Статистика рынка труда

6 Июн 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Содержание

Введение 3
1. Понятие, сущность и задачи статистики рынка труда 5
2. Статистика занятости и безработицы 9
3. Статистика стоимости труда на рынке 17
Заключение 21
Список литературы 22

Введение

Информация о рынке труда является важным инструментом при разработке экономической и социальной политики государства.
Показатели уровня занятости и безработицы, средней заработной платы и другие являются важными макроэкономическими показателями, характеризующими состояние и развитие экономики. Информация о рынке труда крайне необходима основным социальным партнерам рынка труда - организациям предпринимателей и трудящихся. Она широко применяется при анализе уровня жизни населения и конкурентоспособности отраслей экономики.
Переход к рыночной экономике в России обусловил значительные изменения как в системе показателей статистики рынка труда, так и в методологии их исчисления.
Одна из главных задач, которая стояла перед статистикой рынка труда в последние годы, - введение международных статистических норм, которые адаптированы к условиям рыночной экономики.
Следует отметить, что в настоящее время в России статистика рынка труда в основном перешла на международные статистические нормы. Классификация населения по статусу занятости, классификация занятий, классификация затрат на рабочую силу, которые используются в статистической практике, основываются на соответствующих международных классификациях.
Для сбора данных о занятости и безработице, заработной плате по профессиям, затратах на рабочую силу организованы регулярнее выборочные обследования, программы проведения которых направлялись на экспертизу в Международное бюро труда и другие международные организации и получили положительный отзыв экспертов этих организаций. Тем не менее, эксперты Международного бюро труда отметили некоторые моменты, на которые следует обратить внимание для  улучшения эффективности процесса сбора и обработки статистической информации.
Актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы: «Содержание и задачи статистики рынка труда».
Объектом исследования выступает организация статистических исследований рынка труда.
Цель  работы выяснить специфику организации  и функционирования системы статистики рынка труда.
В соответствии с целью  исследования предусматривается решение следующих задач:
1) уточнить содержание понятия «статистика рынка труда», специфику данной отрасли статистики, ее основные задачи;
2) охарактеризовать особенности организации статистики занятости и безработицы;
3) охарактеризовать особенности организации статистики стоимости труда на рынке.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, трех параграфов, заключения,  списка используемой литературы.

