СССР в середине 60-80-х годов

2 Мар 2014 | Автор: | Комментариев нет »

1. Кто был главным вдохновителем экономической реформы середины 60-х годов?

В конце 1950-х годы экономисты Л. Канторович, В. Немчинов, В.Новожилов и другие пытались найти модель оптимального планирования. В 1962 г. статья в «Правде» экономиста Либермана открыла дискуссию о роли прибыли в социалистической экономике. Ее суть сводилась к тому, что прибыль должна была стать одним из важнейших критериев работы предприятий. Высказывались разного рода мнения о необходимости перехода к экономическим методам управления, оживлению товарно-денежных отношений. По существу, план должен был стать не столько заданием, сколько государственным заказом, а от его выполнения зависело развитие социальной сферы предприятия. Эти радикальные по тем временам взгляды, однако, делали процесс формирования плана гораздо более трудоемким н требующим существенно более высокой квалификации министерских чиновников.

Итоги обсуждения были подведены в сентябре 1965 г, на пленуме ЦК. Реформаторские тенденции внутри «коллективного руководства» были связаны с именем Косыгина. Именно он выступал на пленуме с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».

Косыгин был представителем реформаторов-технократов, сформировавшихся в 1930-е годы. По своим взглядам Косыгин был приверженцем курса либерализации экономических отношений в рамках плановой экономики, который до него в разные годы пытались реализовывать Вознесенский и Маленков. Косыгин был свидетелем краха своих идейных предшественников и, конечно же, никогда открыто не заявлял о своих симпатиях, был исключительно осторожен в проведении своей экономической линии. Он считал приоритетом развитие легкой промышленности, составлявшее основу стабильности социальной ситуации в городах в условиях бурно развивающегося процесса урбанизации.

В докладе Косыгина предлагалось отказаться от системы совнархозов. Восстанавливался отраслевой принцип управления промышленностью, чтобы добиться «сочетания централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий». Таким образом, расширение сферы «низового планирования» должно было сочетаться с планированием из центра. Предполагалось, что министерства будут на научной основе определять стратегию развития отрасли и основные «направления, пропорции и темпы экономического развития». Оживить производство намечалось интеграцией в планово-директивную экономику таких экономических рычагов, как цена, прибыль, кредит, премии. Экономическое стимулирование должно было постепенно укрепить хозрасчет: выполнение плана и эффективное использование производственных фондов на предприятиях позволяло отчислять от прибыли больше средств в поощрительные фонды. Эти фонды, в свою очередь, становились источником развития производства и совершенствования техники, материального поощрения рабочих и служащих, для чего предусматривались премии и «13-я зарплата» по итогам года. Из поощрительных фондов предприятие могло тратить деньги на улучшение условий труда и быта, в частности, на строительство жилья.

Даже при идеальной реализации заявленной Косыгином программы речь шла о полумерах, которые для того времени, несомненно, выглядели исключительно прогрессивно.

2. Кто из известных деятелей культуры в 70 - 80-е годы оказался за границей? Почему?

Наиболее радикальной формой общественного несогласия с советскими реалиями в 1960—70-е годы стало движение диссидентов. Движение было крайне малочисленным и включало представителей различных взглядов — националистов, анархистов, монархистов и целый ряд других. Общим моментом было активное сопротивление сложившейся в стране ситуации, главным образом в области личных свобод и прав человека. Естественным стержнем, объединяющим организации разных толков, становится поэтому правозащитное движение. Первой открытой акцией правозащитников была демонстрация в день Конституции 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве, импульсом для проведения которой стало требование открытого суда на писателями Синявским и Даниэлем. Демонстрацией протеста отреагировали диссиденты на события в Чехословакии в 1968 г. Ответом властей стали жесткие репрессивные меры — уголовные преследования, заключения в психиатрические больницы и ряд других.

. В 1970 г. был создан Комитет прав человека в СССР, куда вошли академик А. Д. Сахаров и член-корреспондент И.Р.Шафаревич, писатель А. Солженицын, поэт А.Галич. Во избежание негативного международного резонанса по вопросу о нарушении прав человека в СССР власти разрешают наиболее активным диссидентам выехать из страны. В этот период эмигрировали на Запад писатель А. Синявский, поэт И. Бродский и ряд других.

