Становление эмоций и личности в раннем возрасте

Предпосылки развития личности

Поведение и вся психическая жизнь ребенка ситуативна и зависит от того, что происходит здесь и сейчас (единство между сенсорными и моторными функциями: за каждым восприятием немедленно следует действие).

Для ребенка характерны яркие эмоциональные реакции, которые связаны с желаниями.

Желания ребенка неустойчивы и быстропроходящи. Он не может их сдерживать и контролировать.

Развитие самосознания (узнавание себя на фотографии, чувство собственности, эмпатии, отношение к себе: «Я-хороший»):

-  1   -   1,5   -   данные   представления  только   начинают  складываться,   аморфны   и расплывчаты;

-  1,5- конец 2-го года жизни – дифференциация этих представлений;

-  конец 2-го - начало 3-его года - складываются предпосылки самосознания (ребенок хорошо знает свое имя; характерно стремление к самостоятельности - автономия, по Э.Эриксону);

-  конец   3-его   года   -   появление   недифференцированной   самооценки   и   половой идентификации (усваивая  половую роль, ребенок усваивает ту  или иную модель поведения и соответствует ей на протяжении своей жизни).

Развитие самосознания в раннем возрасте. Важный момент в развитии самосознания в раннем возрасте связи с отделением себя и своих действий, осознанием своих желаний. С освоением предметных манипуляций, а ятем и общественно выработанных способов использования предметов приводит к отделению действия от предмета и перенесению его в новые условия (кормят куклу любой ножкой).

  • возникает новое отношение к взрослому. Ребенок сравнивает свой результат с результатом другого человека. При этом взрослый выступает образцом. При ошибочном воздействии взрослых у детей раннего возраста возникают две формы несамостоятельности: инфантилизм (реакция ребенка на подавление инициативы, избыток опенки и вмешательства) и синдром беспомощности (при полном отсутствий или минимальном внимании к делам и действиям малыша).
  • отношение к себе зависит от успешности / неуспешностн в деятельности. Бурно переживает свои неудачи и на основе оценок взрослого осознает критерии.
  • выделяет общее положительное отношение к себе («ты хороший, я тебя люблю» в отношение, опосредованное результатом деятельности («молодец, быстро оделся»).
  • ребенок оценивает себя   недифференцированно  («Я  -  хороший»),  что  являете! показателем психоэмоционального благополучия.
  • становится важным оценка результата действий как условие утверждения своего Я это связано   со   стремлением   действовать   самостоятельно   и   «гордостью   за   свои достижения».
  • подлинная самостоятельность    проявляется    в    «личных»    желаниях    ребенка (целеполагание: настаивает на самостоятельной еде ложкой).
  • к 3-м годам формируется целеустремленность (способность с помощью старший соотносить полученный результат с намерением).
  • большую роль в развитии самосознания продолжает играть имя как показатель индивидуальности ребенка.
  • возникает личное действие и осознание «Я сам» (действие, к которому ребенок откосится как к своему, им самим производимому). Если взрослый не перестраивает отношение к ребенку, не организует сотрудничества, появляется негативное поведение.
  • возникает новая, чрезвычайно важны сфера межличностных отношений ребенка - его отношения со сверстниками. Появляется переживание своего сходства с другими (ребенок узнает себя в другом), что дает ощущение своей общности и сопричастности с другими.
  • происходит становление полоролевой идентичности (составляющая самосознания, усвоение половой модели поведения).

к 2-м годам ребенок знает, кто он-мальчик или девочка – и начинает идентифицировать себя с родителями.

Всякий кризис - это выделение собственного «Я», он представляет собой ломку взаимоотношений между ребенком и взрослым, которые существовали до этого времени.

К 3-м годам у ребенка появляются собственные желания, не совпадающие с желаниями взрослого; изменяется позиция ребенка: он отделяет себя от взрослого, осознает свое возможности, резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости.

