Стадия рассмотрения и принятия решения по делу

13 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении отражает сущность правоприменительной деятельности органов внутренних дел. На данной стадии решается вопрос о виновности либо невиновности привлекаемого к административной ответственности лица, подтверждается не только правовая, логическая характеристика правоприменения, но и обоснованность нормативного установления административной ответственности за конкретный проступок. Поэтому на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении все процессуальные действия участников носят исключительно правовой характер.

Рассмотрение дела состоит из ряда важных этапов:

1) подготовка к рассмотрению дела;

2) непосредственное рассмотрение дела;

3) принятие решения по делу;

4) доведение принятого решения до сведения участников производства.

На этапе подготовки дела к рассмотрению решается ряд задач, указанных в статье 29.1 КоАП России. Должностное лицо органа внутренних дел при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязано выяснить следующие вопросы:

1. Относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (компетенция органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях закреплена статьей 23.3 КоАП России).

2. Имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела (эти обстоятельства предусмотрены статьей 29.2 КоАП России. В частности, таковыми признаются наличие родственных связей лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, с другими заинтересованными участниками производства: привлекаемым к ответственности лицом, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником или представителем. При этом степень родства не является юридически значимым. Кроме того, возможность рассмотрения дела исключается при установлении личной (прямой или косвенной) заинтересованности в разрешении дела. Если такие обстоятельства имеют место, то должностное лицо органа внутренних дел, получившее дело к своему производству, обязано заявить самоотвод, направляемый в адрес вышестоящего должностного лица. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе вышестоящее должностное лицо выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении).

3. Правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП России, а также правильно ли оформлены иные материалы дела (требования к протоколу об административном правонарушении предусмотрены статьями 28.2 и 28.5 КоАП России).

4. Имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (данные обстоятельства предусмотрены статьей 24.5 КоАП России).

5. Достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (имеющиеся материалы дела должны позволять достаточно определенно установить все элементы состава административного правонарушения).

6. Имеются ли ходатайства и отводы. Правом заявлять ходатайства и отводы в соответствии со статьей 24.4 КоАП России обладают лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении. Перечень участников производства по делам об административных правонарушениях закреплен в главе 25 КоАП России. Таковыми признаются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защитник и представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик и прокурор.

Заявление об отводе подается вышестоящему должностному лицу органа внутренних дел, по которому выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении завершается принятием определения или вынесением постановления.

Определение принимается по следующим вопросам:

1. О назначении времени и места рассмотрения дела.

2. О вызове участников производства по делу, указанных в Главе 25 КоАП России.

3. Об отложении рассмотрения дела.

4. О возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

5. О передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции должностного лица, к которому материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе должностного лица.

6. О приводе лица, участие которого в производстве по делу об административном правонарушении обязательно.

Постановление выносится при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП России.

Продолжительность проведения процессуальных действий в рамках подготовительного этапа законом не регламентирована. В КоАП России предусмотрен общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении с момента поступления протокола об административном правонарушении и до объявления о принятом решении по делу.

Непосредственное рассмотрение дела наступает после принятия определения о назначении времени и места рассмотрения дела.

В статье 29.6 КоАП России предусмотрены сроки рассмотрения дела:

- дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение;

- дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается;

- дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания;

- дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

При этом необходимо иметь в виду, что срок рассмотрения исчисляется с момента поступления протокола об административном правонарушении и других материалов до момента объявления постановления по делу об административном правонарушении.

КоАП России закрепил различные подходы в определении места рассмотрения дела об административном правонарушении. По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту совершения правонарушения.

Статья 29.5 КоАП России предусматривает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Предусмотрены различные основания рассмотрения дела по месту жительства правонарушителя:

субъективное – наличие соответствующей просьбы лица, в отношении которого ведется производство по делу. В этом случае должностное лицо органа внутренних дел, рассматривающее поступившие материалы дела, выносит мотивированное определение;

обязательное – когда рассмотрение дела по месту жительства правонарушителя прямо предписано законом. В соответствии с частью 3 статьи 29.5 КоАП России по месту жительства правонарушителя рассматриваются:

а) дела об административных правонарушениях несовершеннолетних;

б) дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.33, 5.34, 6.10 и 20.22 КоАП России (указанные составы административных правонарушений не подведомственны органам внутренних дел).

