Становление и развитие делопроизводства

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Информационные технологии возникли на Земле несколько миллионов лет назад вместе с нечленораздельными звуками, мими­кой, жестами и другими первыми приемами об­щения наших предков. В то время обеспечивался лишь обмен сию­минутной оперативной информацией между индивидами. И только около 100 тысяч лет назад с развитием речи стало возможным ин­дивидуальное накопление информации в памяти человека. Коллективную память человечеству дало возникновение письменности V–VI тысячелетий назад. Письменность позволила реализовать полный набор процессов переработки информации: сбор, пере­дачу, хранение и т. д. Эти возможности открыла фиксация информации на материальных носителях. Первая в истории информационная символика была представлена в каменном веке образами, которые в виде ри­сунка на камне отражали отдельное представление, – так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом веке появляются изображения повторяющихся систем понятий – идеографическое письмо. Эти способы записи информации превращаются с конца IV тысячелетия до н. э. в рисуночное иероглифическое письмо. Иероглифическое письмо сохранилось как усовершенствованный реликт, например, в Китае, Японии, Корее до наших дней. Этому явлению, наряду с малой необходимостью в передаче грамматики, а также удобством при общении между носителями фонетически различающихся диалектов, способствовали много­вековой абсолютизм государственного строя, исповедовавший консерватизм не только в общественных отношениях, но и в пись­менности как привилегии избранных.

В средиземноморском регионе межнациональные торговые контакты, относительная нестабильность государственных образований, смешение различных нацио­нальных культур, миграция населения привели к переходу от иероглифической системы письма к абстрактной, более удобной для чтения системе клинописи.

Новым этапом на этом пути явилось создание в X–IX вв. до н. э. финикийского алфавита. Революционный, по сути, и многоэтап­ный по времени переход к алфавитным системам письменности завершается в VIII в. до н. э. созданием на основе финикийского письма греческого алфавита – основы большинства современных письменных систем. Усовершенствованию алфавитной письменности послужило изобретение во II–I вв. до н. э. в Александрии начал пунктуации; развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. со­зданием пунктуации современного вида. Усложнение к XIV в. способа записи текста в виде скорописи сделало ее в условиях складывающейся государственности доступ­ной узкому кругу социально обособленных специалистов в сфере средневековых информационных технологий.

Письменные документы, дошедшие до нашего времени, а также данные, полученные археологами и лингвистами, показывают, что развитие информационных технологий в России проходило те же этапы раз­вития, но в более сжатые сроки. Имеются свидетельства не только в российских, но и в зарубеж­ных источниках, что еще в VIII–IX в. русичи "четами и резами" де­лали надписи на надгробиях и бытовых предметах. Но культура на­писания документов в древнерусском государстве восходит к X в. Свидетельства этого – договоры с Византией 911 г. (кн. Олег) и 945 г. (кн. Игорь). Примечательно, что в обоих договорах упоми­нается об уже существовавшей практике составления документов. В первом случае – письменных завещаний, во втором – подорож­ных грамот для купеческих кораблей.

Известно, что в период правления Владимира Святославовича (978–1015) в Киеве, столице древнерусского государства, существо­вало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности "печатников"– хранителей княжеской печати, "металников"–судейских секретарей, писцов при князьях и крупных феодалах и "диаков" – сотрудников, ответственных за княжеское делопроиз­водство. Накопление традиций в сфере документирования вело к формированию круга профессиональных специалистов в области создания и обработки документов. Первоначально их состав по­полнялся за счет церковных служителей, не случайно с XIV в. тер­мин «дьяк» как обобщающий закрепился за всеми лицами, ведущи­ми делопроизводство. Параллельно стали вырабатываться устой­чивые образцы обращений и завершений в документах, формуля­ры, т. е. типовые устойчивые формы отдельных, наиболее распро­страненных документов, которые и становились своеобразными "пособиями" по делопроизводству. В древнерусском государстве выработалась и процедура отмены юридической силы документов. Материалы вынимались "ларником", который не только заведовал ларем, хранящим документы, но и был уполномочен скреплять частноправовые акты городской печатью, которые уничтожались в присутствии свидетелей. Особо важные документы уничтожались специально выбранной городс­ким вече комиссией, часто публично, в торжественной обстановке. Менее значительные документы возвращались авторам или просто смывались с пергамента, на котором были написаны, а зачищен­ные листы снова шли в дело.

