Стереотипы и мифы о женщине

2 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

План:

Введение ……………………………………………………………………3
1.Мифы и предрассудки о женщине …………………………………….4
2.Гендерные стереотипы и их роль в организации общественной жизни……………………………………………………………………
Список литературы ………………………………………………………27

Введение
Положение женщины в обществе постоянно привлекало внимание научной мысли. В истории, философии, естественных науках, религии нередко высказывались совершенно противоположные мнения, по-разному решалась эта проблема. Особенно много противоположных, противоречивых высказываний о роли женщины в обществе и семье, ее родовых качествах и достоинствах можно найти в религии. Например, около 1400 лет тому назад Маконский церковный собор (высшее духовенство христианской церкви) официально рассматривал вопрос: есть ли у женщины душа? Почти половина присутствующих представителей духовенства ответили на этот вопрос отрицательно. Собор христианской церкви, перевесом лишь в один голос, все же пришел к заключению, что у женщины, существа хотя и низшего, все-таки имеется какое-то подобие души.
Подобный взгляд есть результат того, что на протяжении тысячелетий женщине не давали возможности проявить свой интеллект, были формированы определенные стереотипы, развились мифы и предрассудки в отношении  женщин. Постоянно обсуждался и обсуждается вопрос об истинной человеческой ценности ее как члена общества, как объекта интимных отношений. В реферате мы рассмотрели основные предрассудки, мифы и стереотипы в отношении женщин.