Суть кризиса: ребенок вследствие возросшей самостоятельности сравнивает свои действия с действиями взрослого, что влечет возникновение феномена «Я - сам», и это новообразование приводит к распаду прежней социальной ситуации.

Кризис проявляется в сферах: отношение к предметному миру; отношение к другим людям; отношение к себе

Если не появляется новый смысл взаимоотношений между взрослым и ребенком, кризис принимает затяжное и негашеное течение.

1     Негативизм - стремление делать вопреки просьбам взрослого (не делает только потому. что ребенка об этом попросили). Негативизм всегда социально окрашен, т.к. обращен ко взрослому.

2    Упрямство (настаивание на своем, только потому, что ребенок этого потребовал). По сути, ребенок требует, чтобы с ним считались как с личностью.

  1. Строптивость (центральный  симптом).   Протест  направлен   не  против  конкретного взрослого, а против образа жизни.
  2. Своеволие тенденция к самостоятельности.
  3. Бунт против окружающих (протест). Ребенок находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, проявляет агрессию.
  4. Обесценивание ребенком личности близких (оскорбление родителей).
  5. Деспотическое подавление окружающих (особенно в семьях с единственным ребенком; в семьях с несколькими детьми - ревность, агрессия по отношению к младшим).

Личностные образования кризиса 3-х лет.

  1. Осознание собственного Я вследствие отделения себя от взрослого («Я - сам») и вступление в новые отношения со взрослым. В результате этого отделения взрослый как бы впервые возникает в детской жизни и мир ребенка превращается в мир взрослых людей.
  2. Обостренное чувство собственного достоинства.
  3. Возникновение «гордости за достижения»:

-     стремление к достижению результата своей деятельности;

-     демонстрация успехов взрослому с обязательным одобрением.

  1. Ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, что ведет к бурному росту самосознания.

Поведенческий комплекс «гордос­ть за достижения» охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка — к предметному миру, другим людям и самому себе:

1)стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не при­водит к. отказу от задуманного — дети не меняют своих намере­ний и конечной цели.

2)  достигнув желаемого, они стремятся тут же про­демонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которо­го эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их ре­зультату вызывает аффективные переживания.

3) у детей наблюдается обостренное чувство соб­ственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преуве­личении собственных успехов.

Новое видение себя состоит в том, что ребенок впервые от­крывает материальную проекцию своего

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

В раннем возрасте сознательная регуляция поведения  практически отсутствует, поэтому именно эмоции осуществляют регулятивную функцию:

  1. Высоки эмоциональны подвижность.
  2. На основе эмоций, которые были у ребенка в младенчестве, появляются следующие: собственно возбуждение; неудовольствие (страх, гнев, страдание); удовольствие (привязанность, радость, любовь). Появление сложных эмоциональных переживаний (обща, ревность, жалость и др.)

Отношения детей раннего возраста со сверстниками.

  1. Интерес и избирательное отношение младенца к сверстнику побуждаются потребностями в новых впечатлениях.
  2. В раннем возрасте (к 3-м годам) ребенок ярко проявляет потребность в общении со сверстниками.
  3. Развитие потребности в общении со сверстниками проходит ряд этапов:

-     на 2-м году - внимание и интерес друг к другу (восприятие сверстника как игрушки);

-   конец 2-го года - стремление привлечь к себе внимание   сверстника, продемонстрировать свои успехи;

-     на 3-ем году - чувствительность детей к отношению сверстника.

4    Потребность в общении со взрослым является наиболее острой, чем потребность в общении со сверстниками.

5    Общение ребенка со сверстниками характеризуется:

-  непосредственностью, отсутствием предметного содержания;

-  раскованностью, эмоциональной насыщенностью;

-  нестандартностью коммуникативных средств;

-  зеркальным отражением действий и движений партнера.

Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентирован­ной форме, создает оптимальные условия для осознания и позна­ния самого себя. Воспринимая свое отражение в другом, малы­ши лучше выделяют самих себя и получают как бы еще одно подтверждение своей целостности и активности. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх и за­теях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффектив­ным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!