В 1967—1968 гг. писатель Солженицин А.И. активно выступает против ограничений цензуры, неоднократно обращается к мировому общественному мнению. Такое «антиобщественное поведение» стало основанием для его исключения в ноябре 1969 г. из Союза писателей, после чего власти неоднократно отказывали ему в публикация романов «Раковый корпус» и «Август четырнадцатого». Ситуация вокруг Солженицына усугубилась после того, как он 8 октября 1970 г. был назван лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Органы КГБ неотрывно следили за каждым шагом писателя, членов его семьи и ближайшего окружения, постоянно подогревали его травлю в средствах массовой информации. В Политбюро ЦК обсуждался вопрос: изолировать Солженицына внутри страны или выслать за границу? После выхода в самиздате и за границей романов «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом» началась новая волна преследований писателя, наверху решили положить конец этой «проблеме». В январе 1974 г. было принято решение о привлечении писателя к уголовной ответственности «за злостную антисоветскую деятельность», а в начале февраля после одобрения на Политбюро Указа Президиума Верховного Совета СССР «О лишении гражданства СССР и выдворении за пределы СССР Солженицына А. И.» писателя арестовали, поместили в Лефортовскую тюрьму и только после этого выслали за границу.

3. Расскажите об инициативе СССР в ограничении гонки вооружений и сокращении вооруженных сил в Европе.

В мире к концу 60-х годов было накоплено огромное количество ядерного оружия. Достижение паритета с США по количеству ядерных зарядов поставило перед руководством СССР вопрос об ограничении вооружений на двусторонней основе, целью которого стал регулируемый, управляемый и прогнозируемый рост наиболее опасного в стратегическом отношении вида вооружений — межконтинентальных баллистических ракет. Исключительно важное значение имел визит президента США Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. В ходе этого визита, кстати первого посещения нашей страны президентом США, Никсон и Брежнев подписали «Основы взаимоотношений между Союзом ССР и Соединенными Штатами Америки», констатировав, что «в ядерный век нет иной основы взаимоотношений, кроме мирного сосуществования». 26 мая 1972 г. было заключено Временное соглашение о мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ) сроком на 5 лет, названное впоследствии договором ОСВ-1. Летом 1973 г. в ходе визита Брежнева в США было также подписано соглашение о предотвращении ядерной войны.

ОСВ-1 устанавливал для обеих сторон ограничения по количеству межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ). Разрешенные уровни для СССР были выше, чем для США, поскольку Америка располагала ракетами, несущими боеголовки с разделяющимися частями. Эти части с ядерными зарядами из одной боеголовки могли быть направлены на разные цели. Вместе с тем число самих ядерных зарядов в ОСВ-1 не оговаривалось, что создавало возможность при совершенствовании боевой техники, не нарушая договора, добиться в одностороннем порядке преимущества в этой области. Таким образом, шаткий паритет, закрепленный ОСВ-1, не останавливал гонки вооружений. Такая парадоксальная ситуация стала следствием концепции «ядерного сдерживания» или «ядерного устрашения». Ее суть состояла в том, что руководство обеих стран понимало невозможность использования ядерного оружия в политических и тем более в военных целях, однако продолжало наращивать военный потенциал, включая ракетно-ядерный, чтобы не допустить превосходства «потенциального противника» и даже превзойти его. В действительности концепция «ядерного сдерживания» делала вполне естественной конфронтацию между блоками и подпитывала гонку вооружений.

В ноябре 1974 г. на встрече Брежнева с американским президентом Дж. Фордом формирование системы договоров было продолжено. Сторонам удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), которое должно было регулировать более широкий спектр вооружений, включая стратегические бомбардировщики и разделяющиеся боеголовки. Подписание договора намечалось на 1977 г., однако этого не произошло из-за появления в США нового типа вооружений — «крылатых ракет». США категорически отказались учитывать предельно допустимые уровни по новым видам вооружений, хотя они и без того были сверхвысокими — 2400 боеголовок, из которых 1300 с разделяющимися головными частями. Позиция США была следствием общего ухудшения советско-американских отношений начиная с 1975 г., не связанного непосредственно с договором как таковым. Хотя в 1979 г. Брежнев и Картер все-таки подписали ОСВ-2, он так и не был ратифицирован Конгрессом США до 1989 г.

