Становление системы правоохранительных органов РСФСР в 1989-1993 гг.

19 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В годы перестройки активистами демократического движения активно пропагандировалось мнение, что большинство проблем РСФСР связано с отсутствием у республики возможностей без санкции СССР использовать материальные и финансовые ресурсы, самостоятельно решать вопросы изменения общественного и государственного строя республики.

6 октября 1989 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Указ "Об образовании союзно-республиканского Министерства внутренних дел РСФСР". 27 октября Верховный Совет РСФСР принял Закон об утверждении данного Указа. Постановлениями Совета Министров СССР и РСФСР "О мероприятиях, связанных с образованием Министерства внутренних дел РСФСР" от 25 и 28 декабря 1989 г. соответственно были внесены изменения в структуру центрального аппарата МВД СССР, МВД союзных республик, была утверждена структура центрального аппарата МВД РСФСР. Она включала: руководство (министр В. П. Трушин и 7 заместителей, коллегия — 17 чел.),

С декабря 1991 г. МВД России стало действовать как центральный орган отраслевого управления суверенного государства.

В 90-е годы в систему органов внутренних дел были внесены важные новшества, структура МВД была существенно изменена. В конце декабря 1990 г. была утверждена следующая структура МВД РФ:

ГУУР,

Управление по экономическим преступлениям (с января 1991 г.),

Главное управление по организованной преступности,

Управление по незаконному обороту наркотиков,

Главное управление обеспечения общественного порядка,

Следственный комитет,

Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ,

Управление информационного и оперативно-технического обеспечения,

ГУГАИ (с 18 декабря 1992 г.),

Главное управление внутренних дел на транспорте,

Управление виз и регистрации,

Центр общественных связей,

Управление правового обеспечения,

Управление международных связей,

Управление спецперевозок,

Техническое управление,

Главное управление командующего внутренними войсками,

Управление режимных объектов,

Военно-мобилизационное управление,

Главное управление материально-технического и военного снабжения,

Главное управление исполнения наказаний,

Главное управление лесных ИТУ,

Главное управление кадров,

Финансово-экономическое управление,

Контрольно-ревизионное управление (с 14 февраля 1992 г.),

Производственно-хозяйственное управление,

Управление строительством,

Медицинское управление. 2 августа 1991 г.

на базе Организационно-инспекторского управления был образован Штаб МВД России.

Постановление съезда народных депутатов РСФСР “О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР” от 22 июня 1990 г.. Из под управления органов союза СССР выводились Совет Министров РСФСР и другие органы, в том числе и МВД РСФСР.

Создание МВД РСФСР осуществлялось в условиях острого бюджетного дефицита и роста управленческих расходов. Так, в 1989 г. по РСФСР они составили 1,3 млрд. руб, то в 1990 - уже 2,2 млрд. руб.. Это обстоятельство привело к очевидному перекосу финансирования органов милиции. В целом, создание МВД РСФСР не привело к улучшению криминогенной ситуации. “К середине 1991 года положение с криминогенной обстановкой в стране, казалось, бы достигло предела, однако тогда еще мало кто предполагал, что это только цветочки, а ягодки - впереди”.

В начале девяностых годов правовая база милиции уже не соответствовала изменившимся условиям. В связи с этим, 18 апреля 1991 г. ВС РСФСР принял закон “О милиции” - “Основные идеи которого основывались на принципах департизации, деуниверсализации, уважения и соблюдения прав человека, расширения прав милиции, демократизации условий службы и т.д.”. Но и с принятием закона основные милицейские проблемы не были разрешены. “Наоборот - некоторые участки ее работы из-за неоправданного разъединения подчиненности, пересмотра компетенции оказалось в полупарализованном состоянии”.

Милиция подразделялась на милицию общественной безопасности и криминальную милицию. Отличия между ними заключались в функциях, управлении и финансировании: численность для первой из них определялась по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, для второй — Правительством РФ.

Первым министром воссозданного МВД РСФСР в октябре 1989 г. стал В. П. Трушин. В сентябре 1990 г. МВД РСФСР возглавил В.П. Баранников. После августовских событий, через голову правительства СССР В.П. Баранников был назначен главой МВД СССР. С сентября 1991 г. МВД РФ возглавил А.Ф. Дунаев.  Окончил высшую школу милиции и Академию МВД СССР. Как видим, все перечисленные министры имели большой опыт работы в милиции, большинство обладали специальным образованием.

22 октября 1991 года Совет Министров РСФСР утвердил Положение о Министерстве внутренних дел РСФСР, в котором были определены задачи, функции и структура центрального аппарата МВД РСФСР.

