Стереотипы организационного общения

8 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

К сожалению, в современной ситуации по-прежнему еще довлеет коммуникативный стереотип, в соответствии с которым основным источником информации выступает «центр», откуда сообщения доводятся до «периферии». Вспоминается основной принцип руководителей собраний, по недоразумению именовавшихся совещаниями, который и сегодня для России, судя по современным исследованиям, является актуальным — «Не будем разводить дискуссии», которые заканчивались прохладной репликой: «Вопросы есть? Вопросов нет. Все свободны».

Идеал же состоит в том, чтобы построить коммуникативные отношения по типу диалоговых, то есть с презумпцией непременного равенства участников80.

Если в первом случае, при осмыслении фактов и оценке информации, только «центр» обладает абсолютной свободой, что не может не предполагать возможность диктата, то во втором случае, когда создается атмосфера «диалога», предполагается обсуждение и принятие решений с различных личностных и интеллектуальных позиций. Тогда и проявляются разные «логики», сориентированные к одной предметности.

Речь в таком случае начинает идти лишь о формировании некоторого уровня взаимных соглашений, базиса несомненности и определении каких-либо различающихся путей продвижения к общим целям.

Ситуация диалога при этом отличается от простого разговора тем, что, даже если одному из собеседников не нравится предлагаемая точка зрения, ему всё же приходится научиться выслушивать и ценить человека, придерживающегося этой точки зрения.

Несомненно, что подобные отношения, рождающиеся в ответ на использование определенной коммуникационной модели, не могут не сказаться на всем организационном климате.

В этом отношении ничто так не помогает понять достоинства и недостатки реализуемого стиля жизни, как взгляд со стороны.

Анализируя, чего недостает и что надо сделать на пути к рынку российским менеджерам и предпринимателям, Люк Мартин, долгое время руководивший одним из подразделений корпорации «Филипс» (Нидерланды), а ныне работающий советником в Нидерландской программе содействия управлению (NMCP), отметил, что многие из знакомых ему российских представителей бизнеса слишком ориентированы на формальные и бюрократические процедуры управления. Они фактически занимаются только частью тех вопросов, которые входят в их компетенцию, по всей видимости считая зоной своей ответственности только непосредственный процесс производства.

Коммуникативные отношения в деятельности российских организаций развиты слабо, и пока данной сфере не придается соответствующего значения. Разрыв между управляющим звеном и персоналом велик. Разрыв во всем — в положении, доходах, заработной плате, взаимоотношениях. Когда он пытался разговаривать с работниками, он видел, что они очень замкнуты и не привыкли к такому общению, а само оно носит очень формальный характер.

Как считает Люк Мартин, менеджеры не общаются в должной мере с работниками, не обсуждают с ними вопросов инноваций, возникающие проблемы, не выслушивают (хотя бы раз в неделю) их мнения, ссылаясь на нехватку времени, тогда как именно на это они обязательно должны его находить. Например, я как менеджер с уважением отношусь ко всем людям, добавляет Люк Мартин, но я должен не только думать это, но и демонстрировать.

Он убежден, что менеджеры должны регулярно встречаться со всеми своими подчиненными и ставить им конкретные задачи. Это, конечно, непросто. Именно поэтому необходимо готовить руководителей так, чтобы они не только были специалистами в области технологий, процедур, организационных структур, но и умели работать с персоналом, проводить его подготовку, анализировать и оценивать деятельность сотрудников, общаться с ними.

На Западе менеджеров учат работать, исходя из того, что их сотрудники не только выполняют определенные функции, но и являются живыми людьми, им интересно знать, кто и что есть их руководитель и что с ними происходит. Как считает Люк Мартин, часто необходимо идти даже на такие неординарные шаги, как спрашивать подчиненных: «Что мы должны делать?» Это позволяет показать, что руководитель тоже живой человек и может чего-то не знать.

За рубежом менеджеры проходят специальную подготовку с целью установления эмоционального контакта с подчиненными. Считается, что руководитель должен походить на тренера спортивной команды. До матча он непрерывно общается с игроками, анализирует их слабые и сильные стороны, изучает видеозаписи, зато потом, в решающий момент, когда они выходят на поле, уже только координирует их действия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!