Статус социологии как науки

27 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Сегодня общепризнанно, что любое социальное мероприятие не­возможно осуществлять без программ социологических исследований. В бизнесе, при изучении механизма функционирования социальных структур, анализе политического процесса, организации власти и т.д. нашли широкое применение различные методы социологии.

В нашей стране социология как наука и научная дисциплина переживает период своего второго рождения. Отечественные социо­логи от изучения отдельных сторон функционирования общества на­чинают переходить к целенаправленным и фундаментальным социоло­гическим исследованиям.

Девятнадцатый век стал ключевым в становлении многих наук, таких как экономика, история, юриспруденция и др. Из совокупнос­ти знаний выделилась и оформилась также социология. Право на су­ществование она получила после провозглашения О.Контом "социаль­ной физики", как подлинной науки об обществе. Именно он ввел в научный оборот термин "социология". Этот неологизм был составлен из двух слов societas (лат. общество) и logos (греч. наука). Но­вое слово в буквальном смысле означало "наука об обществе".

В понимании социологии как системы знаний о социальной ре­альности в литературе нет однозначного подхода. Достаточно слож­но выделить одно определение, которое в полном объеме характери­зовало бы целостное понимание социологии как науки. Данную ситу­ацию обусловили ряд ключевых моментов: различные теоретические ориентации в становлении социологической мысли, разные подходы к структурализации социологического знания, разногласия в понима­нии предмета изучения, понятия "социальное".

В самом широком плане под социологией подразумевают науку об обществе. Уже на обыденном уровне происходит анализ явлений социальной жизни. каждый человек включен в социальные отношения. У него формируются свои представления и суждения, накапливается определенный опыт во взаимоотношениях с людьми, складывается своя система поведения. Однако эти представления ограничены зна­нием только тех сторон жизнедеятельности общества, в которых он непосредственно участвует. Они могут быть неполными, отрывочны­ми, неадекватными действительности и т.д. Научное социологичес­кое познание ориентировано на целостное рассмотрение общества в совокупности и системности всех его элементов.

Из имеющихся данных человеку свойственно выбирать только значимые для себя. Критерием их достоверности являются его ум и личный опыт. В социологии, как науке, познание осуществляется по определенной методологии и методике через обобщение и сравнение полученных данных с реальными фактами. это позволяет выявить за­коны и закономерности общественного развития, которые невозможно раскрыть на обыденном уровне. Применение количественных статис­тических методов в конкретных исследованиях повышает степень точности и надежности полученных выводов.

Каждая наука имеет объект и предмет изучения. Объект - это часть объективной реальности, на которую направлено внимание исследователя. Явления, процессы и отношения, характеризующие эту реальность, могут быть объектом изучения многих наук. В ес­тественных и технических науках выступает объектом физическая реальность. Социальная жизнь является составной частью объектив­ной реальности. В социологии в качестве объекта рассматривают социальную сферу. В некоторых случаях авторы конкретизируют объ­ект, ограничиваясь социальными отношениями и действиями людей, общностями индивидов и взаимосвязями между ними, или выделяя только совокупность связей и отношений. Эти подходы свидетельствуют о стремлении ученых через объект изучения социологии вскрыть специфику ее предмета.

На протяжении всей истории социологической мысли существо­вали различные трактовки предмета социологии. Уже насчитывается более ста подходов. Все они в целом находятся в рус­ле традиций классической социологии. М.Вебер, например, предла­гал выделять социальное поведение. У Э.Дюркгейма в качестве предмета выступают социальные факты. В марксистской социологии предметом изучения является социальная система в его структурных элементах.

Предмет - это определенный аспект объекта, определяемый спецификой науки, изучающей этот объект. Предмет науки - воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне,  через выяснение наиболее значимых с практической точки зрения законо­мерных связей и отношений этой реальности.

В различных социологических концепциях под предметом различают следующие области познания: "групповое взаимодействие", "человеческое взаимодействие", "его результаты", "человеческие социальные отношения", "социальные институты", "социальные организации и их отношение к человечес­кому поведению", "система социального действия", "человеческое общество и человеческое поведение", "природа социального порядка и беспорядка", "социальные группы", "формы человеческих отноше­ний", "человеческие существа в их социальном контексте", "основ­ные структуры человеческого общества", "социальные процессы", "социально-культурные явления", "научное изучение социальной жизни" и т.д.