1. Понятие, сущность и задачи статистики рынка труда

Статистика труда является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Ее показатели, характеризующие численность и состав трудовых ресурсов, производительность труда, использование рабочего времени, уровень занятости и безработицы, условия и оплату труда, неизменно занимают одно из ведущих мест в системе статистических показателей развития экономики, народонаселения и социальных процессов, поскольку труд есть необходимое условие существования общества. Статистика труда тесно связана с другими областями статистики: статистикой производственных отраслей, системой национальных счетов, демографией, статистикой культуры, здравоохранения и др.
В сфере занятости наиболее заметно проявляются перестроечные процессы, происходящие в странах постсоциалистического пространства. Взамен всеобщей обязанности трудиться провозглашается добровольность общественно полезного труда, допускается возможность незанятости трудоспособных граждан, признана безработица. Таким образом, речь идет не просто об изменениях, а практически о новой модели занятости, о принципиально иных способах формирования и использования трудового потенциала. Командно-административный порядок соединения рабочей силы со средствами производства и жесткое закрепление кадров на предприятиях уступили место рынку труда, который становится главным инструментом измерения предложения и спроса на рабочую силу, ее избытка или недостаточности, распределения между секторами экономики, отраслями и регионами [15, с. 18].
Под рынком труда понимается система экономических, социальных, организационных и правовых мер и институтов, координирующих и регулирующих распределение и использование рабочей силы. Функционирование рынка труда является неотъемлемой частью формирования рыночной экономики, поэтому в переходный период особое значение приобретает организация статистического наблюдения за его становлением.
Основными задачами статистики рынка труда на современном этапе являются:
 изучение текущих данных об экономически активном населении, занятости, безработице, структуры занятости по отраслям и профессиям.
 исследование данных о движении рабочей силы;
 изучение данных о фондах времени, их структуре, а также расчет показателей использования рабочего времени;
 исследование данных о затратах на рабочую силу, их структуры и динамики;
 изучение данных о трудовых конфликтах, а также расчет показателей, характеризующих трудовые конфликты по отраслям, причинам возникновения и др.
Статистика рынка труда создается в рамках статистики труда и уделяет основное внимание тем аспектам деятельности и взаимоотношениям между трудящимися и работодателями, на основе которых строятся анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры. Однако статистика изучает не только спрос и предложение рабочей силы, но и вопросы оплаты труда, условий труда, профессиональной подготовки кадров и ряд других проблем, необходимых для определения политики рынка труда [6].
В зависимости от исходной позиции различают два вида политики в этой области: общая экономическая политика и активная политика на рынке труда. Задачи общей экономической политики заключаются в создании благоприятных исходных условий для достижения высокой степени занятости. Она не вмешивается в процессы на рынке труда, но благодаря ей улучшаются условия спроса на товарных рынках, получения прибыли и в связи с этим условия капиталовложений для предприятий. Таким образом, общая экономическая политика воздействует на спрос на рабочую силу. В противоположность ей активная политика в области рынка труда непосредственно воздействует на предложение рабочей силы. Инструментами ее воздействия являются: меры по предоставлению работы, по переквалификации и повышению квалификации; консультации по выбору профессии; посредничество в получении рабочих мест и мест профессионального образования; выплата пособий по безработице и т.д. Носителем активной политики в области рынка труда являются, как правило, органы по труду.
Эффективность как общей экономической политики, так и активной политики на рынке труда проявляется прежде всего в улучшении сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, недостаточность же принимаемых мер ведет к росту напряженности на рынке труда.