4. Когда и в связи с чем была утверждена Продовольственная программа?

К концу 70-х годов ситуация в аграрной сфере продолжала ухудшаться. Добавился длинный список неурожайных лет. Но объяснять людям постоянные перебои с продуктами одними только природно-климатическими факторами становилось сложнее. Брежневская программа мелиорации сельского хозяйства, призванная бороться с их негативными последствиями, продвигалась туго с многочисленными огрехами: нарушением естественного водного режима, засолением, эрозией почв, заболачиванием и т. п. Наверху понимали, что с сельским хозяйством надо что-то делать, но поиски выхода из кризиса обычно были традиционными. Прежде всего — назначить «дельного» секретаря ЦК по сельскому хозяйству. Им в конце 1978 г. стал первый секретарь Ставропольского крайкома КПСС М.С. Горбачев, предложивший очередной «рецепт» оздоровления аграрной сферы под именем «Продовольственной программы», принятой в 1982 г. Суть ее состояла в «комплексном» использовании всего арсенала административно-бюрократических мер для создания «продовольственного изобилия» в стране к 1990 г. Подразумевалось, что обеспечить существенный прорыв можно будет через установление производственных связей между производителями сельскохозяйственной продукции — колхозами и совхозами — и инфраструктурой — предприятиями пищевой промышленности, торговыми, строительными и транспортными организациями.

После принятия Продовольственной программы государство, пытаясь хоть как-то стимулировать сдачу сельхозпродукции, выделяло колхозникам лимиты на приобретение легковых автомобилей, телевизоров, стиральных машин и прочего дефицита. На селе стали жить богаче, но при отсутствии, как и в прежние годы, хороших бытовых условий и дорог. Однако продуктов в стране от этого больше не становилось.

5. Достижения научно-технического прогресса в 60-80-е годы.

Наиболее высоких достижений отечественные ученые достигли в в ракетно-космической области. Под руководством С.П. Королева были созданы баллистическая ракета и пилотируемые космические корабли. 4 октября 1957 г. в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин первым совершил полет вокруг Земного шара на космическом корабле "Восток". В последующие годы были проведены несколько полетов многоместных космических кораблей. Полеты космонавтов открывали возможности для дальнейшего изучения космического пространства.

Исследователи добились значительных результатов в области кибернетики, электроники и вычислительной техники. За труды в области квантовой электроники А.М. Прохоров и Н.Г. Басов - совместно с американским физиком Ч. Таунсом - были удостоены Нобелевской премии.

6. Обострение экономических проблем в стране на рубеже 70-80-х годов.

Политический консерватизм, парализуя жизнь общества, привел к постепенному свертыванию системы каких-либо экономических рычагов и замещению их административными методами хозяйствования. Государственное планирование доводилось до абсурда, что нашло отражение в постановлении ЦК КПСС от 12 июля 1979 г. «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных и государственных органов». В нем декларировалось дальнейшее «повышение роли государственного плана» как «важнейшего инструмента государственной политики». Предлагалось также существенно улучшить систему плановых показателей с тем, «чтобы они всемерно побуждали трудовые коллективы на борьбу за повышение производительности труда, максимальное использование основных фондов, за экономию материальных ресурсов».

Наверху видели все признаки коррозии экономической системы: качество продукции основной массы товаров оставалось плохим, рентабельность высокой, а производительность труда низкой. Ресурсы и производственные мощности использовались крайне расточительно. Срочно требовалось найти выход из создавшегося положения. По заказу Совета Министров СССР в том же 1979 г. был подготовлен аналитический доклад о состоянии и перспективах советской экономики. Документ, подготовленный на уровне заместителя Председателя Совета Министров СССР, содержал реальную картину тяжелого положения советской экономики и безрадостную перспективу ее развития. Все его положения подводили к необходимости экономической реформы в промышленности. Гнев и раздражение стали реакцией в Политбюро — академик В.А.Кириллин, заместитель Косыгина, руководивший подготовкой доклада, был снят с работы. Вскоре и сам Косыгин тяжело заболел, в начале 1980 г. ушел в отставку, а в декабре его не стало.