На выявление специфики понятия предмета социологии оказали воздействие факторы не только мировоззренческого характера, но и практического социального заказа. В частности, ориентация на разработку долгосрочной социальной политики и планов социального развития обусловила видение социологии как науки, исследующей социальные отношения. В качестве предмета социологии, исходя из сложившейся практики экономичес­кого и социального планирования, принято рассматривать социальную сферу.

Часто предмет социологии понимается как "социальное объеди­нение", "социальное взаимодействие" или определенная социальная система во всей ее полноте. Соответственно социологию можно рассматривать как науку об обществе в целом. В дан­ном случае можно в качества примера привести формулировку П.А.Сорокина: "Социология - это наука об обществе и закономер­ности, проявляющейся в общественных явлениях"[1]. Но та­кой подход оправдан в том случае, когда речь идет на достаточно высоком уровне абстракции.

Существующее в литературе видение социологии как науки об "обществе как целостной системе и об отдельных социальных инсти­тутах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общест­венным целым"[2] предполагает предмет изучения социаль­ные системы, их целостность и закономерности функционирования. В частности, Э.Гидденс предлагает уделять внимание социальным институтам, как устойчивым формам социальной деятельности образовавшихся за последние 200-300 лет[3]. Однако вне поля зрения остается индивид социальной ре­альности с его запросами и интересами.

Определение предмета как "социальная структура" будет не­достаточно четким, поскольку это понятие одинаково приложимо ко всему обществу, социальной группе, личности индивида. Составляю­щими единой целостности социальной структуры выступают как раз со­циальная структура личности, социальная структура группы индиви­дов и сама социальная структура общества. В каждом из них прояв­ляется сущность человека.

Довольно интересной представляется позиция ведущего отечественного социолога В.А.Ядова. В период советской действительности социология, по его мнению, представляла собой науку "об общественных отношениях, о закономерностях развития и функционирования ... относительно самостоятельных компонентов"[4]. Сегодня он предлагает дополнить предмет изучения социологии понятием "социальные общ­ности". Социальные общности представляют взаимосвязь человечес­ких индивидов, исходя из общности интересов, сходства условий бытия, деятельности и духовного начала. Он считает, что социальные общности охватывают все состояния и формы бы­тия человеческих индивидов, как-то: формы семейной организации, поселений, социально-классовые и социально-профессиональные, со­циодемографические, этнонациональные, территориальные и иные общности, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов[5]. Социология в его определении предстает как наука о "становлении и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов…о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, наука о закономерностях социальных дейс­твий и массового поведения"[6]. Однако характеристика об­щества как разнообразия социальных общностей и социальных отно­шений сужает понимание предмета науки и оставляет вне поля зре­ния социальные институты (государство, наука, религия, образова­ние и т.д.), которые способствуют сохранению и стабильности со­циальной системы.

Иной подход нашел отражение в монографии "Социология", сохраняющей традиции марксизма, в ко­торой предложена следующая формулировка: "Социология - это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторических определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общ­ностей, классов и народов"[7].

В данном случае авторы исходили из ключевой задачи социологии, понимаемой как типологизацию социальных систем, исследования связи и отношений каждого типологизирован­ного объекта на уровне закономерностей, получения конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления. Такая позиция в некоторой степени вызывает определенные возражения. Если сущность предмета составляет закон, тогда объектом изучения выступают явления социальной жизни. К тому же, представляется достаточно сложным выделение критериев отличия социальных зако­нов от экономических, исторических и иных.

Своеобразна концепция В.Г.Немировского. По его мнению, социология все более приобретает междисциплинарный характер. В ней усиливается ее духовная направленность и внимание к раз­личным аспектам человеческого бытия. В рассмотрении предмета со­циологии, автор предлагает исходить из выявления отличительной характеристики человека как родового существа. Такой подход, по его мнению, выступает степень приобщения социума к духовности, духовному началу. Им обосновывается необходимость наличия це­лостной "универсумной" социологии, как синтеза учений и концеп­ций о человеке. Предметом ее изучения выступает "эволюционизиру­ющий посредством человека социум в единстве его природных, соци­альных, духовных связей и проявлений, относящихся к объективной реальности (внешнему миру, макрокосмосу), так и реальности субъ­ективной (внутреннему миру, микрокосмосу)"[8]. Эта до­вольно спорная позиция, но в плюрализме мнений и она имеет право быть.