С крушением СССР, новые направления в политике и стратегии занятости потребовали введения кардинальных изменений в статистическую практику, которая на протяжении нескольких десятилетий формировалась с ориентацией на план в целом и на планирование трудовых ресурсов и фонда оплаты труда в частности. Ориентация на план определяла и порядок сбора информации, который базировался на отчетности всех предприятий и организаций по строго определенной системе показателей [11, с. 181].
Сложившиеся системы показателей и методы их сбора во многом еще сохраняются и в настоящее время (например, для крупных и средних предприятий). Однако развитие частного сектора, новых форм приложения труда, многократное увеличение числа учетных единиц и трудность охвата их традиционными статистическими методами поставили перед статистикой труда новые задачи и предопределили необходимость новых методов и новых каналов получения информации.
С 1991 г. был организован ведомственный источник статистической информации о трудоустройстве населения и безработице, который позволил с ежемесячной периодичностью приступить к анализу конъюнктуры официально зарегистрированного рынка труда (практически с первых шагов его становления). Одновременно создавалась специальная выборочная сеть домашних хозяйств для проведения широкомасштабных опросов населения по проблемам занятости и безработицы, и с 1992 г. такие обследования проводятся ежегодно. На основе материалов обследований появилась возможность учесть те категории занятого населения, которые не отражаются в отчетности предприятий: лиц, занятых в неформальном секторе, работающих по найму у физических лиц, работающих не по найму, помогающих членов семейных предприятий. Эти обследования являются также основным источником статистической информации о качественном составе рабочей силы, размерах и структуре фактической безработицы, причинах незанятости, способах поиска работы и его продолжительности [11, с. 183].
Кроме того, в 90-е годы были разработаны новые темы и методы статистики труда и организованы соответствующие источники получения информации, в частности:
 введена и постоянно совершенствуется информация о забастовочном движении (в соответствии с резолюцией 15 Международной конференции статистиков труда «О статистике забастовок, локаутов и других действий, вызванных трудовыми конфликтами»);
 систематически проводятся выборочные обследования заработной платы работников по отдельным профессиям и должностям и отработанному времени по ведущим отраслям экономики (в соответствии с рекомендациями МОТ);
 ежегодно изучаются сумма и состав затрат на рабочую силу (в соответствии с рекомендациями МОТ);
 разработана и внедрена (совместно с миграционной службой) система статистического наблюдения за трудовой миграцией;
 ежегодно ведется учет неполной (частичной) занятости.
Как уже отмечалось, сохраняются и традиционные источники получения информации на основе отчетности предприятий и организаций, поскольку, несмотря на стремительный роет альтернативных форм занятости, численность работающих в государственном секторе во многих отраслях остается преобладающей.  Однако и здесь произошли крупные перемены. Взамен единого порядка получения информации от всех предприятий и организаций сбор сведений в настоящее время осуществляется с использованием цензового метода по разным статистическим формам и с различной периодичностью. Так, крупные и средние предприятия представляют отчетность ежемесячно; малые и совместные предприятия - один раз в квартал; предприятия, учитываемые в централизованном порядке, - один раз в год.
Для обеспечения более полного учета предприятий и организаций осуществляется комплекс работ по созданию государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО). Создание и внедрение ЕГРПО будет способствовать более широкому применению выборочных методов статистического обследования, особенно в негосударственном секторе экономики [11, с. 185].
Усовершенствована и система показателей текущей отчетности по труду за счет введения в нее дополнительных показателей, ориентированных на цели политики на рынке труда. Помимо традиционных показателей числа работающих и оплаты труда в формы отчетности включены показатели движения кадров и рабочих мест, предусмотрена информация о различных формах избытка работающих на предприятиях, о прогнозах предприятий по высвобождению персонала и введению новых рабочих мест.