9 ноября 1991 г. Президентом РСФСР был подписан Указ “О неотложных организационных мерах по борьбе с преступностью в РСФСР”, предусматривающий ряд мероприятий по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, по повышению эффективности борьбы со всеми формами преступных проявлений, В частности, были намечены меры по улучшению организационных структур органов внутренних дел, повышению должностных окладов работникам прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности, улучшению материально-технического обеспечения милиции и др.

СССР в 1990 г. приняли в члены Интерпола (международная организация уголовной полиции). В стране создали Националь­ное центральное бюро (НЦБ) Интерпола, ставшее одним из наибо­лее оснащенных современными техническими средствами подраз­делений в МВД. Оно осуществляет функции только в отношении общеуголовных преступлений и в соответствии со ст. 3 Устава не затрагивает преступлений политического, военного, религиозного или расового характера. Основная часть информации, проходя­щей через НЦБ, касается: незаконного оборота наркотиков, орга­низованной преступности, убийств, экономических преступлений, преступлений против собственности, включая кражи произведе­ний искусства и автотранспорта.

После распада СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР "О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств" и "О денонсации Договора об образовании СССР" все органы, учреждения и организации Министерства внутренних дел СССР, находившиеся на территории Российской Федерации, перешли под юрисдикцию России с включением их в систему МВД РСФСР.

Еще накануне этого события, была предпринята еще одна попытка объединения органов внутренних дел и органов государственной безопасности в единое ведомство. 19 декабря 1991 г. Президент РСФСР издал Указ "Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР", но Конституционный Суд 14 января 1992 г. признал данный указ не соответствующим Конституции РСФСР. Помимо всего прочего, Конституционный Суд выяснил, что о подготовке данного указа “не знали ни в службе безопасности, ни в министерстве внутренних дел. Вопреки установленному порядку, да и элементарному здравому смыслу, он не был обсужден с теми, кого непосредственно касался. Не ведало о нем и правительство РСФСР, которое в день подписания указа приняло два противоречащих ему постановления”. Таким образом, форма подготовки данного решения напомнила стиль пресловутого хрущевского “волюнтаризма”. Тогда президент не стал конфликтовать с Конституционным Судом и 15 января 1992 г. новым президентским указом указ от 19 декабря того же года был признан утратившим силу.

В начале 1992 г. «либерализация» цен и приватизация вызва­ли сильный рост преступности. В 1976—1993 гг. преступность вы­росла на 239%, т.е. более чем в 4 раза. За 1987—1993 гг., рост составил 136%, т.е. почти в 2,5 раза.

После разрушения СССР в первой половине 90-х годов милиция переживала нелегкое время. На ее состоянии отрицательно сказывался рост социально-политической напряженности в обществе, межнациональные конфликты, ухудшение экономической ситуации. В стране началось лавинообразное ухудшение криминогенной ситуации по всем направлениям. “Изменение общественного строя, изменения в государственной системе неизбежно вызвали изменение характеристик и форм проявления преступности. Она становится более организованной и жесткой, более вооруженной и масштабной, более профессиональной и транснациональной.

Резко ухудшились условия финансирования милиции, ее технической оснащенности, укомплектования кадрами и т.д. Эти процессы утежелились тем, что “сегодня преступным миром ведется массированное давление на работников дознания, следствия, прокуроров, судей, работников контролирующих органов, сотрудников МВД.

В 1992 и 1993 годах по неполным данным подвергались психическому и физическому воздействию соответственно:

62 и 120 прокуроско-следственных работников,

46 и 72 судьи и народных заседателя.

с.55. ... 2431 и 3127 должностых лиц исполнительной власти в связи с исполнением ими контрольных функций,

8222 и 8230 работников милиции, из которых только в 1993 году погибли 185 человек и 572 ранены”.

Тяжесть криминогенной ситуации определила, то что основная часть организации борьбы с преступностью перемещается из компетенции милиции в компетенцию высшей исполнительной, общегосударственной, власти. 4 апреля 1992 года президент объявил войну казнокрадству, подписав указ ”О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”. Указом "О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилении борьбы с преступностью" 8 октября 1992 г образована межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и коррупцией (МВК). Руководство комиссией поручено вице-президенту А. Руцкому. 21 июня 1993 г. "О дополнительных  мерах по обеспечению эффективности работы  Межведомственной комиссии Совета безопасности по борьбе с преступностью и коррупцией". Руководителем управления по обеспечению деятельности данной комиссии: "назначен А. Макаров, адвокат известный более как защитник коррупционеров, нежели как борец с ними". Всего, в 1992 году Кремль создал две межведомственные комиссии по борьбе с преступностью и коррупцией. В январе 1993-го Президент провел совещание, на котором сказал: “Мы начинаем  фронтальное наступление на преступность, взяточничество и коррупцию!”. В феврале того же года он сделал специальный доклад на эту тему. В апреле подписал указ, названный прямо в стиле ЦК КПСС - “Об организацонных мерах по усилению борьбы с преступностью...”, а в мае еще лучше - “О дополнительных мерах ...”.

