Становление и развитие советской культуры ХХ века

Содержание

Введение 3
1. Советская эпоха как социокультурный феномен. Развитие советской культуры в 20-50 –х гг. Становление тоталитарной культуры. 4
2. Советская культура 60-80-х гг.: от «оттепели» до «застоя». 10
3. Развитие культуры России со второй половины 80-х гг. ХХ в. 16
Заключение 22
Литература 23

Введение

Сложный и противоречивый путь прошла художественная культура советского общества более чем за семь десятилетий своего развития. В широчайшем спектре суждений и выводов, которые высказываются и публикуются в наши дни, можно найти крайне полярные точки зрения и оценки всего происходившего, разрушенного и созданного за годы советской власти. Многие мнения весьма категоричны, односторонни - от полного отрицания всех достижений художественной культуры советского времени до чрезмерного их возвеличивания. Однако следует помнить, любое общественное движение, тем более такое масштабное и всеохватывающее, как культурно-исторический процесс, сложно, многомерно, многозначно и не может укладываться в рамки однозначных оценок.
Как бы ни оценивать революцию 1917 г., невозможно отрицать ее громадного влияния на судьбу России и все сферы жизни общества. В культуре это влияние проявилось не сразу. Ведь в 1917 г. контуры будущего советского строя были еще едва обозначены, особый международный статус России как "осажденной крепости" только намечался, задачи формирования "нового человека коммунистического общества, свободного от пережитков прошлого", созревали пока только в головах большевистских теоретиков. А именно эти факторы определяли особые условия развития российской культуры на протяжении многих десятилетий.

1. Советская эпоха как социокультурный феномен. Развитие советской культуры в 20-50–х гг. Становление тоталитарной культуры.

Во второй половине 20-х годов руководство СССР выдвинуло задачу социалистической реконструкции народного хозяйства. Острые внутрипартийные дискуссии о путях строительства социализма в стране осложнялись борьбой за власть. К концу 20-х годов у власти укрепилась группа Сталина и его ближайших сподвижников. Была сделана ставка на форсированную индустриализацию хозяйства и насильственную коллективизацию деревни. Для оправдания чрезвычайных мер раздувалась военная опасность. Официальная пропаганда сравнивала международное положение СССР с осажденной крепостью, находящейся во враждебном капиталистическом окружении. Был пущен в ход тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму, послуживший обоснованием массовых репрессий. Поворот конца 20-х годов ознаменовал складывание репрессивного политического режима с жестким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, ограничением доступа к информации, наличием единой обязательной для всех идеологии .
С начала 30-х годов проводилась реорганизация органов управления культурой. Основное направление перестройки - усиление специализации. Создавались новые органы отраслевого управления - Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию, (1933), Комитет по высшей технической школе (1932 г., с 1936 г. - Всесоюзный комитет по делам высшей школы). Всесоюзный комитет по делам искусств (1936). Соответственно сужалась компетенция Наркомпроса .
К этому времени в целом по стране (включая союзные республики) насчитывалось около 40 различных литературно-художественных объединений. На роль центра и руководителя литературно-художественным процессом претендовали пролетарские организации (РАПП и др.). Они были массовыми, имели отделения по всей стране и были наиболее политически активны, хотя единства внутри пролетарского движения не было. Существовали пролетарские литературные кружки вне РАПП, которые соперничали между собой. Больших художественных достижений пролетарская литература и Искусство не дали. Недостаток творческих успехов компенсировался активностью в литературно-критической борьбе.
Идейно-эстетические позиции руководителей РАПП были близки пролеткультовским и "напостовским". Они крайне нетерпимо относились к писателям, которых считали непролетарскими, и переносили в художественную жизнь формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет. Партия поддерживала пролетарское художественное движение, что подтверждала резолюция 1925 г. "О политике партии в области художественной литературы". Но одновременно партийные лидеры болезненно реагировали на стремление рапповцев к монополии на руководство литературным процессом. В целом поддерживая линию РАПП, партия время от времени пыталась ее корректировать. Так, например, в ответ на критику Горького сибирской секцией Пролеткульта ЦК принял специальное постановление в защиту писателя .