2. Статистика занятости и безработицы

Статистический учет и распределение занятых в зависимости от выполняемой ими работы осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией занятости (1С8Е-93, в русской аббревиатуре - МСКЗ-93). Все занятое население распределяется на две крупные группы - работающие по найму и работающие не по найму.
Работающие по найму (или наемные работники) - это самая многочисленная группа работающих (в России - две трети всех занятых в экономике), в которую входят лица, заключившие трудовой договор (контракт, соглашение) об условиях труда и его оплаты с руководителем предприятия, учреждения, организации любой формы собственности или с отдельным лицом. Деятельность наемных работников может осуществляться под непосредственным контролем работодателя или лиц, определенных им, и работающих у него по найму. Вознаграждение наемного работника прямо не зависит от дохода предприятия или организации, где он трудится.
Военнослужащие и служители религиозных культов рассматриваются как наемные работники.
Работающие не по найму - это лица, занятые на собственных предприятиях; они принимают производственные решения сами или делегируют эти полномочия другим лицам, оставляя за собой ответственность за благосостояние предприятия. Их вознаграждение непосредственно зависит от дохода, получаемого от производимых товаров и услуг (при этом личное потребление считается частью прибыли).
Среди работающих не по найму различают следующие подгруппы:
 работодатели;
 самостоятельно занятые;
 члены производственных кооперативов;
 неоплачиваемые семейные работники.
Работодатели - лица, которые, работая самостоятельно или с одним или несколькими компаньонами (деловыми партнерами), постоянно нанимают одного или несколько лиц для работы в качестве наемных работников. При определении этой группы следует обратить внимание на ряд моментов.
Все компаньоны (деловые партнеры), которые могут быть или не быть членами одной семьи или одного домашнего хозяйства, являются работодателями [10].
К работодателям также относятся лица, занятые коммерческой деятельностью без образования юридического лица или ремеслом на индивидуальной основе и постоянно использующие труд наемных работников.
Существует альтернативный вариант классификации такой категории работающих, как директора-собственники. С одной стороны, указанные лица являются руководителями акционерных предприятий и получают часть своего вознаграждения в том же порядке, что и лица, работающие по найму. Но с другой стороны, они единолично или с другими членами своей семьи (или с компаньонами) владеют контрольным пакетом акций предприятий, и их полномочия на предприятии и ответственность за его деятельность скорее соответствуют статусу работодателей. Поэтому предлагается выделять эту группу работников отдельно (кроме того или в том числе в зависимости от национальной практики).
Лица, работающие за свой счет (самостоятельно занятые), как правило, работают самостоятельно или с компаньонами и не нанимают на постоянной основе наемных работников. В отдельные периоды представители указанной группы могут привлекать наемных работников, но не на постоянной основе.
Большую роль играет занятость в неформальном секторе экономики. Неформальный сектор - объемное понятие, характеризующее деятельность в сфере производства товаров и услуг, позволяющих населению получить дополнительные рабочие места и доходы. Занятость в этом секторе играет важную роль в формировании политики общей занятости и в образовании дохода, поскольку данный сектор составляет значительную часть национальной экономики. Но в связи с трудностями статистического измерения до настоящего времени не определены четкая концепция и методика сбора информации в этой области [11, C. 191].
Основные характеристики занятости в неформальном секторе:
 отсутствие регистрации; •малый масштаб деятельности;
 как правило, низкий уровень организации и производительности труда;
 трудовые отношения (если таковые существуют) основаны не на контрактах с формальным соблюдением гарантий, а на случайной занятости и личных (социальных) отношениях; •предпринимательская деятельность осуществляется отдельными лицами или с помощью неоплачиваемых членов семьи или с привлечением одного или нескольких оплачиваемых работников;
 отсутствие доступа (или малый доступ) к организованным рынкам, кредитным учреждениям, современной технологии, профессиональному обучению и другим государственным службам; •деятельность осуществляется, как правило, в статистически невизуальных местах: небольших цехах, домах, без постоянного помещения;
 обстоятельства вынуждают выходить за рамки законности (например, в части уплаты налогов, отчислений в фонд социальной защиты, соблюдения законов о труде).
Ряд характеристик (особенно несоблюдение законности, статистическая невизуальность) может дать повод провести параллель между неформальным сектором и теневой экономикой. Действительно, здесь есть много точек пересечения, но они не полностью идентичны и должны разграничиваться прежде всего по мотивам участия в том или другом секторе занятости. Если в первом случае мотивами участия являются, как правило, выживание (при отсутствии другой достаточной работы), желание иметь независимость и гибкий рабочий график, то во втором случае преследуются цели получения сверхприбылей, сокрытия высоких доходов от государства или запрещенных законом видов деятельности (например, производство наркотиков).
Организация сбора и обработки статистической информации в данной области необходима для усовершенствования статистики труда, экономической и социальной статистики и Системы национальных счетов как базы для макроэкономического анализа, политических оценок и прогнозов. В рыночных условиях только с помощью этих сведений возможно определить общие размеры занятости и оценить истинные масштабы безработицы. Указанная информация играет важную роль в планировании государственной поддержки данного сектора как дополнительного источника рабочих мест и дохода, в разработке программ по улучшению рабочих условий и социально-правовой защиты занятых в неформальном секторе [11, C. 193].
