Становление и развитие немарксистской эмпирической и академической социологии ХХ века

29 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Для социологической мысли ХХ века характерно изменение методов изучения социальной сферы. На смену сравнительно-историческому методу пришел структурно-функциональный. От анализа генезиса социального развития социологи приступили к изучению способов функционирования общества.

Своеобразием в развитии социологической мысли первой половины XX века стали, наряду с развитием академической социологии, оформление в первой четверти нашего столетия эмпирической социологии, в качестве самостоятельного направления, и утверждение на практике прикладной социологии.

Социологический анализ социальной действительности стал представляться как вид исследовательской деятельности, подобный опытным исследованиям в естественных науках. В эмпирической социологии получили широкое применение такие познавательные приемы как статистическое наблюдение (массовый анкетный опрос), наблюдение (простое и включенное), эксперимент, монографические описания отдельных социальных явлений, повторные (панельные) исследования и др.

Эмпирическая социология не могла развиваться без социальной статистики. Её основы в XIX заложил франко-бельгийский ученый А.Кетле (1796-1874). Своей работой «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.) заложил основы социальной статистики, ввел в научный оборот понятия корреляции видов преступлений и отдельных характеристик, среднестатистических закономерностей. Ему принадлежит авторство термина «социальная физика». Неко­торые исследователи считают, что именно эта работа заложила основы новой научной дисциплины, опирающейся на конкретные эмпирические данные. Так, исследуя числовые зависимости между видами преступлений и социально-демографическими характеристиками преступников (пол, возраст, происхождение, место проживания), он установил, что преступность (в ее количественно-статистическом выражении) присуща обществу с такой же необходимостью, с какой действуют законы природы. Изучая средние физические свойства человека, постоянные нормы браков по различным возрастным группам, постоянный средний процент самоубийств и преступности, А.Кетле сформулировал понятие среднестатистических закономерностей. У него человека предстает не как конкретная личность, а в качестве элемента статистического ряда. Ему принадлежит первенство введения в научный оборот понятия "среднего человека" как показателя наличия определенной совокупности качеств той или иной социальной общности.

Значительную роль в становлении эмпирической социологии принадлежит английскому исследователю Чарльзу Буту (1840-1916). В своем первоначально трехтомном, затем семнадцати томном исследовании "Жизнь и труд людей в Лондоне" он широко применил методы сбора и анализа конкретных данных, в т.ч. метод включенного наблюдения (участие самого исследования в наблюдаемых процессах и событиях).

В основу своей классификации "низший", "средний" и "высший" классы Ч.Бут в качестве критериев выделил количество комнат, за­нимаемых семьей и число нанятых слуг. Его выводы были следующи­ми: в 1880-х гг. к низшему классу относилось 54% граждан Лондона (не имевшие слуг, проживавшие в комнате, где находилось боле од­ного человека); среднему - 30% (один слуга на четыре человека и на одного от одного до четырех комнат); к высшему - остальные - 16%. Результаты исследования Ч.Бута способствовали принятию ряда законодательных актов, направленных на улучшение жизни бедняков. Среди них такие как: об улучшении положения бедняков, минимума заработной платы, пенсионного обеспечения. В работе английского ученого Чарльза Бута "Жизнь и труд людей в Лондоне" были обозначены основы стратификации и методов сбора данных.

Поскольку эмпирическая социология в основном получила развитие в США, поэтому следует обратить внимание на причины, обусловившие ее бурное развитие. Этапом, ознаменовавшим оформление эмпирической социологии, стало исследование У.Томаса и Ф.Знанецкого "Польский крестьянин  в Европе и Америке". Кроме того, окончательному отделению социологии от философии, истории, права и др. общественных наук способствовали работы представителей Чикагской школы Э.Берджесса, П.Вирта, Р.Парка, Дж.Ландберга, П.Лазарсфельда, С.Стауффорда. Развитие эмпирической  социологии способствовало совершенствованию методологии и техники конкретных исследований: измерение и построение шкал (Л.Терстоун, Л.Гутман), социальный эксперимент (С.Чэнин, Д.Мэйо), социометрия (Я.Морено) и т.д.

Эмпирическая социология возникает как альтернатива целостному, концептуальному осмыслению явлений социальной жизни, увлеченности общими социологическими схемами, выводы которых расходятся с развитием социальной действительности. С точки зрения эмпирической социологии, общество рассматривается как бесконечно многообразный феномен с множеством переменных и не имеющий общесоциологических свойств (общих закономерностей), которые  не могут быть познаны.

Представители эмпирической социологии выступали против формулировки масштабных обобщений и выдвижения гипотез. Они обосновывали свою позицию тем, что общесоциологические законы не имеют смысла, поскольку не подтверждаются эмпирическими данными, и, поэтому, невозможно установить их ложность или истинность.

