Статистика туристских потоков

29 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Статистика туристских потоков - это первый, очень важный раздел в статистике туризма.

Анализ потоков туристов между регионами является важнейшим при­емом, который позволяет сопоставлять базы данных въездного, выездно­го и внутреннего туризма.

Туристский поток - это форма взаимодействия между местом на­значения, где есть предложение (например, туристская привлекательность или аттрактивность), и местом отправления, где имеется спрос или дефи­цит подобных услуг и товаров. На самом деле вполне можно построить объективные модели туристских потоков, так как они не возникают сти­хийно, а подчиняются определенным правилам. Кроме того, на них ока­зывают влияние первичные и вторичные факторы.

Первичные факторы связаны прежде всего со стадией экономического развития места отправления и включают такие категории, как уровень бла­госостояния населения, его мобильность и право на отдых.

Вторичные факторы - это доступность, достопримечательности и удоб­ства, предоставляемые в местах назначения. Стоимость поездки так же важ­на, как маркетинговая и рекламная деятельность принимающей страны.

Туристские потоки - это достаточно сложное явление, на которое оказывают влияние взаимосвязанные факторы. Были предприняты попытки выявить факторы, которые воздействуют на туристские потоки, и устано­вить правила, регулирующие величину потоков между странами. Так, в 1970 г. были отобраны 14 стран, которые в течение нескольких лет име­ли относительно стабильный поток туристов и на которые приходилась основная часть мировой туристской деятельности (Вилльямс и Зелински). Ученые определили ряд факторов, которые помогли объяснить стабиль­ность этих потоков: расстояние между странами (чем больше расстояние, тем меньше объем потока), интенсивность международных контактов (де­ловые, культурные связи между странами), привлекательные преимуще­ства одной страны для жителей другой.

Следующая попытка объяснить закономерность туристских потоков заключалась в построении так называемой гравитационной модели, вклю­чающей два основных элемента. Один из них составляют первичные и вто­ричные факторы, объясняющие происхождение этих потоков. Гравитаци­онная модель показывает, что чем больше есть регионов, дающих импульс для образования первичных и вторичных факторов, тем многочисленнее потоки туристов между ними. Другой элемент (сдерживающий) - рас­стояние между местом отправления и местом назначения. При этом про­должительность и стоимость поездки значительно влияют на объем пото­ков. При увеличении расстояния и стоимости сокращается число туристов, посещающих данное место.

За последние годы объем потоков значительно возрос, поэтому пра­вительства и международные организации ввели систему измерения по­токов как международного, так и внутреннего туризма. Еще в 1981 г. Мед-лик определил три основные причины важности статистического измерения туристских потоков. Во-первых, статистика необходима для того, чтобы определять величину туристских потоков и отслеживать любые ее изме­нения. Это помогает в составлении прогнозов и выявлении тенденций раз­вития рынка. Во-вторых, статистика является тем основным средством, которое позволяет специалистам, занимающимся планированием и разви­тием туризма, наиболее эффективно добиваться поставленных целей. В тре­тьих, статистика используется как государственным, так и частным секто­рами в качестве основы проведения маркетинговых мероприятий.

Статистические данные для измерения туристских потоков могут быть классифицированы следующим образом.

Первая категория - статистические данные о размере туристских потоков, о числе туристов, выезжающих из данного региона или посеща­ющих данное место назначения в определенный период. Такая информа­ция является основой для определения объема туристской деятельности. Статистические данные также включают сведения о продолжительности пребывания туристов в местах отдыха.

Число прибытий (отбытий) и продолжительность пребывания-важ­нейшие показатели туристских потоков. Число прибытий (отбытий) опре­деляется числом зарегистрированных туристов, прибывших в ту или иную страну (выбывших из нее) за определенный период, обычно за календар­ный год.

В связи с тем что турист может посетить несколько стран не только в течение одного года, но и в ходе одной поездки, фактическая числен­ность туристов меньше числа прибытий.

Статистика прибытий количественно характеризует мировые турист­ские потоки. Она показывает, что объем этих потоков неуклонно возрас­тает, несмотря на кратковременные колебания и спады в отдельные годы.

Другим важным показателем статистики туристских потоков являет­ся продолжительность пребывания в месте (стране) назначения. За едини­цу учета продолжительности пребывания принята ночевка, или туродень,- одни сутки, проведенные одним посетителем в данной местности или стра­не (месте назначения). Продолжительность пребывания всех посетителей в течение определенного времени, т.е. общее число туродней (7), рассчи­тывается по формуле

T=A+L, где А - число прибытий, человек;

L- средняя продолжительность пребывания одного туриста в стране, суток.

В статистике используется следующая шкала ночевок, рекомендуе­мая ВТО.

1. 1-3 ночи.

1.1. 1 ночь.

1.2. 2-Зночи.

2. 4-7 ночей.

3. 8-28 ночей.

3.1. 8-14 ночей.

3.2. 15-21 ночь.

3.3. 22-28 ночей.

4. 29-91 ночь.

4.1. 29-42 ночи.

4.2. 43-56 ночей.

4.3. 57-70 ночей.