В определении социологии и ее предмета можно исходить из макро- и микросо­циологических уровней. На уровне макросоциологической теории предметом выступает целостный социальный организм, социальные организации и социальные системы. Микросоциологический подход вычленяет социальные процессы и поведение людей. В первом слу­чае, социология предстает как наука, изучающая общество в целом, его институты структуры. Во втором, - как научная дисциплина, исследующая проблемы, возникающие при взаимодействии людей, мотивы поведения и пове­денческие акты.

Следует отметить, что акцентирование внимания на совершенно частном характере социального явления или процесса позволяет трактовать социологию и ее предмет в совершенно узком ракурсе. Так, П.А.Сорокин выделяет в социальных отношениях только психо­логическую природу, которая реализуется в сознании индивидов и в то же время по содержанию и продолжительности выступает за ее пределами. Такой подход дает ему возможность обозначать социоло­гию как науку о родовых свойствах и основных закономерностях со­циально-психологических явлений[9].

В существующей разноголосице определений социологии и ее предмета можно выделить европейскую и американскую традиции. В европейской социологической мысли предметом изучения выступает социальный организм в его целостности и системности. В амери­канской - основное внимание уделяется анализу индивидуального в регулировании поведения человека и его общностей.

Немаловажное значение для социологического познания имеет содержание понятия "социальное". В буквальном смысле социаль­ное воспринимается как все то, что относится к обществу вообще, т.е. отличное от природной среды. В данном случае термин "социальное" тождестве­нен "общественному" (общество в целом с его экономическими, по­литическими, идеологическими и иными отношениями).

Проявление феномена "социальное" детерминировано процессом взаимодействия индивидов между собой. Их воздействием друг на друга и интеграцией тех или иных свойств общественных отношений. Реализация взаимодействия людей осуществляется в отношениях меж­ду индивидами и группами индивидов (общностями). "Социальное" определяется различием места и роли людей в конкретных общест­венных структурах и соответственно отношением индивидов и общ­ностей к явлениям и процессам общественной жизни. Сосуществова­ние социумов предполагает регуляцию отношений, координацию и регламентацию поведения индивидов. Своеобразие социального про­является в сознательном регулировании поведения на основе взаим­ных обязательств. Как определяет А.Г.Эфендиев, на основе сопря­женной системы вероятностных прогнозов, или же как "ожидание ожидание ожидания"[10].

В узком смысле слова под "социальным" рассматривается ас­пект, либо одна только сторона общественных отношений. Одни вы­водят отношения, обуславливаемые положением людей и групп в соци­альной структуре общества. Другие выделяют социаль­ное как взаимодействие общностей. Третьи, под «социальным» представляют группы людей,  образующих "собственно социальную структуру". Близким по смыслу является  следующее видение понятия «социальное»: "совокупность свойств и особенностей обществен­ных отношений, интегрированная индивидами и общностями в процес­се совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных услови­ях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему поло­жению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни"[11].

В приведенных подходах авторы исходят из следующей посылки: социальность - это основное свойство человеческого рода, соци­альная реальность имеет системный характер, она закономерна и исторически обусловлена.

Общепринято рассматривать «социальное» как результат взаимо­действия индивидов или совокупность общественных отношений. Но тогда остается вне поля зрения субъективно-смысловая сторона об­щественных отношений, в которой именно проявляется специфика со­циального.