Дела об административных правонарушениях рассматриваются также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование, и по месту учета транспортного средства, если по данному составу правонарушения в качестве одной из мер наказания предусмотрено лишение права управления транспортным средством. При этом необходимо подчеркнуть, что решение о рассмотрении дела по месту учета транспортного средства принимается по усмотрению должностного лица органа внутренних дел либо судьи, на рассмотрение которых поступило данное дело.

Дело об административном правонарушении рассматривается с соблюдением порядка, установленного статьей 29.7 КоАП России. Предусмотренный указанной статьей порядок рассмотрения включает в себя не только последовательность реализуемых правоприменительным органом процессуальных действий, но и требования к оформлению соответствующих процессуальных документов. Так, необходимо иметь в виду, что в пункте 7 части 1 статьи 29.7 Кодекса дается перечень случаев, когда должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, обязано выносить мотивированное определение.

Итоговыми процессуальными документами, принимаемыми по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, являются постановление либо определение (требования к форме и содержанию определений по делу об административном правонарушении установлены статьей 29.12 КоАП России). Постановление или определение по делу принимаются на этапе принятия решения по делу.

Постановление принимается в случаях:

1. Назначения административного наказания.

2. Прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Основания прекращения производства по делу об административном правонарушении предусмотрены статьей 24.5 КоАП России. Кроме того, дело об административном правонарушении может быть прекращено в случаях объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП России (при малозначительности выявленного правонарушения). А также при передаче материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания в связи с наличием признаков преступления в совершенном деянии.

Определение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении принимается, если необходимо:

1. Применение наказания иного вида или размера или применение иной меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

2. Передать дело по подведомственности.

Постановление по делу об административном правонарушении выносится с учетом требований к этому документу, предусмотренных статьей 29.10 КоАП России.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны найти отражение обстоятельства, подлежащие выяснению по делу. В соответствии со статьей 26.1 КоАП России таковыми обстоятельствами являются:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Указанные обстоятельства устанавливаются с использованием соответствующих источников доказательств, предусмотренных КоАП России. Получение тех или иных видов доказательств по делу об административном правонарушении осуществляется с соблюдением установленных законом требований. Нарушение процессуального порядка получения и использования доказательств рассматривается как основание для отмены принятого по делу решения, если это решение основывалось на доказательствах, полученных с нарушением установленного законом порядка.

Доказательства по делу об административном правонарушении оцениваются должностным лицом органа внутренних дел, осуществляющим производство по делу, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Наконец, стадия рассмотрения дела об административном правонарушении завершается доведением принятого решения до сведения участников производства.

Статьей 29.11 КоАП России предусмотрен круг участников производства по делу об административном правонарушении, до сведения которых доводится принятое решение. Это – лица (физическое, юридическое), в отношении которых вынесено постановление, их законные представители, а также потерпевший (если с его стороны имеется соответствующая просьба).

Необходимо иметь в виду, что принятое постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Объявление постановления является самостоятельным процессуальным действием. После объявления постановления по делу об административном правонарушении его копия вручается под расписку вышеуказанным участникам производства по делу об административном правонарушении либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 КоАП России, копия постановления в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование, направляется в соответствующую организацию.

В случае необходимости на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении принимается процессуальный документ, оказывающий воздействие на отношения, складывающиеся за рамками производства по делам об административных правонарушениях. Речь идет о представлении об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Внесение такого представления в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам с требованием устранения причин и условий правонарушения является обязанностью должностных лиц органов внутренних дел, рассмотревших дело об административном правонарушении. Адресаты таких представлений обязаны в течение одного месяца рассмотреть представление и сообщить о принятых мерах должностному лицу, внесшему представление.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!