Стадия возбуждения дела об административном правонарушении

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Данная стадия имеет важное значение в производстве по делам об административных правонарушениях. В КоАП РФ стадии посвящена самостоятельная глава 28. До его принятия стадия возбуждения дела об административном правонарушении являлась, скорее, теоретической, а не правовой конструкцией. Именно об этом свидетельствует тот факт, что в КоАП РСФСР отсутствовала отдельная глава, посвященная рассматриваемой стадии.

Следует иметь в виду, что стадия является своего рода «пусковым механизмом» процесса реализации административной ответственности. В этой связи очень важно правильное понимание и применение норм, регламентирующих отношения, возникающие на стадии возбуждения дела об административном правонарушении.

Прежде всего, следует помнить, что возбуждение дела об административном правонарушении является юридическим фактом, влекущим предусмотренные законом правовые последствия (оно является основанием для возникновения прав участников производства по делам об административных правонарушениях, необходимым условием для развития производства в рамках последующих стадий и др.).

Возбуждение дела об административном правонарушении предполагает наличие основания и поводов, предусмотренных ст. 28.1 КоАП России.

Основание – фактически данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Событие административного правонарушения характеризуется объективной стороной (внешним проявлением) проступка.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях);

4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

При наличии основания и поводов решение о возбуждении дела об административных правонарушениях принимают должностные лица органов внутренних дел, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях. Перечень правонарушений, по которым должностные лица органов внутренних дел имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, закреплен пунктом 1 части 2 статьи 28.3.

В случаях обнаружения сотрудниками органов внутренних дел события правонарушения, по которому они не правомочны возбуждать дело об административном правонарушении, необходимо оформление полученной информации рапортом, который должен быть направлен в орган, полномочный возбудить дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;

2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;

3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;

5) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 КоАП РФ. Иными словами, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Возбуждение дела об административном правонарушении путем составления различных видов протоколов осуществляется с обязательным учетом требований, предъявляемых к содержанию и форме этих процессуальных документов, а также к срокам их составления. Такие требования закреплены в главе 27, а также в статьях 28.2 и 28.5 КоАП РФ.

В предусмотренных статьей 28.7 Кодекса случаях одновременно принимаются два решения: о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Для принятия решения о проведении административного расследования необходимо наличие двух признаков:

а) предметный (административное расследование возможно только по строго определенному частью 1 статьи 28.7 кругу дел);

б) временной (необходимость проведения процессуальных действий, требующих значительных временных затрат).

Под значительными временными затратами необходимо понимать период времени, превышающий двое суток. Такой вывод вытекает из требования части 2 статьи 28.5, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении (в котором фиксируются помимо общих сведений также обстоятельства правонарушения, подтвержденные результатом необходимой в ряде случаев проверки) составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения постановления).

Следует иметь в виду, что по подведомственности для рассмотрения и принятия решения направляются не все виды процессуальных документов, признаваемых в качестве решений о возбуждении дела об административном правонарушении, а только протоколы об административном правонарушении либо соответствующее постановление прокурора. Протоколы о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении хотя и являются формой возбуждения дела об административном правонарушении, не могут направляться по подведомственности для рассмотрения и принятия решения. Обращает внимание, что составление протокола об административном правонарушении или вынесение соответствующего постановления прокурором является обязательным во всех случаях.

На стадии возбуждения дела об административном правонарушении необходимо обеспечить соблюдение всех требований, предъявляемых к процессуальным документам, и, в первую очередь, протоколу об административном правонарушении. Одинаково важными при этом являются и формальные требования, и требования содержательного характера. Эти требования закреплены в части 3 статьи 28.8 и пункте 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В их числе: необходимость составления протокола правомочным лицом, правильного составления и оформления протокола (требования к протоколу предусмотрены статьей 28.2 КоАП России), полноты представленных материалов и др.

КоАП РФ предусматривает возможность прекращения производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение компетентного органа (должностного лица). Основанием для принятия такого решения является наличие хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП России.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение принимается лицом, правомочным возбуждать дело об административном правонарушении путем составления протокола об этом или вынесения соответствующего постановления. Такое решение оформляется постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предъявляемых к форме и содержанию постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 29.10 КоАП России.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!