1. Мифы и предрассудки о женщине
Миф – это древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы; в переносном смысле – вымысел, выдумка. Миф представляет собой идею сакрального, изложенную в форме повествования, воплощающую коллективный опыт и выражающую коллективную совесть. В современном индустриальном обществе Р. Барт рассматривает мифы как систему коммуникации, состоящую не только из письменных дискурсов, но и из продуктов кино, спорта, рекламы, телевидения. В этом случае основная задача анализа мифа – выявить то, что выступает в качестве "ложно очевидного" мира массовой коммуникации.
Мифы содержат в себе не только выдумку, но и часть правды. Их воздействие на подсознание людей объясняется также тем, что они удовлетворяют психологическую потребность видеть вещи в определенном свете, даже если это видение совершенно не соответствует действительности. Для того чтобы выйти за пределы мифологического мышления, нужно говорить не о мужчинах и женщинах вообще, а иметь в виду конкретного мужчину и конкретную женщину. Далее приводятся отдельные фрагменты из истории мифов о женщине, что поможет понять их влияние на формирование современных представлений о предназначении женщины и мужчины в обществе, представить механизм конструирования маскулинных и фемининных черт.
На заре человечества мужчины и женщины осваивали столь таинственную для них землю. Первобытные люди вели кочевой образ жизни и зависели от возможности добывать пищу. Вместе с истреблением или сокращением источников питания они мигрировали в другие места. У кочевников-скотоводов не было частной собственности и социального неравенства, в том числе и по половому признаку. Они могли выжить лишь сообща. Женщина гармонично жила с мужчиной, потому, что у них были одни ценности и созидательные цели. По мере того как уменьшалось количество крупных животных, на которых охотились первобытные люди, все большее значение для выживания племен приобретало собирательство, а затем примитивное земледелие и скотоводство. Появились первые достаточно долговременные поселения, и ведение домашнего хозяйства наряду с собирательством и обработкой земли стало обязанностью женщин как менее мобильных членов общины (в связи с рождением детей и уходом за ними). Земледелие и собирательство съедобных растений, которые стали более стабильными источниками пропитания, чем охота, а также почитание материнства привели к тому, что женщины были более уважаемыми членами общины. Это нашло свое отражение в первобытной мифологии – первым изображением божества, которое создал человек, были фигурки богини-матери, которые относятся к периоду 9-7 тысячелетия до н. э. (2, с.74).
Пожилая, опытная, мудрая Женщина, умело ведущая хозяйство, имеющая много детей и внуков, стала служить символом благополучия и процветания рода. Отсюда – и обожествление Женщины-Прародительницы.
Богиня была представлена в трех своих ипостасях – Девственница, Мать и Старуха. Эти три фазы жизни Женщины соотносятся с тремя фазами Луны. Девственница, или молодая Луна – свободная и молодая, не принадлежащая ни одному мужчине. Мать, или полная Луна – матрона, кормящая Мать и Жена, воплощенная эротика, находящаяся в расцвете жизненных сил. Старуха, или убывающая Луна – старая мудрая Женщина, хранительница тайны смерти, к которой неизбежно приходит все живое. Хотя каждая из них обладает своим набором качеств, тем не менее их невозможно окончательно отделить друг от друга, и явные качества одной могут в неявном виде наличествовать у двух других.
Таким образом, не в производственных отношениях и хозяйстве и не в особенностях первобытного брака следует усматривать корень матриархата. Возрастание роли женщины в доисторическом обществе было, несомненно, связано с расцветом культа Богини-Матери.
Почитание Высшего Начала как Женского предполагало изначальную божественность не просто мира как структуры, но и мира как материи, субстанции. Вся реальность осознавалась как ткань метаморфоз, где нет смерти, но есть превращения, динамические траектории изобильной, бьющей через край жизни. Мужчина был окутан в Женщину, которая выступала и вне, и внутри него, которая служила ему и вдохновляла его. Мужское начало было не противоположно Женскому и не подчинено ему. Именно поэтому утрата матриархата была катастрофой для мира традиции.
Ситуация изменения социального статуса женщины при переходе от матриархата к патриархату отражается в мифологии, где женские божества постепенно теснятся и в завершение полностью вытесняются мужскими божествами. Историк И. Бахофен блестяще доказал в своей работе "Материнское право", что патриархатной цивилизации, основанной на главенстве мужчины, предшествовала цивилизация Женщин. В какой-то момент мужчина смог осуществить революцию против "материнского права", и с тех пор социальная психология самых различных народов и цивилизаций основывается на владычестве мужчин. Женщине отведена социально вспомогательная роль, она вытеснена из публичной сферы и привязана к пространству дома, семьи, хозяйства.
В Европе этот процесс завершается вместе с созданием Библии. В Книге Бытия можно встретить два разных представления о сотворении человека. В более раннем варианте мужчина и женщина создаются Богом одновременно из одного материала – глины. Во втором, более позднем и ставшем со временем более известном варианте Бог сначала создает Адама, а затем из его ребра – Еву.
Патриархатное христианство рассекло некогда единое тело Великой Богини на фрагменты. Оно акцентировало каждую из частей, положительно оценив девство, расценив как допустимое материнство, презрительно терпя эротику, если она оправдана деторождением ("неоправданная" эротика отныне именуется блудом), и вынеся полностью за пределы божества смерть как фрагмент абсолютно "антибожественный" (2, с.33-37).
Таким образом, прежде гармоничная модель мира оказалась разрушенной, части ее, естественно перетекавшие друг в друга, – противопоставлены, поляризованы и находятся в состоянии взаимного отрицания. На смену имманентной миру и человеку Богини-Праматери пришел трансцендентный Отец, который отныне будет обитать на небесах, т. е. в области первой (девственной) ипостаси Богини. А человек, прежде бывший соработником божественной силы, отныне станет рабом божьим.
Язычество древних славян также тесно связано с широким почитанием материнских культов. Выделяют три основных этапа в развитии язычества.
На первом этапе древние славяне поклонялись упырям и берегиням. Берегини – женские персонажи в славянской мифологии, оберегающие посевы и берег водного пространства. Иногда слово "берегиня" означает землю, это древняя богиня земли. Упыри – мужской образ, это исчадие ада, вампиры, сосущие кровь. Упыри и берегини, видимо, архаические названия двух противоположных начал – злого и доброго, мужского и женского.
На втором этапе поклонялись Роду и роженицам. Род – божество, которое связано с водой, небом и молнией. Он отвечает за все три мира: верхний – небесный, средний – мир человека и природы, и нижний. Роженицы – древние. мифические силы плодородия и самой жизни, которые покровительствовали женским работам и отвечали за плодовитость скота и богатый урожай, а также распоряжались судьбой человека. Следует отметить, что на данном этапе противопоставление мужского, как отрицательного, и женского, как положительного, отсутствует, они оба важны.
