Становление национальных школ в русском искусстве

6 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Во второй половине XVIII в. возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются "прос­вещенный" читатель, интересовавшийся светским романом и философскими сочинениями, зритель, которого волновала высо­кая трагедия и увлекала комическая опера. В большой моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и про­винции появился интерес к собиранию книг и коллекционирова­нию произведений искусства. С конца 60-х годов в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи.

Русская художественная культура рассматриваемого времени развивалась в направлении, в целом совпадающем с европейски­ми художественно-эстетическими стилями, и подчинялась об­щим закономерностям этого развития. Результатом художе­ственного развития XVIII в. был своеобразный сплав "евро­пеизма" и национального своеобразия, которое сохранилось как основная характерная черта русской культуры.

Достижения культуры во многом были связаны с именами русских писателей, композиторов, художников, архитекторов. По­вышению профессионализма русского искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагоги­ческом процессе способствовала Академия художеств.

Художественная культура пережила недолгую эпоху существо­вания барокко, главным образом в архитектуре, которое опре­деляло стилевое единство в 40-50-е годы XVIII в. Эта архитекту­ра с присущей ей контрастностью форм, внешностью декора, грандиозностью зданий заложила основы нового градострои­тельства.

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. был классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского, в част­ности французского классицизма. Неодновременным был про­цесс становления классицистического искусства. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе, затем - в изобрази­тельном искусстве (примерно с 60-х годов XVIII в.). В своем развитии русский классицизм подчинялся общим закономернос­тям, ему были присущи и нормативность, и жанровая регламен­тация, и ярко выраженный интерес к античности. Переводы ан­тичных авторов, особенно Анакреона и Горация, пользовались в России большой популярностью. Образцом совершенства вос­принималась архитектура древнего мира, античные элементы (колонны, портики, фронтоны и т.д.) становились непременными деталями архитектурного оформления зданий. Античные сюже­ты были широко распространены в поэзии, драматургии, живо­писи. Эстетика классицизма, основанная на рационалистических идеях философии Просвещения, требовала от искусства решения больших государственных, общественных задач, что определяло его высокий гражданский пафос.

Но русский классицизм имел и некоторые национальные осо­бенности. В отличие от западноевропейского он был более тес­но связан с просветительством. Это привносило в него идеи де­мократизма, понимание, общественного долга в духе просвети­тельских принципов. Поэтому во многих художественных про­изведениях того времени находили выражение и сочувствие к судьбе обездоленного крепостного крестьянина, и осуждение жестокости, и убежденность в силе просвещения как средства избавления от многих социальных бед.

В эпоху классицизма в России сложилась новая художествен­ная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). "Новая словесность", по словам Пушкина, была "плодом новообразованного общества". Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал В.К.Тре-диаковский (1703-1768) в опубликованной им статье "Новый и краткий способ к сложению российских стихов". Эта система, заменившая силлабический стих, основана на чередовании удар­ных и безударных слогов в строке. Она лежит в основе русской поэзии до настоящего времени.

В области русского стихосложения, художественной прозы работал М.В.Ломоносов ("Письмо о правилах российского сти­хотворства", 1739; "Риторика", 1745).

Основоположником новой русской драматургии был А.П.Су­мароков (1717 - 1777), поэт, автор первых русских трагедий и комедий, директор Российского театра в Петербурге. Произве­дения Сумарокова способствовали воспитанию человеческого достоинства, гуманизма, высокой морали и чести. Будучи сто­ронником крепостного права, он критиковал его крайности.

В центре внимания литературы последней трети XVIII в. ока­зался вопрос о несовместимости неограниченной монархии с благом общества. Понимание этого было показателем развития общественного сознания. Русские писатели начинают обращать­ся в своих произведениях к более острым социальным и полити­ческим проблемам ("Недоросль" Д.И.Фонвизина, "Властителям и судьям" Г.Р.Державина, "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева). Творчество Фонвизина - борца против невеже­ства и помещичьего произвола - положило начало обличительно-реалистическому направлению русской литературы.