Факты совместности и скоординированности присутствуют в стадных сообществах животных. Ученые выявили, что определенные формы "социума", различного рода сообществ имели место еще до возникновения человека. Люди не возникли в одиночку. С самого начала человека развивался как родовое, общественное существо. Сложно в полном объеме и с высокой степенью точности развести социальное и животноинстинктивное. Не социум вообще, не социальность как таковая появляется вместе с человеком, а особый тип социальнос­ти, отличный от природного, биологического феномена. Именно это своеобразие является началом социального человеческого. Человек, порождаясь действительностью и существуя в ней, наделяется спо­собностью осознавать противоречивость конечности своего бытия и бесконечности существования всего сущего. Свою роль и место в мире человека воспринимает сквозь призму условных, абстрактных понятий. Социализация человеческая заключается в переходе от социальности коллективистской, как характеристики  коллективного взаимодействия и поведения, к социальности духовного начала, ду­ховноcти, ориентированной на высшие ценности гуманистического характера. Тем самым, наряду с регулятивным, коллективистским признаком в содержании понятия "социальное", целесообраз­но отметить деятельность по приобщению, постижению и усвоению богатства духовной культуры.

В практике социологического познания понятие "социальное" применяется как:

а) критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;

б) характеристика соответствия конкретного социального яв­ления (процесса) требованиям гармонического развития общества и личности;

в) основание разработки социальных норм, показателей, целей и прогнозов общественного развития;

г) мера оценки общественных отношений, их соответствия ре­альной практике и интересам общества и человека;

д) детерминанта содержания интересов, потребностей, мотивов в деятельности социальных общностей и личностей;

е) фактор, обуславливающий содержание общественных ценнос­тей и влияющий на жизненные позиции людей, образ их жизни1.

"Социальное" выступает наиболее общей категорией социоло­гии. Это понятие отражает и выражает специфичность общественного бытия. Выделение в «социальном» ключевого понятия способствует очерчиванию предметной области социологии.

В целом, в отечественной социологии принято характеризовать «социальное» как совокупность отношений или между социальными общ­ностями, либо между социальными группами и индивидами. В первом случае исходят из выделения в социальном субъектно-деятельност­ного компонента (массовые процессы и социальное взаимодействие) и всеобщих форм социальной организации (культура, социальные институты и социальная структура). Вторая интерпре­тация ориентирована на эмпирическую доступность. Она прямо ука­зывает на субъект деятельности и раскрывает возможности непос­редственного анализа личности, не обуславливая его законами различ­ной степени общности.

Социология как наука призвана изучать явления социальной жизни. В ходе анализа социальные факты рассматриваются в качест­ве социального факта. Выявляют и классифицируют их по качествен­ным и количественным характеристикам. Если в статистике домини­рует количественная сторона, то в социологии предпочтение отда­ется качественному своеобразию, статистические методы играют вспомогательную роль.

Способ исследования социального многообразия по реальным фактам называется социологическим. Принципы построения и обосно­вания системы знаний составляют методы социологического позна­ния. Они включают в себя общесоциологические формально-логичес­кие, системные, математико-статистические, методы сбора социоло­гических данных (опрос, наблюдение, эксперимент и др.).

Итак, в социологической литературе не сложилась общеприня­тая трактовка социологии как науки. Ее определение можно сформу­лировать в узком и широком ракурсах, с точки зрения макро- и микро уровней социологического познания, исходя из содержания предметной области и специфики понятия "социальное", учитывая европейскую и американскую традиции и т.д. Но в любом случае, социология рассматривается как самостоятельная научная дисципли­на с собственной методологией и методом.

[1] Сорокин П.А. Человек, общество, цивилизация. М.,1990. С.27..

[2] Большая Советская энциклопедия. М., 1974. С.252.

[3] Гидденс Э. Десять тезисов о будущем социологии//THEZIZ. М., 1993. Т.1. Вып.1. С.133..

[4] Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. М., 1987. С.12.

[5] Он же. Размышления о предмете социологии// Социологические исследования. 1990. №2. С.13-14.

[6]  Там же.  С.15.

[7] Социология. Монография. М., 1990. С.25.

 

[8] Немировский В.Г. Современная социология и Российские культурные традиции //Социологические исследования. 1994. №3. С.28.

[9] Сорокин П.А. Человек, Общество, Цивилизация. М.,1990. С.29, 31, 39.

[10] Основы социологии. Курс лекций. М., 1993. С.91.

[11] Социология. Монография. М., 1990. С.27.

 

1 Егорышев С.В. Прикладной раздел курса «Социология» (структурно-логические схемы). Уфа, 1991. С11.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!