Абсолютизация эмпирического начала имела в своей основе видение социологии как набора или суммы достижений конкретных наук, накапливающих свой материал в процессе непосредственного наблюдения и регистрации фактов социальной жизни. Сторонники такой точки зрения предлагали оперировать только конкретными цифрами и фактами. В лучшем случае, лишь теоретически нейтрально описывать полученные результаты, их группировать и классифицировать. С 1960-х годов стали очевидны ограниченность и кризис "ползучего эмпиризма". Впоследствии данное направление утратило свою ведущую роль.

Взлет теоретической социологической мысли за рубежом пришелся на годы после второй Мировой войны. Многие ученые предрекали социологии центральную роль в системе социальных наук. Было принято считать, что социология объединит вокруг себя всех специалистов, изучавших человека и общество, результаты его деятельности. В послевоенные годы даже сложилось устойчивое мнение о социологии как о некой непосредственной преобразующей силе, способной оказать помощь в установлении необходимого социального порядка.

По мере усиления роли государства в области промышленного и социального регулирования расширялся круг решаемых социологией проблем. По убеждению многих социологический анализ способствовал более обоснованным разработкам программ экономических и политических преобразований, ориентации на достижение уровня социального прогресса.

Настоящий бум расцвета социологии в зарубежных странах был в 1960-1970 годах. Как академическая дисциплина она стала преподаваться практически во всех учебных заведениях. В высших учебных заведениях открывались кафедры и факультеты. Практика общественной жизни диктовала расширение институтов социологического образования. Происходил процесс неуклонного углубления социологического познания: от социологии образования к социологии образовательных программ, от  социологии  литературы к социологии языка и т.д.

Однако, сегодня социология переживает далеко не лучшие вре­мена. В  индустриально-развитых странах наблюдается снижение ее престижа. Среди причин Э.Гидденс считает выделить следу­ющие: кризис институтов социального благосостояния,  обстановка глобального спада, далеко идущие социальные и культурные измене­ния1. Не следует скрывать и того факта, что очень часто результаты социологических исследований  оставались  невостребо­ванными,  либо запаздывали, или же выступали неадекватными дейс­твительности.  Во многом, недовольство социологией было обуслов­лено  боязнью  самих заказчиков исследований в обнародовании ма­лоприятных данных.

В определенной степени проблемы социологии  были предопределены уровнем развития ее теоретической части. В запад­ной социологической науке возникали новые конкретные теории.  На их основе создавались специализированные отрасли. Структуралис­ты, феноменологи, этнометодологи, функционалисты, марксисты дели­лись на школы и направления.  Социологи сами признавали, что им приходилось тратить значительно больше времени и сил на внутрен­ние дебаты и попытки консолидации, чем на конструктивные обсуж­дения конкурирующих теоретических концепций.

Структурно-функциональная концепция признает обусловленность человеческого поведения и социальной организации нормативными предписаниями и ценностями, выделяемыми в качестве высшего уровня регуляции социальных процессов. Функционализм свое развитие получил в работах Т.Парсонса. Необходимо иметь в виду, что основу его концепции составило понятие "элементарного социального действия". При раскрытии его содержания следует исходить из того, что составляющими элементами последнего выступают: первое, действующее лицо; второе, конкретная ситуация; третье, условия действия, состоящие из его целей и нормативных предписаний. В теории Т.Парсонса социальная система состоит из таких подсистем, как: культурная, социальная и  личностная. Целостность системы обеспечивают нормативные (функциональные) предписания или требования.

Идея функционального анализа нашла свое отражение в работах Р.Мертона. Им был внесен ряд уточнений и замечаний, как-то:

а) как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями;

б) одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим;

в) существует различие между явными и скрытыми (латентными) функциями.

Явная функция - функция, вызванная намеренно и признанная в качестве такового. Латентная функция - следствие непреднамеренного действия лица без представления причин, вызвавших его. Р.Мертон стремился раскрыть не столько функции, способствующие установлению и поддержанию социального порядка, сколько дисфункции, создающие социальное напряжение и рождающие противоречия в общественных структурах.

Теория социального обмена возникла как оппозиционное направление концепции Т.Парсонса и структурному функционализму, поскольку в них основное внимание уделялось анализу функционирования социальных систем, отношений между ними, их организации, то вне поля зрения оказался собственно человек и его поведение. Основу анализа сторонников теории обмена составил тезис, согласно которого, социальное поведение представляет собой взаимодействие людей, которое не может быть иным как процесс обмена, подобного экономического. Так, видный представитель данного направления Дж.К.Хоманс рассматривал социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся к максимальной выгоде (материальную или нематериальную) и минимизировать затраты. Все люди находятся в состоянии непрерывного обмена между собой. Взаимодействие между людьми подчинено следующим правилам: 1) положение успеха ( поступки и действия людей зависят от частоты вознаграждения); 2) положение стимула (при успешном воздействии стимула на действие и его возобновлении личность будет стремиться повторить его); 3) положение ценности (степень ценности результата обуславливает стремление по его достижению); 4) положение "насыщение-голодания" (ценность получаемой награды за действия зависит от ее количества за предыдущие поступки); 5) положение "агрессии-одобрения" (агрессивность поведения зависят от вида вознаграждения). Такая конструкция системы взаимодействия между людьми исходит из отношений симметричности и взаимо выгодности. Весьма сложно исходя из посылок Дж.Хоманса объяснить феномены власти, насилия и социального неравенства.