Статистика занятости в неформальном секторе должна строиться на регулярной основе и рассматриваться как неотъемлемая часть национальной статистической программы. При выборе методов сбора информации необходимо принимать во внимание особые трудности измерения занятости в этом секторе: неточность (расплывчатость) понятия; сложность явления (разнохарактерная деятельность); высокие мобильность и текучесть; сезонные колебания в деятельности; отсутствие узнаваемых отличий для идентификации (расположения институциональных единиц); трудность нахождения контактов с предпринимателями неформального сектора и др. Измерения в данной сфере возможны на основе косвенных оценок или прямого обследования.
Метод косвенных оценок заключается в приблизительном определении занятости в неформальном секторе с помощью: сочетания данных, характеризующих статус занятости, отрасль экономической деятельности и род занятий; макроэкономических оценок; сравнительного анализа данных, полученных из различных источников. Недостаток метода заключается в приблизительности и гипотетичности, в невозможности получить наряду с количественными параметрами характеристики его структуры, функционирования и другие характеристики [15].
Поэтому предпочтение отдается методу прямого обследования, которое можно проводить или на основе охвата в качестве объектов учета производственных единиц неформального сектора, или в рамках уже существующих обследований занятости населения.
Целесообразно и практично, на наш взгляд, в данных целях использовать уже существующие обследования населения по проблемам занятости. Очевидными преимуществами при этом оказываются низкие дополнительные затраты, возможность опросить всех работников неформального сектора (включая работающих по найму и неоплачиваемых работников - членов семьи), обследование тенденций занятости в динамике, измерение занятости в неформальном секторе вместе с измерением занятости в других секторах [14, с. 43].
Важен также учет и анализ неполной (частичной) занятости. Различают две формы неполной (или частичной) занятости: явная, или видимая, неполная занятость и скрытая неполная занятость.
Видимая неполная занятость может быть выражена числом лиц, работающих явно неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполную рабочую неделю) по сравнению с нормой рабочего времени, установленной распорядком, графиком на данном предприятии или законодательством для данной категории работников, или меньше, чем обычно, в связи со снижением спроса на продукцию или услуги, отсутствием клиентов, заказов и т.п.
К занятым явно неполное рабочее время относятся все лица, работающие как по найму, так и самостоятельно, находящиеся на работе или временно отсутствующие, которые вынуждены работать меньше установленной (или обычной) продолжительности рабочего времени для данного вида работы и которые искали или были готовы приступить к дополнительной работе в течение отчетного периода. К этой категории относятся также лица, находящиеся в отпусках по инициативе администрации.
Скрытая неполная занятость представляет собой в первую очередь аналитическое понятие, которое отражает либо неправильное распределение трудовых ресурсов, либо нарушение баланса между трудом и прочими факторами производства. К характерным признакам скрытой неполной занятости относятся низкий доход трудящихся, неполное использование квалификации работающих, низкая производительность труда. Аналитические исследования размеров и причины неполной занятости основываются на данных об уровне дохода и коэффициентах использования работающих согласно уровню их квалификации (замаскированная неполная занятость) и различным коэффициентам, характеризующим уровень производительности труда (потенциальная неполная занятость) [13, с. 44].
Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью. При этом в месячной отчетности предусмотрены показатели, характеризующие общую численность граждан, обратившихся в службы занятости в поисках работы, процессы их регистрации в качестве безработных (признано безработными), снятия их с учета в связи с трудоустройством, оформлением на досрочную пенсию, направлением на профессиональное обучение и по другим причинам. В этой же форме предусмотрена информация о заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках (т.е. о вакансиях), о назначениях и выплатах пособий по безработице, об участии в общественных работах и некоторые другие показатели.
Квартальная и полугодовая отчетности служб занятости представлены более подробным перечнем показателей, характеризующих: социально-демографический состав как общей численности граждан, ищущих работу, так и тех, кто официально признан безработными; распределение безработных по продолжительности безработицы; масштабы и формы профессионального обучения; квотирование и содействие в сохранении и организации рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости граждан.
Отчетность, разрабатываемая по линии служб занятости, ежегодно пересматривается для улучшения ее информационных возможностей и наряду с обследованием рабочей силы по-прежнему сохраняет свое значение для анализа рынка труда. Одним из преимуществ административного учета является то обстоятельство, что сбор данных проводится, как правило, в более короткие сроки, чем обследование рабочей силы, а информация относительно легко- и быстродоступна (обычно в первой половине следующего за отчетным месяца). Используя этот массив данных, можно ежемесячно следить за изменением уровня официальной (т.е. регистрируемой) безработицы и за динамикой основных социально-демографических показателей состава граждан, ищущих работу с помощью служб занятости.
Однако следует иметь в виду, что сведения, получаемые по данному источнику информации, в два-три раза занижены. Это обусловлено рядом причин:
 относительно невысоким размером выплачиваемого пособия;
 неудовлетворенностью предлагаемыми рабочими местами;
 необходимостью регулярно отмечаться,
 нежеланием многих граждан официально признать себя безработными.
Поэтому основным источником информации, всесторонне характеризующим конъюнктуру рынка труда, признано крупномасштабное многоцелевое обследование населения по проблемам занятости. Выборочное обследование рабочей силы является наиболее последовательным (после переписи населения) видом статистического наблюдения, с помощью которого можно охватить практически все категории населения (исключение составляют вооруженные силы, бездомные и некоторые другие категории, представляющие собой относительно малочисленные группы населения). Только на основе материалов такого обследования можно получать международно сопоставимую информацию одновременно о трех основных категориях населения - о занятых, безработных и экономически неактивных.