В 1930 г. РАПП взяла на себя осуществление партийного призыва к консолидации литературных сил. Методы, которыми она действовала, были раскол и подчинение ассоциации литературных группировок, отстранение их руководителей, очернительные кампании. Чтобы "подчинить литературное производство общим темпам социалистического строительства" и "потребностям повседневной классовой борьбы", РАПП выдвинула целую серию кратких лозунгов. Среди них был лозунг "демьянизации" (от имени поэта Демьяна Бедного), призывавший к "созданию большевистской, правдивой, актуальной литературы, которая мысли и чувства миллионов рабочих (и крестьян) умеет выразить в понятной для этих миллионов форме". Другой лозунг "За великое искусство большевизма" обязывал "незамедлительно отразить в художественной форме героев пятилетки". Был и "разоблачительный" лозунг, призывавший к беспощадному разоблачению всех неполадок в стране и ошибок отдельных личностей.
В конце 20-х - начале 30-х годов широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. Предполагалось, что в основе литературы и искусства нового общества, строящего социализм, должен лежать какой-то особый метод. Наиболее активно разрабатывали новый метод рапповцы. Они предложили диалектико-материалистический метод, суть которого состояла в механическом перенесении категорий марксистской диалектики на художественное творчество. Художник, по их мнению, должен был показывать "единство и борьбу противоположностей" в сознании и поступках своих героев. Механическое внедрение марксизма в литературоведение и искусствознание привело к появлению вульгарно-социологических теорий В. Фриче и В.Переверзева. Искусство выводилось непосредственно из классового бытия художника, и его функция сводилась к орудию в классовой борьбе. В соответствии с таким подходом Пушкин считался дворянским поэтом, а Достоевский - дворянским писателем реакционного мещанства. Хотя эти теории были осуждены, их влияние сохранялось .
В результате двухлетней дискуссии было найдено имя новому художественному методу советской литературы - социалистический реализм. В уставе Союза писателей 1934 г. он был провозглашен как ведущий метод советской литературы. Решающее значение придавалось идейному содержанию художественного произведения. От художника требовалось "правдиво и исторически конкретно изображать действительность в ее революционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма".
Классики советской литературы зачастую назначались не только по таланту и художественным достижениям, но и по конъюнктурным политическим мотивам. Так, высшее место в иерархии советской литературы занял М.Горький. Сталин сделал все возможное, чтобы вернуть писателя на родину после его затянувшегося пребывания за границей и приблизить к себе. Горький лучше всех остальных подходил на роль патриарха советской литературы, так как действительно был крупным писателем с мировой известностью и авторитетной фигурой в литературном мире и, что немаловажно, в свое время был близок к Ленину. Из собраний его сочинений и биографии выбрасывалось и подчищалось то, что не отвечало образу советского классика, а сам писатель в последние годы жизни оказался в положении узника в золотой клетке .
Волей Сталина лучшим и талантливейшим поэтом эпохи был объявлен В.Маяковский, творчество которого далеко не укладывалось в каноны социалистического реализма. По словам Б.Пастернака, "Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью".
Начало войны резко изменило культурную жизнь общества. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Все сферы культуры должны были быть подчинены задачам борьбы с врагом .
Специального плана перестройки руководства культурой и всей системы культурных учреждений в соответствии с задачами военного времени не было. Но в партийно-государственных документах начального периода войны содержались общие установки по мобилизации страны, которые определяли направления перестройки в области культуры. Был создан чрезвычайный орган, сосредоточивший всю полноту власти, Государственный Комитет Обороны. ГКО назначал уполномоченных для решения тех или иных вопросов, имевших оборонное значение. Уполномоченным ГКО по науке стал С.В.Кафтанов, председатель Комитета по делам высшей школы. При нем был создан Совет для координации научной работы в стране, в который входили академики А.Ф.Иоффе, П.Л.Капица, И.П.Бардин и др.
Вопреки расхожему утверждению, когда гремели пушки, музы не молчали. Писатели, поэты и журналисты своими книгами и статьями, выступлениями перед бойцами на фронте, пьесами и стихами поднимали боевой дух народа. Более тысячи писателей и поэтов вступили в ряды действующей армии в качестве военных корреспондентов, более 150 кинооператоров работали на передовой линии фронта и в партизанских отрядах .
В период самых тяжелых боев под Москвой на фронте находились писатели А.Сурков, Е.Петров, А.Бек. Они были в окопах и блиндажах, беседовали с бойцами, освещали в печати боевые дела и подвиги воинов. Фронтовым корреспондентом "Красной звезды" участвовал в боях под Москвой, на Севере, под Сталинградом, на Курской дуге, в штурме Берлина и в освобождении Праги писатель К.Симонов. Военными корреспондентами работали М.Шолохов, А.Фадеев, Н.Тихонов, В.Закруткин, М.Джалиль, А.Гайдар. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них С.Борзенко, П.Вершигора, М.Джалиль.