П.М.Блау разделяя взгляды Дж.Хоманса, уточнял, что не все социальные отношения можно рассматривать как процессы обмена, а лишь те, которые ориентированы на достижение целей, реализуемых в процессе социального взаимодействия и при наличии необходимых средств доступных индивидам.

Рассматривая становление академической социологии, нельзя обойти вниманием вклад, который сделал в развитие науки наш соотечественник П.А.Сорокин. Американский период его творчества ознаменовался крупными теоретическими разработками. В концепции социокультурной динамики исторический прогресс рассматривался как движение типов культур,  представляющих собой целостные образования. П.А.Сорокин выделил чувственный, рациональный (умозрительный) и идеалистический типы культур. В теории социальной стратификации классы, социальные группы, слои выделялись им не на основе экономических признаков (отношения к собственности, распределению и потреблению), а через образование, профессию, бытовые условия, занятость, доходы и т.д. В результате представляется более разнообразная социальная структура общества, причем анализируемая не только по вертикали,  как в марксизме, но и по горизонтали. Нельзя упускать из виду, что П.А.Сорокин является одним из основателей теории социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. Интерес к теории интегрального типа общества обуславливается происходящими сейчас изменениями в социальной сфере, как в зарубежных обществах, так и в нашей стране.

Анализируя различные интегративные социологические теории, необходимо иметь в виду, что основу их составляет идея возможности когерантности  (связи) теоретических изысканий макро- и микро уровней познания социальной  реальности,  макро- и микросоциологии

Рассматривая основные социологические учения и направления, хотелось бы выделить ряд моментов, характерных для развития современной западной социологической мысли.

  1. Продолжает сохраняться разрыв между макро- и микросоциологией. В макросоциологии речь преимущественно идет об обществе в целом, его структуре и институтах, образцах поведения. Микросоциология акцентирует свое внимание на взаимодействиях между людьми, мотивах их поведения и поведенческих актах. Микросоциологический подход более характерен для американской социологической мысли, а макро - западоевропейской.
  2. По-прежнему существует раскол между теоретической и эмпирической социологией.
  3. Сохраняется теоретический плюрализм, выражающийся в дальнейшей дифференциации социологии и оформлении большого числа школ и направлений.
  4. Несмотря на плюрализм различных теоретических концепций, в последнее время ярко выражена тенденция создания общей, единой методологической теории.

Характеристику современного этапа развития социологической мысли можно производить по сложившимся основным теоретическим направлениям: неомарксистское (Франкфуртская школа и радикально-критическая социология в США); неопозитивистское (структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм); "понимающая социология" (этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология): марксистская.

В социологической литературе присутствует позиция анализа развития науки из сложившихся парадигм. Под парадигмой понимается исходная концептуальная схема, либо модель в постановке проблем и их решения.  Нередко  под  данным  термином  подразумевают крупные теории или группы теорий, признанные в какой-либо отрасли науки крупные достижения. В таком случае можно обратиться к работе Г.В.Осипова "Социология и социализм", в которой были определены следующие парадигмы: социальных фактов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов); социальных дефиниций (символический интеракционизм и этнометодология); социального поведения (теория обмена и психологический редукционизм).

Иначе определяются парадигмы современной социологии в западной научной литературе. В частности, Э.Гидденс выделяет следующие: функционализм и структурализм;  символический интеракционизм; марксизм; теория конфликтов.

Достаточно интересной представляется точка зрения Н.А.Поля­ковой, которая в работах «Современная западная социология: клас­сические традиции и поиски новой парадигмы» и «От трудового об­щества к информационному»: западная социология об изменении соци­альной роли труда» предлагает по-новому взглянуть на данную проблему. Она предлагает различать только классическую и современную парадигмы, обосновывая  тем, что первая основывается на признании: труда как наиболее фундаментального принципа, определяюще­го процессы создания, функционирования и развития общества, т.е. традиционного трудового общества; «человека труда» основного действующего лица трудового общества.

Вторая строится на совершенно других основаниях, исходных из признаков, характерных для социальных систем конца XX века: «информационного» общества, когда определяющим является не производство вещей и товаров, а собственно информация; не «человек труда», не «экономичный» человек, а на пер­вый план выходит личность с его потребностями над утилитарными,  над материальными.

Итак, следует отметить, что для современной западноевропейской социологической мысли характерно все большее ее сближение с социальной философией и ориентация на решение крупномасштабных социальных проблем. Так, английские социологи акцентируют внимание на изучении социальных слоев и классов проблемах социальной стратификации. Социологическая наука в США, имеющая в большей степени прикладной характер, по прежнему, больше усилий прилагает исследованию проблем индивидуальной мобильности и сближается в этом с науками, исследующими поведение индивидов, групповое и межгрупповое взаимодействие.

1 Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // THEZIZ. М., 1993. Т.1. Вып. 1. С.57..

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!