Кризис директивного планирования усугублялся и распространялся на все сферы жизни. Проблема усложнялась тем, что привычного за годы советской власти выхода из кризиса на путях экстенсивного развития экономики, да и всей социальной и культурной сферы, больше не существовало. На рубеже 1970—80-х годов в стране добывалось все больше и больше ресурсов. Так, добыча топлива с 1971 по 1980 г. увеличилась более чем в 4 раза, газа более чем в 8 раз, а нефти почти в 7 раз. Нефть и газ лились на Запад настоящей рекой. Только от вывоза нефти страна получала ежегодно около 16 млрд. долларов. Доля топлива и энергоносителей в общем объеме советского экспорта выросла с 15% в 1970 г. до 53% в 1985 году. Однако добывать топливо в северных районах страны становилось все труднее, и в 1984 г. впервые годовая добыча нефти снизилась. Перспективы проедания ресурсов становились гораздо менее радужными. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке породило финансовый и бюджетный кризис в середине 1980-х годов.

«Нефтедоллары» доставались нелегко, а тратились расточительно. На валюту закупались товары народного потребления, продукты, машины и оборудование, которое использовалось далеко не с полной отдачей. Значительная часть бюджетных средств «омертвлялась» на складах, в незавершенном капитальном строительстве (так называемых долгостроях). Масштабы планирования развития экономики росли исключительно быстро, но не подкреплялись более или менее разумным экономическим обоснованием. Народное хозяйство в конце 1970-х годов «съедало» более половины государственного бюджета против трети в послевоенные годы. Стали сокращаться средства, выделенные на социальные и образовательные нужды. При Брежневе доля на просвещение в государственном бюджете была меньше, чем даже перед войной. В то же время расходы на содержание бюрократических и управленческих структур постоянно росли.

Деревня традиционно выступала донором экстенсивного развития промышленности. Вместе с тем пагубность социального экспериментирования, которая стала ощущаться еще в начале 1960-х годов, так и не была преодолена. Несмотря на небывалые в прежние годы капиталовложения в деревню и направляемые туда усилия, молодежь продолжала уезжать в город. Неэффективные, искусственные хозяйственные связи, лишенные стимулов саморазвития, продолжали сохраняться. Высокой оставалась доля ручного труда. Ориентация на экстенсивный путь преобладала. Личная заинтересованность в результатах труда была слабой.

Острая нехватка товаров и услуг сводила на нет даже те незначительные стимулы к труду, которые еще продолжали существовать. Товарное наполнение рубля с каждым годом снижалось, масса свободных денег увеличивалась. Если в начале 1970-х годов дефицитными товарами были, в основном, предметы длительного пользования, импортные товары, а «перебои» с продовольствием не распространялись на столичные и крупные промышленные города, то на рубеже 1970—1980-х годов ситуация значительно ухудшилась. При сохранении прежнего дефицита, список товаров существенно расширился. Кроме мяса и колбасы, которых традиционно не хватало, периодически из продажи стали исчезать яйца, сахар, подсолнечное масло. Ажиотажный спрос провоцировался слухами о грядущем подорожании чая, кофе, спиртных напитков и т.п.

Дефицитной экономике были свойственны и региональные закономерности: чем дальше от столичного или крупного города, тем длиннее был список дефицитных товаров. Огромный поток иногородних приезжал в крупные города, Москву и Ленинград «за покупками». Появился слой людей, которые совершали такие поездки регулярно с целью перепродажи дефицитного товара в провинции. Ситуация со снабжением села была подвержена сильному влиянию сельскохозяйственных кампаний. Так, если в начале 1970-х годов в сельских магазинах практически отсутствовали предметы одежды и обуви, а ассортимент продуктов питания был крайне скуден, то в годы «продовольственной программы» сельские магазины оказывались порой в лучшем положении, даже по сравнению с городскими. Неотъемлемой частью периода «застоя» стали постоянные очереди. Сначала вставали в очередь, а потом уже спрашивали: «А что дают?» На посещение магазинов для приобретения необходимого минимального ассортимента каждый день в среднем уходил час. Такое ненормальное состояние экономики шло вразрез с потребностями общества. Возникали механизмы саморегуляции, которые должны были компенсировать те или иные ее недостатки. Одним из таких механизмов стала «теневая экономика».

