Становление государственности новой России

26 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Разрушение Союза ССР влечет за собой цепную реакцию расшатывания формы государственного единства России, Грузии, Азербайджана, Молдавии. Дело доходит до внутренних войн в этих республиках, а также до межреспубликанских трений и столкновений между другими бывшими членами Союза по территориальным и иным вопросам.

После того, как 8 декабря 1991 в Беловежской Пуще (Белоруссия) президент России Б. Н. Ельцин, президент Украины Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич объявили, что СССР в условиях глубокого кризиса и распада как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование, становление государственности новой России протекало в условиях необходимости развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях, в рамках созданного Союза независимых государств. Соглашение о создании СНГ было ратифицировано сначала Украиной и Белоруссией, затем Арменией, Киргизией и Россией. 21 декабря 1991 к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, подписавшие совместно с Белоруссией, Россией и Украиной в Алма-Ате Декларацию о целях и принципах СНГ. В 1993 к СНГ присоединилась Грузия. Постепенно внутри СНГ сложился более тесный "союз 4-х" - с Казахстаном, Киргизией Беларусью.

Наряду с действительными членами в СНГ могут быть ассоциированные члены, участвующие в отдельных видах деятельности СНГ. Некоторые государства представлены на заседаниях глав государств СНГ как наблюдатели.

Созданы органы СНГ: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Межгосударственный экономический совет, Межпарламентская ассамблея с центром в Санкт-Петербурге и др. Постоянно действующий орган СНГ — Координационно-консультативный комитет в Минске.

В 1993 был принят Устав СНГ, который предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ. Подписаны сотни документов о сотрудничестве стран СНГ, но многие из них не работают.

 

Экономический кризис и «Октябрьские события» (21 сент. – 4 окт. 1993).

Как и Горбачев, Ельцин медлил с непопулярными реформами. К концу 1991 запасы продуктов иссякли, нависла реальная угроза голода. Реформы пришлось срочно "начать с конца". С 1992 Ельцин осуществлял руководство экономическими и политическими реформами в России. Первый этап экономических реформ, так называемую «шоковую терапию», проводило правительство Е. Т. Гайдара (1992). И.о. премьера Е.Т. Гайдар провел в январе 1992 либерализацию цен и отменил фондирование ресурсов. Это заполнило прилавки и спасло страну от голода. В ходе либерализации цен рынок наполнился товарами, но при этом большая часть населения не могла воспользоваться благами рыночной экономики вследствие резкого падения уровня жизни: в условиях монополизма производства произошел рост цен за год в 100-150 раз, а зарплаты - в 10-15 раз. Даже поддержка Ельцина не спасла правительство Гайдара. Медленно начиналась приватизация, сильно пораженная коррупцией. Выросла безработица, особенно ВПК. В декабре   депутаты признали работу Гайдара неудовлетворительной. И в конце 1992 в результате компромисса премьер-министром стал В. С. Черномырдин. Именно ему удалось продержаться дольше всего на этом посту (до 1998).

В условиях экономического кризиса обострились противоречия в политической системе, прежде всего между исполнительной и законодательной ветвями власти.

В сентябре-октябре 1993 конфликт между президентом Б. Н. Ельциным, с одной стороны, и вице-президентом А. В. Руцким и председателем ВС РСФСР Р. Хасбулатовым, а также части депутатов Верховного Совета с другой стороны, достиг своего апогея. В конфликт вмешались реакционные силы, для которых мишенью стали не только президент Ельцин и проводившиеся радикальные экономические реформы (здесь их поддержала часть населения, пострадавшая от либерализации цен и общего упадка экономики), но вообще все изменения, произошедшие после горбачевской перестройки и гласности.

Фоном углубляющегося кризиса стала дискуссия вокруг проектов новой конституции Российской Федерации. Противостоящие стороны Президент и Верховный Совет (на его сторону, в итоге, встали вице-президент А. В. Руцкой и председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин) пытались апеллировать к народным массам. В апреле 1993 состоялся референдум по вопросу о доверии президенту и Верховному совету. На референдуме были одобрены и социально-экономический курс президента, и политика Верховного Совета. Компромисс по вопросу принятия новой конституции так и не был достигнут.

Действующая еще с «брежневских» времен российская конституция, подправленная Съездом народных депутатов стала объективным тормозом в проведении реформ, а работа над новой велась слишком медленно и неэффективно. В сентябре 1993 президент Б. Н. Ельцин издал указ №400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», в соответствии с которым Верховный Совет и Съезд народных депутатов прекращали свою деятельность. Конституционный суд РФ пришел к заключению о несоответствии данного указа российской Конституции, однако Ельцин его не отменил. Конфликт о выборе пути страны привел к вооруженным столкновениям.

Верховный Совет, находившийся в Белом доме, отказался подчиниться указу президента, квалифицировав его действия как государственный переворот. Оборону Белого дома возглавили вице-президент А. В. Руцкой и председатель Верховного Совета Р. И. Хасбулатов. Попытки преодолеть кризис путем переговоров оказались безуспешными. Затянувшийся конфликт привел к блокаде Белого дома милицией. Защитники Белого дома предприняли штурм мэрии, пытались с помощью оружия овладеть Центральным телевидением в Останкине и штабом объединенных Вооруженных сил СНГ. 4 октября в результате осады и танкового обстрела Белый дом пал. В ходе событий погибло (по неполным данным) около 150 человек. В итоге событий система советов перестала существовать. В 1994 арестованные участники этих драматических событий были амнистированы Государственной думой Российской Федерации.

Поддержка силовых структур обеспечила победу президенту. Система советов прекратила свое существование. И на референдуме в декабре 1993 была принята новая Конституция Российской Федерации.

РФ стала республикой смешанного типа с широкими полномочиями президента, одновременно прошли и выборы в думу.

Показательны скромные результаты "партий власти" - "Выбора России" демократа Т. Гайдара в 1993 г. и правоцентристского НДР В.Черномырдина в 1995г. Изобилие фракций в думе, сильные позиции КПРФ (часто в блоке с националистами), конфликты думы с президентом и верхней палатой - все это политизировал работу думы и мешало принятию назревших законов. Все же в 1994 г. была принята 1ч., в 1996г. - 2ч. ГК РФ. 1 января 1997г. вступает в силу УК РФ.

На президентских выборах летом 1996 г. ослабли позиции демократа Г.Явлинского и националиста В.Жириновского, провалилась кандидатура экс-президента СССР М.Горбачева. Однако успешно выступил генерал А.Лебедь. Победу на этих свободных выборах одержал Б.Ельцин (перевес 10 млн. голосов над Зюгановым). Но из 40 млн. избирателей Ельцина многие в нем видели лишь меньшее зло в сравнении с красной угрозой. Острые проблемы России остались открытыми.

Выводы по вопросу.

Развитие капитализма приводит к естественному изменению типа государства. Упраздняется система Советов. Реализуется идея разделения властей. Впрочем, в республиках, ставших суверенными после разрушения Союза, она проводится по-разному. Становятся более или менее реальными провозглашавшиеся и ранее демократические свободы. Однако на смену прежним административным ограничениям приходят материальные.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!