С увеличением объемов делопроизводства менялась графика письменности: первоначально документы составлялись манерой письма, характерной для книжного дела с выписыванием букв с пря­мыми очертаниями (устав), в XIV в. стал использоваться полуустав, позволивший ускорить процесс письма за счет выносных букв и сокращений отдельных слов. Древнерусские документы, как и книги, длительное время писа­лись сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться точка в конце предложения.

Документы хранились в сундуках в тех же помещениях, где ве­лась текущая работа и прием посетителей, а особо ценные вместе с казной, как правило, в церкви, как наиболее надежном месте под двумя замками, т. е. под контролем двух независимых должност­ных или выборных лиц. Четкой единообразной системы учета до­кументов, их сведения в комплексы еще не существовало, но появлялись установленные законами правила аннулирования и унич­тожения перестававших действовать документов.

С образованием централизованного государства, центром кото­рого стало Московское княжество, начинает складываться и аппа­рат его государственного управления, необходимый в хозяйствен­ной и политической жизни любого государства. Одновременно на основе обычаев формируется и система документационного обес­печения этого аппарата.

Процедура подготовки документов в приказном делопроизвод­стве включала следующие основные этапы:

♦     поступление документа на рассмотрение;

♦     подготовка дела к "докладу";

♦     рассмотрение и решение дела;

♦     оформление документа, содержащего решение.

        Рассмотрение дела в приказе начиналось по инициативе царя или поступившему документу: жалобе, извету, челобитной или от­писке. Указание царя передавалось им лично кому-либо из чинов приказа или передавалось в приказ через тех, кто был в это время при царе. По указу царя либо сразу готовилось решение, если при­каз располагал для этого нужными сведениями, либо начиналось исполнение – рассмотрение вопроса и сбор необходимых матери­алов. Если во исполнение царского указа нужно было написать гра­моту, дьяк писал ее сам или поручал это Кому-нибудь из старших подьячих. Если для решения дела требовалась переписка с другими приказами, она велась без соблюдения особых формальностей ко­роткими «памятями» (записками) подьячих одного приказа подья­чим другого приказа. При поступлении документа на нем на обороте поверх адресования делалась датированная запись о получении документа. При необходимости судья или дьяк делал пометку "вы­писать", что означало подготовить справочный материал, т. е. на­чать рассмотрение дела. Подготовкой дел к рассмотрению занима­лись столы, где в соответствии с поручением старший подьячий собирал нужный материал, составлял проект ответного документа (решения по делу) или инициативный документ по свое­му разумению; все последующие правки делались на этом же про­екте на широком левом поле (4–5 см) или поверх писаного текста.

После вынесения окончательного решения дьяк "чернил" подго­товленный документ, т. е. исправлял его. Только после этого млад­ший подьячий переписывал документ набело, подьячий "справлял", т. е. сверял беловик с черновиком, удостоверял – справлял его сво­ей подписью –"справой", которая выражала ответственность по­дьячего за точное соответствие беловика черновику, но еще не при­давала юридической силы документу. Для этого необходима была "припись", которая свидетельствовала об ответственности за содер­жание документа. Черновик документа –"Отпуск"– определялся на хранение.

Приказное делопроизводство было сформировано в конце ХV века с появлением первых приказов как центральных органов государственной власти, ведающих отдельными отраслями княжеского управления на местах. Именно от приказного делопроизводства унаследовано слово "волокита", т. к. документы подклеивали друг к другу и получали длинный свиток. При чтении такого документа – свитка листы документа "волочились" один за другим последовательно.

В XV в. дорогостоящий пергамент вытеснила бумага, которую первоначально привозили из западноевропейских стран, а со вто­рой половины XVII в. использовалась и отечественная. Первона­чально бумага изготавливалась из тряпья, а чернила делались из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков – наростов на дубовых листьях. Сочетание железистых чернил и тряпичной бумаги делало текст особенно стойким, и он почти не выцветал. Документы этого периода, хранящиеся в архи­вах, достаточно хорошо читаются.

С появлением так называемой "скорописи"– начертание округ­лых букв и использование графических сокращений слов и частей слов с вынесением их над строкой письма, свободно читать такие тексты стало довольно сложно, для этого требовались определенные знания и навыки.