3. Статистика стоимости труда на рынке

Основная доля в составе расходов на рабочую силу (60 - 70%) приходится на заработную плату. С переходом к рыночным отношениям содержание этой категории заметно изменилось. В частности, помимо сумм выплат работникам, традиционно относившихся к заработной плате (а именно: оплата за отработанное и неотработанное время; стимулирующие доплаты в связи с режимом и условиями труда; премии и единовременные поощрения за работу), в составе фонда заработной платы дополнительно стали учитываться выплаты на питание, топливо и некоторые другие аналогичные социальные льготы, носящие регулярный характер [11].
В условиях формирования различных форм собственности, сокращения государственного сектора экономики и расширения прав предприятий и организаций в решении многих вопросов оплаты труда и дополнительных расходов на содержание рабочей силы была заметно ограничена сфера прямого воздействия государства на заработную плату. Многие его функции в настоящее время делегируются непосредственно хозяйствующим субъектам. Предприятия самостоятельно могут устанавливать формы оплаты труда и формы материального поощрения, определять размеры тарифных ставок и должностных окладов работников. И, как уже отмечалось, широко стала применяться практика различных социальных выплат [7, с. 98].
Все это предопределило развитие новых процессов в сфере оплаты труда и необходимость организации новых методов анализа заработной платы.
В условиях безудержного роста потребительских цен и принимавшихся неоднократно мер по повышению заработной платы (в первые годы перестроечного периода) крайне неустойчивой оказалась динамика заработной платы. Для анализа столь быстро меняющейся ситуации потребовалось введение ежемесячной отчетности о заработной плате во всех отраслях экономики и ежемесячного анализа измерения ее уровня.
Новые динамические тенденции усилили необходимость более тщательного изучения и анализа заработной платы не только в разрезе отраслей экономики, форм собственности, но и по отдельным профессиям и должностям.
Ранее источником подобной информации являлись специальные обследования, которые проводились один раз в три года (в прежние годы динамика заработной платы не требовала более частого проведения обследования). Учетом охватывались предприятия и организации 10 отраслей промышленности и строительства, внутри которых отбирались 10-15 наиболее представительных профессий по каждой отрасли промышленности и 30 должностей специалистов и руководителей (единых для всех отраслей).
В современных условиях появилась настоятельная потребность в расширении перечня профессий или профессиональных групп, подлежащих обследованию, в основном за счет отраслей сферы услуг. Это тем более необходимо, (что, несмотря на принимаемые меры по повышению уровня оплаты труда работников этой сферы отраслей, разрыв в размерах заработков с работниками отраслей материального производства остается значительным, что нередко приводит к возникновению массовых выступлений отдельных групп работающих (учителей, врачей и некоторых других). Получение соответствующей информации позволяет вовремя среагировать на растущие диспропорции [11, C. 201].
В современных программах обследования предусматривается сбор данных не только об общей сумме заработной платы, но и о ее тарифной части (т.е. о тарифном фонде). В тарифный фонд (тарифный заработок, сумму должностных окладов), в отличие от общей суммы заработков, не включаются: доплаты за сверхурочное время; доплаты за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни; доплаты и надбавки за географические и природно-климатические условия (районные коэффициенты и т.п.); доплаты за почетные звания; доплаты за совмещение профессий (должностей) и другие доплаты, носящие индивидуальный характер.
В рекомендациях МОТ предусматривается показатель расчетного тарифного фонда, именуемый в отчете «Сумма расчетных месячных тарифных ставок исходя из тарифных разрядов, установленных на начало октября учтенным работникам». Кроме того, МОТ рекомендует получать сведения о нормальных часах работы с помощью показателя «Сумма установленной на начало октября продолжительности рабочей недели по каждому из учтенных работников». Наличие в отчете этих показателей дает возможность определить средний размер установленной часовой тарифной ставки/
Основным механизмом, регулирующим уровень заработной платы и ее динамику в России, как и в большинстве стран Содружества, является установленный минимум оплаты труда. В настоящее время среди экономистов нет единодушного мнения о необходимости использования минимума заработной платы как механизма по предотвращению бедности. Отмечается, что, с одной стороны, он приводит к повышению доходов тех. кто работает. С другой стороны, повышение минимума заработной платы ведет к увеличению издержек производства и, как следствие, сокращению работников. В результате часть рабочей силы, в основном малоквалифицированные рабочие, в помощь которым и предназначался минимум заработной платы, становятся безработными, и, естественно, их положение ухудшается. Таким образом, данная акция может иметь обратный эффект, что и вызывает неоднозначное отношение к минимуму заработной платы.
Рассмотрим общепринятые определения основных категорий заработной платы.
Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час работы, день работы, неделю и т.д.
Реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы.
Следует заметить, что в связи со значительной сложностью определения реальная заработная плата в рублях, как правило, не публикуется. Для анализа ее динамики используются относительные величины.
Просроченной задолженностью по выдаче средств на заработную плату считаются фактически начисленные, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором, суммы. Число дней задержки считается начиная со второго дня после этого срока.
Если срок выдачи средств на заработную плату совпадает с выходным днем, но предприятие не получило по каким-либо причинам деньги, то эти суммы по срокам, приходящиеся на выходной день, включаются в отчет (в национальном законодательстве предусмотрено, что при совпадении установленного дня выплаты зарплаты с выходным или праздничным днем она должна быть выплачена накануне их).
В сумму просроченной задолженности включаются остатки задолженности, переходящие с предыдущего месяца, не погашенные на отчетную дату, без вычета налогов и других удержаний в соответствии с законодательством. Задолженность на внутримесячные даты не включается.