В том же 1992 г. был образован Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ.

Постановление ВС РФ от 13 марта 1992 г. N 2507-1

"О порядке введения в действие закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ"

определением содержания оперативно-розыскной деятельности на тер­ритории РФ и закреплением системы гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

28 мая Постановлением Правительства РФ утвердили Поло­жение о ГАИ МВД РФ - органе контроля обеспечения безопаснос­ти дорожного движения.

14 августа Постановлением Правительства РФ утвердили По­ложение о вневедомственной охране при ОВД РФ. ОБО создавали на договорной основе для защиты имущества собственников.

24 сентября приняли Закон «О внутренних войсках Мини­стерства внутренних дел Российской Федерации» с правовым обо­снованием прав и обязанностей войск, порядком их взаимодей­ствия с органами власти на местах, вопросами социальной защи­ты военнослужащих, применения сил и средств при выполнении поставленных задач. ВВ входят в систему МВД для решения за­дач: содействие ОВД РФ в охране общественного порядка, обеспе­чении общественной безопасности и правового режима чрезвы­чайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов, ИТУ, конвоирование осужденных и лиц, за­ключенных под стражу.

Экспертно-криминалистическая служба после многочисленных слияний и объединений в 1993 г. вновь стала самостоятельной.

23 декабря ВС РФ утвердил Положение о службе в ОВД РФ -первый в России законодательный акт, комплексно регулировав­ший принципы, основные условия и порядок прохождения госу­дарственной службы сотрудниками ОВД. Его появление обусло­вили многие факторы и насущные потребности нового взгляда на институт службы в правоохранительных органах. В тот же день Постановлением ВС РФ утвердили Присягу сотрудника ОВД РФ. Для упорядочения деятельности милиции общественной безо­пасности (МОБ) 12 февраля 1993 г. Указом Президента РФ ут­вердили Положение о милиции общественной безопасности (мест­ной милиции) в РФ, где определили ее состав, основные задачи, права и обязанности, принципы взаимодействия с другими под­разделениями правоохранительных органов и органами государ­ственной власти, финансирование и материально-техническое обес­печение.

В 1993 году в России было зарегистрировано 3 млн. преступлений. Фактически же по экспертным оценкам в стране ежегодно совершается от 10 до 12 млн. преступлений. Более полумиллиона людей гибнут от насилия и умирают неестественной смертью.

Угрожающих масштабов достигла наркомания. По оценкам специалистов, нелегальный годовой оборот наркотических средств в стране составляет минимум 50 -60 млрд.рублей. В постоянное потребление наркотиков в немедицинских целях вовлечено более 1,5 млн. россиян.

Коррупция стала надежным прикрытием организованной преступности, ее стимулятором и покровителем. В 1993 году выявлено более 52 тысяч преступлений, в той или иной степени связанных с коррупционными проявлениями. в числе лиц, привлеченных к судебной ответственности за взяточничество, 42,7 процента работники министерств, комитетов и различных структур власти на местах, 25,8 процента - работники правоохранительных органов... при массовом характере подкупа чиновников количество лиц, осужденных за взяточничество в прошедшем году, не превысило 700 человек, тогда как в 1986 году за эти преступления осуждено 3450 человек.

В 1993 г. происходит принятие новой конституции РФ. Тем не менее, проблемы в организации борьбы с преступности не теряют своей актуальности. Несмотря на принимаемые меры, количество тяжких преступлений в России за 8 месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 100 тысяч или одну треть, умышленные убийства на 10 процентов, преступления связанные с наркотиками - на 60 процентов.

Эта проблема приобретает невиданный в истории человечества масштаб преступность начинает превращаться в первоочередную угрозу национальному существованию российского государства, народов России.

Одной из важнейших проблем в деятельности органов внут­ренних дел является сохранение и широкое распространение коррупции, взяточничества, других видов экономических пре­ступлений. В 1993 г. привлекли к уголовной ответственности 4300 сотрудников милиции, треть из них наказана за сокрытие пре­ступлений от учета, а более 500 за сотрудничество с преступными группировками. Среди привлеченных в 1994 г. к ответственности за коррупцию сотрудники правоохранительных органов составля­ли 25,8%. В 1998 г. к уголовной ответственности привлекли 4000 сотрудников.