Наряду со столбцовой формой документа в приказах зародилась и начала применяться книжная (тетрадная) форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, пере­плетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись боярские списки, финансовые, учетные, регистраци­онные записи и др. Известно огромное количество разновидностей книг – более трехсот. Это – учетно-статистические стрелецкие, городовые, умолотные, денежные и другие книги. В этот период сформировались системы бухгалтерской, воен­ной, дипломатической, статистической и других обосабливающих­ся систем документации. Все остальные документы, не сформированные ни в столбцы, ни в тетради, собирались в связки, где порой вместе оказывались самые разнообразные документы.

Видовой состав документов приказного делопроизводства не был особенно разнообразным, все существовавшие в этот период документы группируются в несколько основных видов: грамоты, приговоры, наказы, доклады, памяти, отписки, челобитные, одна­ко внутри каждого вида существовало множество разновидностей. Отписки – документы, поступавшие в приказы с мест, от воевод; грамоты – это документы, посылаемые из приказов на места –боярам, воеводам, приказным людям. Царю и в Думу приказы пред­ставляли отписки или доклады, воеводам и другим местным началь­никам царь давал наказы, приказы между собой сносились памятя­ми, обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных. Личная переписка часто называлась грамотками. Но эти названия, как правило, не проставлялись над текстом документа, а взяты историками из самих текстов или из ссылок на них в других документах. Другие информационные элементы: обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и др. и собственно содержание до­кумента – так же составляли один сплошной текст. Но документ, как правило, начинался с обращения, даты или обозначения ав­тора и адресата документа. Например, царские указные грамоты начинались указанием автора и адресата. В заключительной части указной грамоты обозначалась дата ее составления и место, где она была написана.

Кроме этих элементов можно говорить и о некоторой стабиль­ности текста для каждой группы документов, например, по едино­му образцу писались наказы воеводам о порядке вступления в дол­жность, финансах, полномочиях, обязанностях и т. д., выдававши­еся из разных приказов.

Восемнадцатый век в развитии делопроизводства – это усиле­ние законодательной регламентации всех сторон деятельности кан­целярии и учреждения в целом, формирование и закрепление об­щих административных начал деятельности учреждений, их структуры и штатной численности. Законодательной основой реформы стал утвержденный Петром I в 1720 г. Генеральный регламент. Он ввел систему делопроизводства, получившую название "кол­лежской" по названию типа учреждений. Доминирующее значение в этих учреждениях получил коллективный способ принятия реше­ний присутствием коллегии. С изданием Генерального регламента делопроизводство становится на твердую почву закона. Этим зако­нодательным актом окончательно отделяются обязанности присут­ствия как органа, принимающего решения, от делопроизводствен­ной деятельности, которая закрепляется за самостоятельным под­разделением – канцелярией. Центральной фигурой канцелярии становится секретарь. На нем лежала ответственность за организа­цию делопроизводства коллегии, подготовку дел к слушанию, докладывание дел на заседании коллегии, ведение справочной работы по делам, оформление решений и контроль за их исполнением, хранение печати коллегии. Кроме секретаря в состав канцелярии входили: нотариус, регистратор, актуариус, канцеляристы, копии­сты, переводчики (для письменного и устного перевода) и вах­мистр, он же сторож для охраны учреждения.

Особенностью регистрации документов в коллежской системе делопроизводства было то, что регистрация сопровождала доку­менты в течение всего процесса производства дела, а после – и в архиве. Все пакеты, адресованные в адрес коллегии, сдавались де­журному чиновнику, который расписывался в получении и, не рас­печатывая, передавал в присутствие. Предварительной подготовкой дела для рассмотрения в присут­ствии коллегии занимались помощники секретаря и канцеляристы под руководством секретаря. Подготовка дела к докладу включала сбор всех необходимых справок по данному делу (для этого в дру­гие учреждения могли направляться канцелярские запросы), а так­же в выписке всех существующих узаконений по данному делу. Ре­зультатом этой работы являлся доклад и краткая записка по делу. Вводились и первые типовые сроки исполнения документов: так, в первую очередь в коллегиях рассматривались государственные дела, затем – частные. Все решенные дела и оставленные копии сдавались в актохранилища, которые получили европейское наиме­нование – архивы, для заведования ими была учреждена особая должность – архивариус. Архивы должны были стать обособленными от канцелярии под­разделениями для хранения оконченных дел. Дела должны были сдаваться в архив по описи и под расписку, причем был определен и срок сдачи дел в архив – через три года по завершении их произ­водства в канцелярии. Архивы создавались при каждой коллегии.