Крупнейшим поэтом конца XVIII в. был Г.Р.Державин (1743-1816). Заслугой его была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал "высокий" и "низкий" стиль, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называл поэзию "го­ворящей живописью". Окружавший поэта мир предстает в стихах в многообразии и сочности красок. И в то же время это мир по­эта-мыслителя, которого волновали общественные проблемы и сложнейшие вопросы жизни и смерти, человеческой судьбы. Широкую известность принесла Державину ода "Фелица"(1782), в которой он стремился дать образ идеального монарха, но по­нимал уже, что "истину царям" следует "с улыбкой говорить".

На рубеже XVIII - XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному че­ловеку и его чувствам. Расцвет сентиментализма связан с твор­чеством А.Н.Радищева и Н.М.Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что опре­деляло большую притягательную силу сентиментальных повес­тей и романов. Слова Карамзина из его наиболее известной по­вести "Бедная Лиза" - "и крестьянки любить умеют" - восприни­мались читателем как открытие собственного мира чувств и пе­реживаний, способности любить и страдать.

Просветительская в своей основе литература XVIII в., несла в себе гуманистическое и сатирическое начало и продолжала раз­вивать лучшие традиции протопопа Аввакума и др. Но вместе с тем, отвечая требованиям эпохи, литература русского класси­цизма создала образ нового человека - патриота и гражданина. Она способствовала утверждению внесословной ценности чело­века и решительно боролась с жестокостями крепостничества.

Середина XVIII в. - важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драма­тургии. Во второй половине XVIII в. театральные труппы суще­ствовали в столицах, некоторых провинциальных городах; в дво­рянских поместьях имелись крепостные театры.

В 1756 г. в Петербурге был создан первый в России государ­ственный театр "для представления трагедий и комедий". Основу его составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г.Вол­ковым (1729-1763), замечательным русским актером, происхо­дившим из ярославских-купцов. В Петербурге в это время дей­ствовал школьный театр при Сухопутном Шляхетском корпусе, а в 1779 г. возник частный театр на Царицыном лугу (Марсово по­ле), которым руководил известный русский актер И.А.Дмит­ревский (1736-1821). На сцене этого театра впервые были по­ставлены пьесы Д.И.Фонвизина, а в комедии "Недоросль" Дмит­ревский сыграл роль Стародума. Но театр просуществовал недо­лго: в 1783 г. он был закрыт по указу Екатерины П.

В Москве театральные представления разыгрывались в универ­ситете итальянской труппой Д.Локателли. В 1780 г. был открыт Петровский театр, в репертуаре которого, как это было принято, имелись драматические, оперные и балетные спектакли.

В конце XVIII - начале XIX в. выросла роль театра в обще­ственно-культурной жизни. Театральный репертуар становился предметом обсуждения в печати, высказывались настойчивые пожелания создавать национальную драматургию, которая отра­жала бы русскую народную жизнь и историю. В 1792 г. актер и драматург П.А.Плавилыпиков в журнале "Зритель" писал, что "отечественность в театральном сочинении должна быть первым предметом". В условиях патриотического подъема первого деся­тилетия XIX в. эти идеи находили отклик в русском образован­ном обществе. Успех трагедий В.А. Озерова .(1769-1816), одного из самых популярных драматургов того времени, определялся в большей степени их политической актуальностью, созвучностью современным событиям (трагедия "Дмитрий Донской", 1807 г.).

Музыка приобретала характер более сложный и разнообраз­ный; распространялось любительское музицирование, устраива­лись публичные концерты с участием зарубежных и русских ис­полнителей, о чем сообщалось в столичных газетах. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество, которое ставило целью "возбуждать в публике интерес к древней и клас­сической музыке". В середине XVIII в. широкую популярность в России получили итальянская и французская опера, творчество итальянских композиторов. Некоторые из них (Б.Галуппи, Д.Паизиелло и др.) работали в России придворными композито­рами и дирижерами.