Закон РФ «Об обороне» определяет, что к обороне страны мо­гут привлекаться войска: пограничные, внутренние МВД, ФСБ, правительственной связи, железнодорожные, гражданской обороны. Военный аспект деятельности ВВ МВД определили «Основ­ными положениями военной доктрины» по Указу Президента РФ: от 2 ноября. Во ВВ входят: соединения и воинские части (оперативного назначения, по охране важных государственных объектов и специальных грузов, по охране исправительно-трудовых учреж­дений и конвоированию); специальные моторизованные воинские части; авиационные и морские воинские части; органы управле­ния, учреждения и воинские части обеспечения деятельности ВВ (учебные, строительные, связи и др.); военно-учебные заведения (военные училища, а также военная академия внутренних войск, которой пока нет, но возможность ее создания законом предус­мотрена). Соединения и части входят в военные округа. В Глав­ном управлении командующего ВВ и в округах создали военные советы.

Начали развивать систему средних специальных учебных за­ведений МВД РФ. Так, 1 июня 1994 г. по приказу № 157 от 13 мая того же года открыли Самарский филиал Елабужской сред­ней школы милиции.

В декабре в Чеченскую Республику с обычными войсками ввели части ВВ, милиции и госбезопасности.

С 1 января 1995 г. ОСН «Витязь» активно участвовал в опера­циях в Чечне. За боевые заслуги 180 воинов отряда наградили орденами и медалями, а четверых удостоили звания Героя Рос­сийской Федерации.

5 июля 1995 г. ГД приняли Федеральный закон «Об оперативно-розыск­ной деятельности».

В 1995 г. структуру МВД установили в составе: министр; его аппарат; Главный штаб; Главные Управления (командующего внут­ренними войсками, уголовного розыска, по организованной пре­ступности, по экономическим преступлениям, обеспечения обще­ственного порядка, ГАИ, внутренних дел на транспорте); Управ­ление (собственной безопасности, контрольно-ревизионное, инфор­мации и общественных связей, по незаконному обороту наркоти­ков, режимных объектов, паспортно-визовое); Национальное цен­тральное бюро Интерпола и др.

Приказ № 145 от 20 марта 1996 г. разъяснял концепцию раз­вития ОВД из 3-х этапов:

1) достижение позитивных сдвигов на наиболее важных направлениях;

2) (до 2000 г.) довести работу ОВД до социально одобряемого уровня, вернуть общественный престиж службам, восстановить систему предупреждения преступ­лений на ранней стадии и т.д.;

3) (до 2005 г.) создать материаль­ные и др. условия для деятельности ОВД.

Указ Президента РФ от 18 июля 1996 г. утвердил Положение о МВД РФ. В Положении определили структуру, основные прин­ципы, задачи и функции МВД РФ. В п. 1 МВД РФ - федераль­ный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обес­печения общественной безопасности и непосредственно реализую­щий основные направления деятельности правоохранительных органов РФ и внутренних войск МВД РФ.

В 1996 г. работали 99 отрядов ОМОН (75 - в республикан­ских, краевых центрах с населением свыше 200000 человек) чис­ленностью около 19000 бойцов.

А 26 февраля 1996 г. МВД России издало приказ "О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и укреплению собственной безопасности", на основе которого в структуре ОВД создана служба собственной безопасности (ССБ). Ее главная задача — противостоять коррупции в ОВД. Одновременно были утверждены Временное положение об УСБ МВД России, Временное типовое положение об Управлении (отделе) собственной безопасности МВД, ГУВД и ряд других нормативных актов.

6 февраля 1997 г. приняли Федеральный закон № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Функции ВВ: участие совместно с органами внут­ренних дел в охране общественного порядка, обеспечении обще­ственной безопасности и режима чрезвычайного положения; ох­рана важных государственных объектов и специальных грузов; конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу; уча­стие в территориальной обороне РФ; оказание содействия погра­ничным войскам ФПС РФ в охране государственной границы.

Несмотря на то, что построены по типу армии, В.в. МВД России в состав Российской армии не входят. Структурно В.в. входят в систему МВД России. В отличие от армии, задачей В.в. МВД России является поддержание конституционного строя и общественного порядка внутри страны (в отличие от армии, которая призвана оборонять страну от внешнего врага). Однако в случае посягательства на суверенитет государства извне (пограничный вооруженный конфликт, агрессия со стороны другого государства), внутренние войска привлекаются к отражению агрессии совместно с армией и пограничными войсками в составе Вооружённых Сил РФ под руководством Верховного Главнокомандующего ВС РФ.

Комплектование внутренних войск определили зачислением граж­дан РФ на военную службу по контракту и призывом на военную службу по экстерриториальному принципу.

В 1998 году вышел Указ Президента РФ "О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции" РФ. Указом предписывалось: передать до первого сентября 1998 года уголовно-исполнительную систему МВД РФ с входящими в ее состав по состоянию на 1 августа 1998 года центральными и территориальными органами, учреждениями, предприятиями, организациями и имуществом, используемым ею в своей деятельности, в ведение Министерство юстиции. Считать уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ правопреемником уголовно-исполнительной системы МВД РФ. Этим указом УИС МВД РФ была окончательно передана в ведение Минюста РФ.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!