События войны нашли художественное отражение в литературных произведениях тех лет. В "Ленинградской поэме" О.Берггольц и в "Пулковском меридиане" В.Инбер созданы образы защитников Ленинграда; повести К.Симонова "Дни и ночи" и В.Гроссмана "Направление главного удара" посвящены Сталинградской битве; о героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.Шагинян, Ф.Гладкова. Характерной особенностью произведений военных лет является обращение к образам реальных людей, а не вымышленных героев, среди них поэма М.Алигер "Зоя", роман А.Фадеева "Молодая гвардия", первые главы которого появились в годы войны.
Огромной популярностью пользовались поэма А.Твардовского "Василий Теркин", публицистика и стихи К.Симонова, публицистические статьи И.Эренбурга. В один ряд с публицистикой и гражданской лирикой встали театральные премьеры военных лет, и прежде всего такие, как пьесы Л.Леонова "Нашествие", К.Симонова "Русские люди", А.Корнейчука "Фронт". Последние две пьесы печатались на страницах "Правды" рядом со сводками Совинформбюро .
В начальный период войны театральная жизнь была дезорганизована. Часть театральных коллективов не удалось вывезти, эвакуированные театры не могли быстро начать работу. К 1943 г. сеть театров стабилизировалась, хотя и сократилась почти в два раза по сравнению с довоенным временем.
Для культурного обслуживания фронтовиков во всех республиках создавались бригады артистов, писателей, художников и даже специальные фронтовые театры. Первым фронтовым театром был театр "Искра", сформированный из актеров Театра им. Ленинского комсомола - добровольцев народного ополчения. Затем были организованы фронтовые филиалы Малого театра и Театра им. Евг. Вахтангова, комсомольский театр ГИТИСа. За годы войны в составе театрально-концертных бригад на фронтах побывали более 40 тыс. работников искусства, включая прославленных корифеев театра И.Москвина, А.Тарасову, Н.Хмелева, А.Яблочкину, М.Царева, Н.Черкасова.
В кинематографии особое внимание уделялось производству киножурналов и документальных фильмов. Кинодокументалисты оперативно откликались на события. В конце 1941 г. на экраны кинотеатров вышел фильм "Разгром немецких войск под Москвой" (режиссеры Л.Варламов и И.Копалин). Всего за годы войны было выпущено почти 500 киножурналов и 34 полнометражные картины, среди которых "Секретарь райкома" (режиссер И.Пырьев), "Нашествие" (режиссер А.Роом), "Радуга" (режиссер М.Донской), "Два бойца" (режиссер Л.Луков), "Она защищает Родину" (режиссер Ф.Эрмлер). В последние годы войны государственные и партийные органы много занимались вопросами кинопроката и кинообслуживания населения. Однако довоенный уровень кинообслуживания достигнут не был.
В изобразительном искусстве самый оперативный жанр - это плакат, поэтому первыми откликнулись на военные события художники-плакатисты. Через несколько часов после объявления войны появился плакат Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!" Он был воспроизведен в газетах 103 городов страны. Громадной силой эмоционального воздействия обладала работа И.Тоидзе "Родина-мать зовет!". С 1942 г. возобновились художественные выставки. В картинах А.Пластова, Г.Ряжского, С.Герасимова, А.Дейнеки, Кукрыниксов нашли отражение темы военного времени.

2. Советская культура 60-80-х гг.: от «оттепели» до «застоя».

Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Емким, образным определением новых веяний времени стало название романа И.Эренбурга "Оттепель", изданного в 1954 г. и вызвавшего в те годы бурные дискуссии. Потепление не было устойчивым, идеологические послабления сменялись грубым административным вмешательством, и к середине 60-х годов "оттепель" сошла на нет. Но значение "оттепели" выходит за рамки кратких всплесков культурной жизни. В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, начались возвращение культур-ного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена. В годы "оттепели" сформировались "шестидесятники", поколение интеллигенции, которое впоследствии сыграло важную роль в перестройке. Большие последствия для общественного сознания имело возникновение альтернативных источников информации - самиздата, передач зарубежных радиостанций.
Большое значение для духовной жизни советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников, орудовавших в органах государственной безопасности, и реабилитация тех, кто безвинно пострадал в годы массовых репрессий. Постепенно преодолевались настроения всеобщей подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.
Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки, литературы и искусства, ставших жертвами беззакония: Н.И.Вавилова, В.Э.Мейерхольда, Б.А-Пильняка, О.Э.Мандельштама, И.Э.Бабеля и многих др. Исправлялись несправедливые оценки творчества ряда литераторов и художников. В 1958 г. на экраны вышел фильм Л.Д.Лукова "Большая жизнь" (2-я серия), осужденный постановлением ЦК 1946 г. После долгого перерыва были изданы сборники А.А.Ахматовой, М.М.Зощенко. Однако одиозные ждановские постановления не были отменены. Напротив, предложения некоторых писателей отменить их были расценены как политически ошибочные, а в партийных журналах появились статьи, обосновывавшие безупречность классовой партийной линии в литературе и искусстве. Лишь в 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС "Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и 'От всего сердца» . Это было связано с реабилитацией народов Северного Кавказа, репрессированных в годы войны. (В постановлении 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В.Мурадели» содержались уничижительные высказывания в адрес представителей этих народов).
Консервативные и либеральные тенденции были тесно переплетены в политике и культурной жизни периода "оттепели". Противостояние шло не по линии интеллигенция - власть, а внутри интеллигенции и среди высшего партийного руководства. Либеральная и сталинистская интеллигенция в борьбе друг с другом искали поддержки наверху, так же и цековские "консерваторы" и "реформаторы" искали союзников в интеллигентской среде. Размежевание интеллигенции углублялось в поворотные моменты "оттепели". Власть, напротив, консолидировалась по мере углубления либеральных настроений в обществе.
Первая волна "оттепели" относится к 1953 -1954 гг., когда в ряде журнальных статей были подняты острые вопросы положения дел в литературе и искусстве. Эти публикации вызвали большой общественный резонанс, так как вопросы выходили за рамки литературной жизни. В центре полемики оказалась статья В.Померанцева "Об искренности в литературе" ("Новый мир" 1953, № 12). Мнение читателей, поддержавших автора, коренным образом разошлось с позицией критики, обвинившей его в забвении принципа партийности литературы. Результатом дискуссии стали закрытое решение ЦК об ошибках журнала "Новый мир" и отстранение А. Твардовского от должности главного редактора в августе 1954 г.
Шло становление нового художественного мышления в изобразительном искусстве. Были осуждены помпезный стиль в живописи и скульптуре, практика "отклика на события", реабилитировано искусство авангарда 20-х годов, стали проводиться выставки молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле. Однако консервативное руководство Академии художеств, не желая терять монопольного положения в советском изобразительном искусстве, всеми силами противилось утверждению нетрадиционных направлений. При поддержке Хрущева, который посетил в 1962 г. выставку, посвященную 30-летию МОСХа, оно добилось официального осуждения левых течений, "формализм" и "абстракционизм" были объявлены "враждебными всей марксистско-ленинской идеологии нашего общества". Но запретить творческие поиски молодых художников было невозможно. Изолированные от публики, они продолжали работать для себя и друзей .
С начала 60-х годов в советской живописи утвердилось новое направление, позже названное "суровым стилем", для которого характерен подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям. К этому направлению относятся работы П.Ф.Никонова "Наши будни"(1960) и Теологи"(1962), Н.И.Андронова 'Плотогоны" (1959-1961), В.Е.Попкова "Бригада отдыхает" (1965) и др.
Новую жизнь обрел жанр авторской песни. Ее возросшую популярность можно объяснить доступностью, широкими возможностями распространения через магнитофонные записи, отзывчивостью на все происходящее в жизни. В авторской песне практически смыкалось профессиональное и самодеятельное творчество. В песнях Б.Окуджавы, А.Галича, В.Высоцкого бился пульс времени, сложного и противоречивого, когда шел мучительный процесс превращения человека из "винтика государственного механизма" в мыслящего, свободного члена общества.
Два десятилетия, отделившие реформы Хрущева от реформ Горбачева, вошли в историю как годы "застоя". Действительно, на фоне хаотичных реформ предшествующих и последующих лет время Брежнева было политически стабильным и экономически относительно благополучным. Но процессы, происходившие в культуре, никак не укладываются в понятие "застой".
С приходом нового политического руководства ускорился процесс размежевания интеллигенции. Важным поворотным моментом стал арест в 1965 г. писателей А. Синявского и Ю.Даниэля по обвинению в антисоветской деятельности. Эта деятельность сводилась к публикации под псевдонимами на Западе нескольких литературных произведений. В феврале 1966 г. состоялся суд. Это был первый открытый политический процесс после смерти Сталина, и он произвел гнетущее впечатление на современников: писателей судили за литературные произведения, и несмотря на давление они не признали своей вины.
Этот процесс окончательно похоронил надежды либеральной интеллигенции на то, что власти способны продолжить линию на десталинизацию. С этого же времени берет начало диссидентское движение, первыми актами которого были демонстрация 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади, а также коллективное письменное обращение к властям с просьбой пересмотреть решение суда и выпустить писателей на свободу. Движение нон-конформистской диссидентской интеллигенции оставалось малочисленным и слабым, участники его жестоко преследовались властями и не находили моральной поддержки в обществе.
Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Трудные, порой невыносимые условия создавались для работы педагогов-новаторов, вне критики оказывались произведения или научные работы авторов, занимавших высокие посты. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством. Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества, ломало судьбы людей. Имена вынужденных эмигрантов вычеркивались из советской культуры, их книги изымались из библиотек. Негласные запреты превратились в норму.
Тема преступлений сталинизма считалась исчерпанной, так как партия якобы преодолела "последствия культа личности". В 70-е годы Сталин стал вновь появляться в книгах и фильмах о войне в образе мудрого полководца.
Идеологические и организационные проблемы культурной жизни усугублялись материальными трудностями. С одной стороны, нельзя не отметить качественный скачок в развитии материальной базы культуры. Радикальные изменения произошли в развитии средств массовой информации. Появление транзисторных радио- и телеприемников, кассетных и видеомагнитофонов, стереозаписей, цветного телевидения, цветного широкоформатного кино, ксерокопирования, совершенствование полиграфической промышленности значительно расширили возможности доступа к культуре .
Ярким явлением в литературе этого времени стала так называемая деревенская проза, представленная творчеством таких писателей, как Ф.Абрамов, Б.Можаев, В.Белов, Е.Носов. В их произведениях исследовались нравственные вопросы, источники силы народного духа, взаимосвязь человека с природой, с историей народа - вечные проблемы, которые волновали людей всегда и которые с особой остротой ощущались обществом в рассматриваемый период.
Большой общественный резонанс имели произведения Ю.Трифонова "Обмен", "Предварительные итоги", "Другая жизнь", в которых автор показал духовную разобщенность и трагизм повседневного существования городской интеллигенции.
Духовные поиски 70-х годов вели к более глубокому осмыслению культурного наследия прошлого. Историческая преемственность в культуре, разрушенная в 30-е годы, начала постепенно восстанавливаться в период "оттепели". Этот процесс продолжился в последующие десятилетия. Во всех областях художественной культуры заметен растущий интерес к классике, как отечественной, так и зарубежной. В течение 60-х - первой половины 80-х годов в кино и на телевидении были экранизированы почти все наиболее значительные произведения Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева, А.П.Чехова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, романы Ч.Диккенса, Т.Манна, пьесы О.Уайльда и многих других авторов. Возрос поток посетителей картинных галерей. Большой популярностью пользовались выставки старых мастеров из собраний зарубежных музеев. Громадными тиражами вышли Библиотека всемирной литературы и Библиотека мировой литературы для детей. Классические произведения, по-новому осмысленные современным поколением, продолжали жить в духовной культуре народа, обогащая ее.
В этот период настоящий бум переживал театр. По сравнению с литературой и кино театр имел относительно небольшую аудиторию. Поэтому этот вид искусства играл роль своеобразного клапана для выхода критического напряжения, зревшего в обществе. Зрители стояли в очередях ночами, чтобы посмотреть спектакли театра на Таганке (гл.реж. Ю.Любимов), чтобы попасть в Современник (реж. О.Ефремов, после 1971 г. Г.Волчек) или в ленинградский Большой Драматический театр (гл.реж. Г.Товстоногов). Большой популярностью пользовались спектакли, поднимавшие острые социальные и экономические вопросы: "Сталевары", "Заседание парткома", "Обратная связь" (МХАТ), "Человек со стороны" (театр на Малой Бронной). Каждый из этих спектаклей рождался не только в творческих муках, но в борьбе с многочисленными идеологическими кураторами.
Узкие рамки официально дозволенных идей, тем и форм не могли вместить все многообразие творческих возможностей. В годы сталинизма возможность существования и распространения официально непризнанных произведений практически отсутствовала, так как представляла опасность для жизни. Избавление общества от страха и появление технических возможностей распространения привели к расширению неофициальной культуры.
Одним из ее ярких проявлений стало песенное творчество В.С.Высоцкого. Ему удалось сказать в песнях о тех сторонах жизни, о которых не принято было говорить открыто. Демократичность творчества, широта охвата жизни, глубокое понимание народного духа, его исторических корней сделали Высоцкого поистине народным поэтом и артистом, хотя никаких званий и наград при жизни он не получал. Феномен популярности Высоцкого - характерная черта своего времени. Лишь некоторые его песни при жизни автора звучали с экрана, по радио или были записаны на пластинки. Основным же источником распространения его произведений были магнитофонные записи.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!