Стремлением сохранять в тайне государственные дела, т. е. защи­тить информацию, было обусловлено введение присяги для канце­лярских чинов, запрета на хранение служебных документов дома. Особо строго каралась подделка документов, их хищение, разглаше­ние тайны голосования, неправильное составление документов, ис­кажение их смысла. Наказания предусматривались весьма строгие: смертная казнь, ссылка на галеры с вырезыванием ноздрей, конфис­кация имущества, денежные штрафы, лишение чина и др.

Существенные изменения претерпевают формы документов. Для многих из них разрабатываются «генеральные формуляры» – образцы, по которым следовало их составлять. В частности, в ука­зе 1723 г. «О форме суда» содержание челобитной следовало изла­гать по пунктам, а титул государя указывать только один раз в нача­ле, что делало документы максимально удобными для чтения. Несколько ранее – указом от 22 февраля 1714 г. губернаторам предлагалась единая форма ведомости для присылки сведений о произведенных сборах налогов и казенных расходах, состоявшая из 22 пунктов.

В коллежском делопроизводстве выделяется из текста и стано­вится самостоятельным элементом формуляра документа дата, во многих документах она пишется теперь под текстом с левой сторо­ны листа. Самостоятельным элементом формуляра становится и наимено­вание документа. Кроме реквизитов, выделившихся из текста, появляется ряд спе­циальных отметок, отражающих различные стадии процесса доку­ментирования или стадии обработки документов: подписи, отмет­ки о согласовании, регистрационные индексы, отметка о контроле, отметка о направлении в дело и др.

Значительное время отнимала информационная поддержка при­нятия решений коллегиями, т. е. подготовка дела к докладу – на­ведение справок по делу, переписка с другими учреждениями, от­правка запросов на места и др., которая заканчивалась составлени­ем докладной записки или выписки. Кроме того, передача решения вопроса в вышестоящую инстанцию требовала представления всех предшествующих материалов (дела).

Достаточно сложной процедурой осталось в XVIII в. и докумен­тирование деятельности самого присутственного места. Протокол или журнал заседания должен был подробнейшим образом отра­жать деятельность присутствия по решению дел. Еще более усложнилась система регистрации. Каждая передача дела из одного стола в другой, от одного канцелярского служащего другому фиксировалась в регистрационных формах.

Основным законодательным актом, определявшим организацию и порядок работы центральных учреждений более чем на век, было "Общее учреждение министерств" от 25 июня 1811 г. Им были определены: единообразная структура министерств, порядок их взаимоотношений с другими учреждениями, рабочий аппарат министерств состоял из департаментов. Они делились на отделения, отделения – на столы. В каждом департаменте также создавался совещательный орган из директора департамента и на­чальников отделений – общее присутствие. Он четко установил "предмет ведения государственных дел" министерств. Получили окончательное и единообразное устрой­ство канцелярии как специальные подразделения, где было сосре­доточено все «письмоводство» (т. е. делопроизводство).

"Общим учреждением министерств" устанавливался единообразный порядок "производства дел" во всех учреждениях и их структурных подразделениях. Весь процесс делопроизводства де­лился на следующие этапы:

♦    порядок вступления дел;

♦    движение их, или собственно так называемое «производство»;

♦    отправление дел;

♦    ревизия;

♦    отчеты.

Таким образом, были выделены основные этапы работы с доку­ментами: организация приема документов, направление на испол­нение, исполнение, регистрация документов и контроль их испол­нения, отправка документов.

Документы могли поступать как непосредственно министру че­рез канцелярию, так и в департаменты. Министр получал только указы и повеления верховной власти, документы других министров. Министр ведал секретными делами, на его имя подавались и жало­бы на действия департаментов. Департаменты вели переписку с другими равными и подчинен­ными учреждениями, составляли отзывы на предписания министра, исполняли документы, поступавшие из канцелярии министра. Представления от подчиненных органов направлялись министрам только по делам особой важности или срочности. В департаменты поступали предписания министра, о своей работе департаменты представляли министру отчеты.