4.4. 71-91 ночь.

5. 92-365 ночей.

5.1. 92-182 ночи.

5.2. 183-365 ночей.

Краткосрочные поездки (1-3 ночи) предпринимаются в основном для отдыха и развлечений в выходные и праздничные дни, а также с дело­выми целями. Во вторую группу (4-7 ночей) входят поездки, имеющие разные мотивы и осуществляемые преимущественно во время дополни­тельного отпуска. Этот сегмент туристского рынка развивается опережа­ющими темпами. В странах Запада люди предпочитают отправляться в путь ненадолго, но сравнительно часто. В специальной литературе это явление получило название «путешествие с интервалами».

Среднесрочные поездки (8-28 ночей) посетители совершают, нахо­дясь в продолжительном отпуске, главным образом для отдыха.

Большая часть долгосрочных поездок (29-91 ночь и 92-365 ночей) относится к международному туризму. Часть людей, в основном экономиче­ски неактивных, предпринимают их для развлечений, рекреации и отдыха, другая - с деловыми и профессиональными целями (монтаж оборудова­ния, учеба за границей и т.д.).

Статистические данные о ночевках группируются по календарным месяцам, типу и категории средств размещения, странам. Продолжитель­ность пребывания посетителей меняется в зависимости от места назначе­ния. Существующие различия обусловлены туристской специализацией принимающей страны (деловой туризм или путешествия с целью развле­чений и отдыха), уровнем цен на ее внутреннем рынке, характером турист­ских потоков (транзитные и конечные) и другими факторами.

В отличие от статистики прибытий, которая позволяет получить об­щее представление об объеме туристских потоков, статистика ночевок дает количественную и качественную характеристику туристских путешествий. Статистическая информация о транзитных и конечных поездках исполь­зуется при изучении спроса разных групп туристов на услуги по размеще­нию.

Вторая категория - статистические данные об особенностях тури­стов. В отличие от первой категории, которая определяет количественный

состав туристских потоков, данная категория предоставляет информацию качественного характера о туристах (пол, возраст, социально-экономиче­ская принадлежность и т.д.) и о модели их поведения (категория поездки и отношение к месту назначения). Очень часто статистические данные пер­вой и второй категорий собираются одновременно.

Третья категория - статистические данные о финансовых поступ­лениях и расходах (речь о которых пойдет в разделе 11.6). Туристские по­токи -это не просто передвижение людей, а процесс, который имеет важ­ное экономическое значение для мест отправления туристов, мест назначения и транспортной системы, занятой перевозкой туристов. Впол­не понятно, что туризм сопровождается потоками денег, которые зараба­тываются в одном месте, а тратятся в другом.

Существует ряд методов для измерения потоков туристов. Их чис­ленность определяется при въезде или выезде из определенного места, и иммиграционные службы могут предоставить такого рода информацию. Естественно, что все эти данные касаются международного туризма, но не учитывают потоки внутреннего туризма. В местах назначения количествен­ный учет туристов ведется в отелях и других средствах размещения путем заполнения туристами регистрационных карточек. К сожалению, этот ме­тод не является вполне эффективным, так как не позволяет учитывать ту­ристов, которые останавливаются у своих друзей или родственников.

Несмотря на разнообразие имеющихся методов сбора статистических данных о туристских потоках, эти данные не 'всегда достаточно точные. (Более подробно методы статистического учета в международном туриз­ме будут рассмотрены далее.) Прежде всего это связано с самим понятием «турист». Хотя существует четко сформулированное и согласованное на международном уровне определение данного термина, не во всех странах им пользуются. Проблема заключается и в том, что методы проведения опросов не одинаковы не только в разных странах, но и внутри одной стра­ны (они меняются из года в год).

Статистические данные, получаемые по результатам опросов, - это сведения о событиях, а не о людях, поэтому турист, который посещает одну страну дважды в год, будет учитываться не как один человек, при­ехавший в одну страну дважды, а как два человека, прибывшие в данную страну за определенный период. Ослабление пограничного контроля, осо­бенно в странах Шенгена, усугубляет проблемы статистического учета туристов.

Статистика туристских потоков не сводится только к сбору сведений о перемещении туристов по миру. Большое значение имеет группировка данных о прибытиях по регионам и странам. Кроме того, статистические данные о прибытиях группируются по целям путешествия, видам исполь­зуемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов.

В соответствии с методикой статистического учета ВТО выделяет пять, несколько отличных по составу от принятых в отечественной географии, основных туристских макрорегионов.

1. Европейский, который включает страны Западной, Северной, Юж­ной, Центральной и Восточной Европы, в том числе все бывшие респуб­лики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турцию);

2. Американский, включающий страны Северной, Южной, Центральной Америки, а также островные государства и территории Карибского бассейна;

3. Азиатско-Тихоокеанский - страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, Австралия и Океания (Малайзия, Сингапур, Сянган (быв­ший Гонконг), Таиланд, Макао, Индонезия, Республика Корея);

4. Африканский - страны Африки, кроме Египта и Ливии;

5. Ближневосточный-страны Западной и Юго-Западной Азии, Еги­пет и Ливия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!