На третьем этапе славяне молились Перуну – богу войны, грозы, грома. Можно отметить еще, что русы-язычники; клялись Ярилом, Белесом, Хорсом. Эта группа божеств связана с плодородием. Из женских имен данного периода до нас дошла Мокошь – богиня счастья, Лада – богиня брака и Леля, которая олицетворяла весеннюю зелень, расцвет и обновление природы. Все социально значимые роли отданы мужским божествам, женские отвечают за домашний очаг, их воздействие на социальное пространство сужено до предела (9, с.18).
В целом российские культурные традиции оценки и восприятия фемининного и маскулинного в значительной степени схожи с западными оценками – особенно это касается христианской системы норм и моральных ценностей. Так же, как и в католицизме, в православии женское начало онтологически вторично и подчинено мужскому началу. Церковь выражала по этому поводу категоричное мнение: Ева сделана из ребра Адама, после Адама и должна повиноваться ему. Даже десять заповедей Ветхого завета предназначены для мужчин, а женщина в них упоминается наравне с вещью, скотом. "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни вола его, ни осла его, ни раба..."
Многие мифы были подвергнуты научному анализу, главным образом с психоаналитических позиций. Особое место в списке мифов занимает миф о женщине-ведьме.
Известный этнолог Б. Малиновски пишет: "Ведьма – и при этом не надо забывать, что здесь постоянно идет речь о реальной женщине, а не о неземном, или духовном, существе, – занимается своими ночными бесчинствами, так сказать, в виде собственного двойника: она летает при этом по воздуху или возникает в виде падающей звезды. По желанию она может превращаться в светлячка, ночную птицу или летучую мышь, она способна слышать и чувствовать запах на необычном расстоянии, она пожирает человеческое мясо и даже мертвечину. Вызванная ведьмой болезнь почти всегда неизлечима и заканчивается, как правило, зловеще быстро наступающей смертью. Она возникает в связи с выпотрашиванием жертвы, внутренности которой на этом месте пожираются ведьмами" (4, с.15).
Отражение мифологического гротескного отношения к женщине содержится в различных высказываниях, метафорах. Вот, например, две итальянские метафоры, возникшие, по-видимому, в раннем Средневековье: "Облик женщины – дьявольское зеркало", "Женское сердце хорошо только снаружи, внутри оно испорчено, как гнилое яблоко".
Следует вместе с тем обратить внимание на то, что в реальной жизни женщина в Средневековье целиком зависела от мужа, была вынуждена полностью подчиняться его прихотям и требованиям. В более поздних условиях такая ситуация закрепилась в разных законах и предписаниях лицемерно-моралистического характера.
В России широкую известность в этом отношении получил написанный в начале XVI в. "Домострой" – свод житейских правил и наставлений. Создавалось положение, когда законы взаимоотношений между полами диктовались мужчинами, а затем женщин обвиняли в нарушении этих законов, принимаемых за "единственно правильные и справедливые, соответствующие высоким принципам морали, заботящиеся о благе всего человечества".
По мнению Р.Г. Петровой, наиболее ярким выражением двойной морали, выступающей на фоне распространяемых слухов о женской неверности, было изобретение так называемого "пояса целомудрия".
Важно обратить внимание на то, что и в наши дни отголоски этого не столь уж отдаленного прошлого можно  найти, например, в детских сказках. Достаточно вспомнить  образы злой мачехи, бабы-яги, ведьмы, запирающей детей: для того, чтобы их затем съесть. В сказках многих авторов, например братьев Гримм, Андерсена, содержатся мотивы темного заколдованного леса, из которого нельзя найти обратный путь. Человек, попавший в такой лес, теряет дорогу, блуждает, нередко наталкивается на домик ведьмы, где его ждет гибель. С точки зрения психоаналитической интерпретации, в описаниях такого рода имеется скрытая сексуальная символика (зияющий вход в лес, спрятанный в нем домик), имеющая отношение к женским половым органам, представляющим якобы опасность, угрозу для мужчин (8, с.70).
У эскимосов есть история, в которой повествуется об одной женщине, имевшей между ногами голову собаки. Женщина так откусывала мужские половые органы.
У индейцев помо существует легенда о человеке по имени Лесная крыса, который ухаживал за дочерями Утренней звезды. Одна из дочерей сказала ему: "Лесная крыса, если ты действительно хочешь на мне жениться, ты должен знать, что отец в моем влагалище укрепил шипы". После этого Лесная крыса взял камень, сломал шипы и женился на девушке.
Важное место среди мифологических страхов перед женщинами занимает страх перед менструацией, которая иногда воспринимается как символ уничтожения. Известный этнолог Дали писал: "... Страх перед уничтожением, выводимый из способности женщины к менструации, вызывает реакцию, которая нередко вынуждает мужчин примыкать к гомосексуальным группам" (4, с.28).
Специалисты в области психоанализа считают, что страх перед женщинами наступает у мужчин главным образом в случае развития невротических состояний. Наиболее часто этот страх развивается у лиц гомосексуальной ориентации. Развитие страха совпадает с определенной фазой сексуального становления, а именно – с фаллической фазой, следующей после оральной, анальной фаз, на 4-5-м году жизни. Объяснения страха перед женскими половыми органами содержатся также в экзистенциальном психоанализе.
Представляет интерес в этом контексте также гипотеза Г. Рохэйм. Автор пытается объяснить страх перед женщиной укоренившимися в подсознании магическими образами и идеями, к которым относится убеждение в том, что части человеческого (и животного) тела, его выделения имеют магическое значение. Посредством них можно повлиять на прежнего хозяина. Люди, занимающиеся магией, могут "наводить чары", воздействуя, например, на волосы, ногти, даже фотографии, "привораживать", исцелять, приводить к развитию болезней. Высказывается предположение, что с этим связан страх в отношении всего, что отделяется от тела. Этот страх особенно выражен у некоторых племен, ведущих архаичный образ жизни. "Древний страх заключается в том, что во время полового акта что-то отделяется от тела". Автор склоняется к точке зрения, что исчезновение эрекции после эякуляции может символизировать смерть. В подтверждение этого положения Рохэйм ссылается на аборигенов Новой Зеландии – маори, которые ранее перед сражениями приводили себя в состояние экстаза и шли в атаку в состоянии эрекции. Смерть и сексуальная разрядка становились для них идентичными. Маори к тому же считали, что "влагалище уничтожает мужчину". В легенде аборигенов Центральной Австралии имеется такая фраза: "Влагалище очень горячее, и каждый, кто погрузит туда свой член, умрет". Подобные верования характерны и для мауи – жителей Полинезии, считающих, что существует риск умереть во время полового акта. Мужчина идентифицирует себя здесь с пенисом. В действительности, конечно, тело покидает лишь семенная жидкость, однако существует, по мнению Рохэйм, подсознательная тенденция страха тотального отделения пениса, т. е. кастрации, как неизбежного следствия полового акта.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!