя, П.Мериме, Ч.Дик­кенс,Д.Голсуорси,У.Теккерей, Т.Гарди) в живописи (Ф.Гойя, Г.Кур­бе, Э.Мане, Э.Дега) в музыке (Ф.Шопен, Р.Вагнер).

Столкновение индивидуальности с обществом, с трагедиями бытия, переход идеала в сферу неосуществимой фантазии приводят в XIX столетие, когда буржуазный индивидуализм и атомизация общества кладут конец явлению стиля как крупной историко-художественной категории. Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни. Отсюда — появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.

Таким образом, в эпоху Нового времени утвердилось представление о законе как исходной управляющей силе в природе и обществе. Наука призвана познать и сформулировать законы природы. Искусство (живопись, театр, литература, музыка) впервые освободилось от воплощения устоявшихся религиозных представлений и стало независимым средством познания и образного воплощения господствующих общественных закономерностей, средством воспитания в людях норм морали. В эпоху Нового времени впервые была выработана общественно значимая система образования и воспитания. Учебники по основным отраслям знаний – тоже новшество этой эпохи. Политические формы, опробованные в эпоху Нового времени, частью сохранились до наших дней. Ценнейшим из наследия Нового времени является выработанное тогда представление о человеке как самоответственном деятеле (монархе, вельможе, политике, ученом, собственнике и т. п.), свобода которого ограничена лишь естественным моральным законом.

В завершение рассмотрения вопроса следует подчеркнуть, что вторая половина XIX в., знаменующая собой наступление века «буржуазного богатства», характеризуется оформлением новой культуры, назначением которой стало как можно выгоднее продаться на рынке. В целом, рубеж XIX – ХХ вв. стал временем формирования этой рыночной культуры, которая в условиях научно-технического прогресса и дальнейшего роста буржуазного богатства восторжествует уже окончательно.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!