Секретные и срочные документы немедленно представлялись руководителю, все прочие предписывалось раскрывать в его при­сутствии в назначенные часы. Документ, адресованный в департа­мент, распечатывался его директором. В присутственном месте до­кументы из высших инстанций распечатывались самим председа­телем, все остальные – старшим членом присутствия. На поступившем документе секретарь отмечал дату его получения. Подчиненным в типовых формулировках: "К сведению", "К делу", "К докладу со справкой"– давались указания об исполнении. Процесс регистрации документов также был многоступенчатым: поступившие документы регистрировались на всех ступенях его дви­жения — в канцелярии министерства, в департаменте, в отделении.

Порядок исполнения документов был определен отдельно для канцелярии министра, департамента, совета министра, общего при­сутствия департамента, особенных установлений (канцелярий) при директорах департаментов. В первую очередь исполнялись документы "чрезвычайные", т. е. выходящие за рамки действующего законодательства, и «не терпя­щие времени», обычно, финансового характера. Однако срок ис­полнения и этих документов был значительным, он колебался от двух до шести недель, но"никак не более шести месяцев со дня вступления дела".

До 60-х годов XIX в. был распространен коллежский порядок составления документов. Он особенно строго соблюдался (и со­блюдается сейчас) в судебных учреждениях. Коллежский порядок документирования заключается в том, что в начале документа по­вторялась вся предыстория вопроса. Позже этот порядок был заме­нен составлением справки, в которой давались краткие извлечения из всех документов с указанием их даты и номера. Такая справка получила название экстракта. Однако и в этом случае дела дости­гали солидных размеров.

Законами устанавливались определенные правила составления всех разновидностей документов. В документе выделялись: загла­вие, содержание или "расположение обстоятельств дела", под­пись, скрепа, особенные пометки, бланковые и конвертные надпи­си. Каждая часть должна была быть соответствующим образом оформлена. Употребление наименования разновидностей документов стало обязательным и также регламентировалось. Разновидность доку­мента часто определялась положением корреспондентов на иерар­хической лестнице. Наименование таких документов, как пред­ставление, рапорт, донесение, объяснение и т. д., а также проше­ние, жалоба, донос, подаваемых должностным лицам, обознача­лось после указания их автора, например: "Отставного штабс-капитана Копейкина... прошение". Изложение содержания документа стало полностью зависеть от его формы. Таким образом, порядок составления документов и оформления реквизитов документов каждой разновидности зави­сел не столько от назначения документа, сколько от инстанции го­сударственного управления, куда он посылался. Поэтому одна и та же разновидность документа имела разные варианты оформления реквизитов.

В XIX в. документы стали изготавливаться на бланках. Блан­ком назывался лист, в левом верхнем углу которого делались бланковые надписи: наименование ведомства, учреждения, струк­турной части учреждения, от которой исходил документ, дата от­правления документа, номер его по журналу исходящих докумен­тов, заголовок к документу. Бланки вначале были рукописными, а вскоре их сменили типографские бланки и штампы с бланковы­ми надписями.

В исполнительном делопроизводстве особым этапом объявля­лась ревизия дел, т. е. проверка исполнения документов. При реви­зии дел должно было проверяться:

♦    в порядке ли дела содержатся;

♦    верно ли составляются им заглавия;

♦    нет ли медленности в делопроизводстве;

♦    не задерживается ли окончание дела требованием таких справок, в которых нет существенной надобности.

Для хранения дел в каждом департаменте министерства и в каждом учреждении создавались текущие и окончательные архи­вы. Согласно законодательству текущий архив составляли документы и книги, которые нужны для справок и соображении по те­кущему делопроизводству. Окончательный архив составляли дела, не подлежащие более ре­шению и исполнению, т. е. ненужные для текущей справочной рабо­ты. В этот архив предписывалось сдавать дела по истечении трех лет. Для сдачи дел в архив составлялась опись всем делам за год. Она имела три графы, в которых указывались порядковые номера дел, их заголовки и количество листов в деле. Опись подписывали началь­ники канцелярий, скрепляли делопроизводители. В конце описи помещался список дел, которые оставались в канцелярии. По закону архив не имел права выдавать дело или выписку из документов без разрешения директора департамента, губернатора или вице-губернатора.