Заключение

Статистика труда является важной составной частью как экономической, так и социальной статистики. Ее показатели, характеризующие численность и состав трудовых ресурсов, производительность труда, использование рабочего времени, уровень занятости и безработицы, условия и оплату труда, неизменно занимают одно из ведущих мест в системе статистических показателей развития экономики, народонаселения и социальных процессов, поскольку труд есть необходимое условие существования общества.
Статистический учет и распределение занятых в зависимости от выполняемой ими работы осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией занятости (1С8Е-93, в русской аббревиатуре - МСКЗ-93). Все занятое население распределяется на две крупные группы - работающие по найму и работающие не по найму.
Статистика занятости в неформальном секторе должна строиться на регулярной основе и рассматриваться как неотъемлемая часть национальной статистической программы. Важен учет и анализ неполной (частичной) занятости. Различают две формы неполной (или частичной) занятости: явная, или видимая, неполная занятость и скрытая неполная занятость.
Статистика безработицы обеспечивает предоставление крайне необходимой обществу информации, используемой в различных сферах социально-экономической политики.
Сбор и разработка данных службами занятости осуществляются на основе ведомственного государственного статистического наблюдения по формам, утвержденным Госкомстатом России и заполняемым с месячной, квартальной и полугодовой периодичностью.

Список литературы

1. Басова, И.И. и др. Статистика труда [Текст] / И.И. Басова, Р.П. Григорьева. – М.: Дело, 2010. – 442c.
2. Башина, О.Э. Общая теория статистики [Текст] /. – М.: Финансы и статистика, 2008. 287c.
3. Башкатов, Б.И. и др. Международная статистика труда [Текст] /Б.И. Башкатов, Г.Ю. Карпухина. – М.: Дело и сервис, 2011. – 334c.
4. Григорьева, Р.П. Статистика труда [Текст] / Р.П. Григорьева. – М.: Изд-во Михайлова, 2010. -298c.
5. Елисеева И.И. и др. Общая теория статистики [Текст] / И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 556c.
6. Ефимова, М.Р. Социальная статистика [Текст] / М.Р. Ефимова, С.Г. Бычкова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 432c.
7. Золотарев, А.А.Статистика [Текст] / А.А. Золотарев. – М.: Владос, 2011. – 386c.
8. Макроэкономическая статистика [Текст] / Под ред. В.А. Петровского. – М.: Дело, 2010. – 442c.
9. Сиденко, А.В. Статистика [Текст] / А.В. Сиденко. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 554c.
10. Социально-экономическая статистика [Текст] / Под ред. В.Н. Салина. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368c.
11. Статистика. Курс лекций. Л.П. Харченко, В.Г. Ионин и др. [Текст] - Новосибирск, НГАЭиУ, 2007. – 264c.
12. Тавокин, Е.П. Социальная статистика [Текст] / Е.П. Тавокин. – М.: Алетейя, 2011. – 318c.
13. Теория статистики / Под ред. Р.А.Шмойловой [Текст]. – М.: Финансы и стаитистика, 2004. – 286c.
14. Шмойлова, Р.А. Теория статистики [Текст] / Р.А. Шмойлова. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 502c.

(25.4 KiB, 55 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!