В последней трети XVIII в. формируются отечественная компо­зиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструмен­тальной, камерной музыки.

Ведущим музыкальным жанром становится опера. В театраль­ном репертуаре преобладала комическая опера. Героем ее, как правило, были простые люди, крестьяне, ремесленники, купцы, которые не терялись в трудных жизненных ситуациях благодаря .своему уму и находчивости. Огромным успехом пользовалась опера А.О.Аблесимова "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1779, музыка М.М.Соколовского, последующая обработка Е.И.Фомина). Популярной была опера В.А.Пашкевича на слова М.А.Матинского "Санктпетербургский гостиный двор, или Как поживешь, так и прослывешь" (1792). Комическая опера сблизила профессиональную сцену с русскими песенно-танцевальным фольклором, бытовыми обрядами, разговорной речью.

Выдающимися мастерами русской национальной музыкальной школы конца столетия были Е.И.Фомин (1761-1800) и В.А-Пашкевич (1742-1797). Для творчества этих композиторов характерны демократизм, интерес к народному мелосу. Мелод­рама Фомина "Орфей" (1792), написанная на текст Я-Б.Княжнина (1742-1791), стала крупнейшим достижением музыкальной куль­туры XVIII в. Возрожденная в наше время, эта опера с успехом исполняется на концертной эстраде.

На рубеже ХУШ-ХГХ вв. появился жанр камерной лирической песни - "российская песня", текст которой обычно заимствовался из русской поэзии. Развитию этой песни во многом способство­вало творчество О.А.Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791 г. полонез с хором "Гром победы раздавайся" на слова Г.Р.Державина исполнялся длительное время как русский национальный гимн.

Своеобразным явлением общественно-культурной жизни Рос­сии второй половины XVIII - начала XIX в. был крепостной театр. Некоторые из крепостных театров, например графа Н.П.Шереметева в Останкине, князя Н.Б.Юсупова в Архангель­ском, были широко известны среди любителей-театралов. На крепостной сцене выступали многие талантливые актеры и му­зыканты, в театре Шереметевых славилась своей великолепной игрой П.И.Ковалева-Жемчугова (1768-1803).  Замечательным скрипачом и композитором был И.Е.Хандошкин (1747-1804), внук крепостного крестьянина. Он считался основоположником русской скрипичной школы, одним из известных виртуозов-исполнителей.

Изобразительное искусство, как и другие области художе­ственной культуры, развивались на эстетических принципах классицизма, в русле идей эпохи Просвещения.

Во второй половине XVIII в. искусство становится более слож­ным в жанровом отношении. В академической живописи склады­вается система жанров (портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство, истори­ческая живопись), которой в Академии художеств длительное время отдавалось предпочтение перед другими жанрами. В исто­рической живописи проявлялся интерес к историческому про­шлому народа и государства. С 60-х годов темы "из российской истории" для написания живописных полотен стали ежегодно предлагаться в Академии художеств.

Первым русским историческим живописцем был А.П.Лосенко (1737-1773). Он окончил Академию художеств, учился за грани­цей, вернувшись в Россию, стал преподавать в Академии худо­жеств. Одна из наиболее известных его картин - "Владимир перед Рогнедой" (1770), в которой художник одним из первых обратил­ся к национальной теме. Но он трактует исторические события в рамках условно-академической системы образов. Творчеству другого художника - Г.И.Угрюмова (1764-1823) свойственны стремление к большей исторической достоверности ("Избрание Михаила Федоровича на царство", 1799; "Взятие Казани", 1800).

В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета, совпавший с широким распространением оды в литературе этого времени.