Советские и современные российские технологии документационного обеспечения управления продолжили развитие делопроиз­водственных технологий, уходя корнями в традиции предшествую­щих периодов.

Исходной методологической посылкой теоретических построе­ний и практической рационализаторской деятельности 1920-х го­дов явилось утверждение о наличии общих черт в производствен­ных и управленческих процессах. С позиций данной концепции удалось эффективно решить многие "локальные" управленческие вопросы:

♦    рационализация организации управленческих структур;

♦    совершенствование документирования исполнения, планирования и учета;

♦    упрощение технологии управленческих процедур и операций;

♦    разработка частных рекомендаций по улучшению делопроизводства в аппарате управления.

Главный недостаток концепции состоял в игнорировании пре­емственности в развитии системы управления, а, следовательно, и системы делопроизводства.

Начался период активного поиска оптимальных подходов к со­вершенствованию управления и его документационного обеспече­ния. Институтом техники управления в 1928 г. совместно с Архив­ной службой были изданы "Правила постановки архивной части делопроизводства в государственных, профессиональных и коопе­ративных учреждениях и предприятиях РСФСР", в которых дава­лись рекомендации по составлению перечней документов и дел, циркулирующих в учреждениях, и правила их уничтожения (для документов с истекшими сроками хранения).

Для сокращения видов и форм документов в конце 1920-х гг. были разработаны стандарты служебных писем, телеграмм, те­лефонограмм, протоколов, извещений и других документов. Стан­дартизировались и материалы, применяемые в делопроизводстве: бумага, чернила, ленты для пишущих машинок и т. д.; средства и предметы конторского труда, включая офисную мебель. При этом учитывался и зарубежный опыт, в частности, при стандартизации форматов бумаги успешно использовался опыт Германии. В 20-е годы развивались и системы специальной документации, акцент был сделан на документировании таких функций, как пла­нирование, учет, контроль. В статистической документации в качестве основы использовались личные, посемейные и похозяйственные бланки. Статистическая документация становилась еди­нообразной по форме и включаемым показателям.

Постепенно более упорядоченными по структуре, показателям и по форме становились и документы, создаваемые в сфере планиро­вания. При рационализации бухгалтерской документации широко использовался опыт царской России, западноевропейских стран.

С 1958 года Архивная служба была наделена правомочиями контролировать постановку документальной части делопроизвод­ства и стала с тех пор ведомством, "отвечающим за координацию деятельности федеральных органов государственной власти в области архивного дела и делопроизводства, развитие совме­стно с этими органами государственной системы делопроиз­водства и унифицированных систем документации".

В 1966 г. в рамках Архивной службы был учрежден Всесоюз­ный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), которому поручалась основная часть разработки Единой государственной системы делопроиз­водства (ЕГСД). В подготовке проекта Основных положений ЕГСД кроме него приняли участие научно-исследовательские ин­ституты: труда, оргтехники, стандартизации, Институт государ­ства и права Академии наук СССР. В 1973 г. Основные положе­ния ЕГСД были одобрены Госкомитетом СМ СССР по науке и технике и рекомендованы министерствам, ведомствам и органи­зациям для использования.

Утвержденная в 1988 г. Архивной службой "Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения" (ГСДОУ) является актуализированной версией ЕГСД и до настоящего времени остается основным норма­тивным документом по организации работы с управленческой до­кументацией в стране. Необходимо отметить, что при последую­щих переизданиях ГСДОУ редактировалась, актуализировалась, из нее изымались и добавлялись отдельные положения. В 1993 г. была введена в действие разработанная на ее основе Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ве­домствах Российской Федерации, замененная в 2000 г. новой Ти­повой инструкцией по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации.

В настоящее время основы документационного обеспечения управления регламентированы ГСДОУ и локальными норматив­но-методическими разработками, созданными на ее основе. Делопроизводство активным образом развивается на базе внедрения современных информационных технологий, так как информация превращается в один из наиболее ценных по со­держанию и массовых по форме продуктов цивилизации, потреби­телем которого становится все человечество. Этап информацион­ной революции со второй половины XX в. знаменует начало нового этапа развития информационных технологий – перехода к нео­сязаемой информации, причем скорость ее передачи возрастает в миллионы раз по сравнению с человеческой речью. Компьютерные системы превращаются в производительную силу и позволяют ре­шать качественно новые задачи, в том числе в сфере управления.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!