В творчестве А.П.Антропова (1716-1795) особенно были силь­ны традиционные национальные черты "парсунного" искусства. Он явился одним из создателей жанра камерного портрета (портрет А.М.Измайловой, 1759). Портреты Ф.С.Рокотова [1735(?)-1808] отличают интимность, душевная тонкость и слож­ность одновременно; его живопись поражает легкостью, "воздушностью", поэтичностью (портрет А.П.Струйской, 1772). В картинах Д.Г.Левицкого (1735-1822), ученика Антропова, силь­но жизнеутверждающее просветительское начало. Он много ра­ботал в жанре парадного портрета, создал глубокие по содержа­нию портреты деятелей эпохи Просвещения [портреты Дидро, Н.И.Новикова, серии портретов воспитанниц Смольного инсти­тута (Смолянки)]. Творчество В.Л.Боровиковского (1757-1825), работавшего на рубеже ХУШ-Х1Х вв., связано с идеями сенти­ментализма. Художник пишет камерные портреты, преимуще­ственно женские, лучший из них - портрет М.И.Лопухиной (1797). Он впервые дает в портретах пейзажный фон. В первое десятилетие XIX в. в творчестве Боровиковского усиливаются гражданские мотивы, определявшиеся общей идейной атмосфе­рой эпохи (портрет г-жи де Сталь, 1812).

В конце XVIII в. появляются полотна с изображением кресть­янской жизни, портретные зарисовки крестьян (М.Шибанов, "Крестьянский обед", 1774; "Свадебный сговор", 1777); И.П.Ар­гунов, "Портрет крестьянки", 1784; серия акварельных рисунков И.А.Ерменева). Однако в живописи крестьянская тема звучала не так оппозиционно, как в художественной литературе или публицистике.

Со строительством дворянских усадеб, имений появлялся инте­рес к ландшафтному пейзажу. Во второй половине XVIII - нача­ле XIX в. преобладал пейзаж западноевропейских художников, русские живописцы также чаще рисовали картины итальянской природы (С.Ф.Щедрин). Новым явлением стал городской архи­тектурный пейзаж (Ф.Я.Алексеев). В рассматриваемый период были заложены основы светской скульптуры. Ф.И.Шубин (1740-1805) - один из известнейших скульпторов - создал галерею   скульптурных портретов -М.В.Ломоносова, полководца П.А.Румянцева-Задунайского и др. Скульптура становилась украшением парков и садов Петербурга и его окрестностей. Появляются светские памятники, поставлен­ные в честь выдающихся деятелей. Памятник Петру I в Петер­бурге был первым таким памятником в России и по праву может быть отнесен к числу шедевров мировой скульптуры (Э.Фаль-коне. Медный всадник, 1782). В 1803 г. в столице был установ­лен памятник А.В.Суворову (скульптор М.И.Козловский). В Москве первый светский памятник, посвященный К.Минину и Д.Пожарскому, освободителям столицы от польских интервен­тов в начале XVII в., был сооружен в 1804-1818 гг. по проекту скульптора И.П.Мартоса (1754-1835).

Архитектура классицизма составляет одну из замечательных страниц нашего культурного наследия. Основоположниками русского классицизма были В.И.Баженов (1737-1799) и И.Е.Ста-ров (1745-1808), создавшие архитектурную классику, основан­ную на национальных традициях (Дом Пашкова в Москве, Тав­рический дворец в Петербурге). С именем М.Ф.Казакова (1738-1812) связано появление замечательных архитектурных памят­ников в Москве (здания Сената в Кремле, университета, Голи-цынской больницы. Дома князей Долгоруких, переданного Дво­рянскому собранию).

Особенностью градостроительства этого времени были разви­тие ансамблевой застройки, сооружение зданий специального государственного и общественного назначения (администра­тивные, научные, учебные, здания для больниц, театра, библио­тек и т.п.). По разработанному проекту перестраивались провин­циальные города. В каждом губернском городе на центральной площади помимо собора, как правило, возводились присутствен­ные места и торговые ряды, ставшие приметами новой обще­ственно-политической и экономической жизни. Город становился средоточением новой культуры, здесь возникали новые социо-культурные учреждения (школы, музеи, библиотеки, театр).

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!