7. СССР после ноября 1982 года.

До последнего дня Брежнев продолжал осуществлять представительские функции. 7 ноября 1982 г. он в последний раз появился на трибуне Мавзолея, приветствуя по традиции парад и демонстрацию трудящихся. Утром 10 ноября Брежнев умер.

Через два дня Пленум ЦК КПСС назначил Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андропова. После смерти Суслова в феврале 1982 г. Андропов стал «главным идеологом партии», что и позволило ему в решительный момент оттеснить потенциального преемника Брежнева — Черненко, бессменного управделами ЦК.

Две основные черты настойчиво высвечивались имиджмейкерами того времени в личности Андропова; его знание венгерской модели социализма и способность «навести порядок». С последним обстоятельством связывала свои надежды большая часть обывателей, которым казалось, что достаточно «пересажать» зарвавшихся чиновников, пресечь разнузданное использование привилегий — и все наладится. Именно в этом направлении были сделаны практические шаги Андропова, сформулировавшего свое кредо в декабре 1982 г. вполне однозначно: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее».

Борьба с нарушениями дисциплины началась «по всем линиям»: был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с «нетрудовыми доходами» и мелкой спекуляцией. Следует отметить, что именно укрепление дисциплины рассматривалось как основное средство решения экономических проблем — повышения производительности труда, эффективности использования производственных фондов и пр. Все сходились во мнении, что эпоха «кадровой стабильности», которая была при Брежневе, приближалась к концу. Страна с напряженным вниманием следила за информационным нововведением — каждую неделю предавалось гласности сообщение «В Политбюро ЦК КПСС». Это, конечно, было снятием многолетнего табу на деятельность высшего партийного органа, но в той обстановке вызывало скорее тревогу и усиливало напряжение в обществе. Судя по немногочисленным выступлениям Андропова, после налаживания производственной дисциплины предполагалось перейти к расширению самостоятельности предприятий, творчески развивая опыт «братских стран». Кроме того, важной составной частью внутренней политики стало «укрепление идеологической дисциплины», что означало усиление цензуры и всесторонней «идеологической работы». Общественная атмосфера с осени 1983 г. становилась все более напряженной в связи со слухами о тяжелой болезни Андропова, его отсутствием на праздновании годовщины Октябрьской революции, пленуме ЦК. Слухи оправдались: 9 февраля 1984 г. Андропов умер.

Андропова сменил давний соратник Брежнева – К. У. Черненко. После смерти Андропова новый генсек, а главным образом его чуткий и внимательный аппарат, постарались все вернуть в наезженную и удобную брежневскую колею. Борьба за дисциплину быстро была свернута, нити дел о коррупции в торговле обрублены на уровне среднего управленческого звена. Зато вместо этого открылась дискуссия о «стадии развития общества», которую теперь предлагалось именовать не развитым, а развивающимся социализмом; началась разработка новой Программы КПСС. Пародия на эпоху «застоя» закончилась со смертью Черненко 10 марта 1985 г.

В этот же день на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев С его приходом к власти в стране начинается период «перестройки».

7. Когда это было:

• Ю. В. Андропов умер 9 февраля 1984.

• Пребывание президента США Никсона в Москве проходило в мае 1972 года.

• Дата начала ввода войск в Афганистан – декабрь 1979 года.

• Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе его заключительный акт- проходило в Хельсинки 1 августа 1975 года.

• В период с 1968 по 1982 годы Генеральным секретарем ЦК КПСС был Л.И. Брежнев.

Список использованной литературы

1. Соколов А.К. , Тяжельников В.С. Курс советской истории. 1941-1991 годы.- М.: Высшая школа, 1999.

2. Орлов А.С. и др. История России. Учебник для вузов.- М.:МГУ.1998.

3. История России. ХХ век./Под ред. А.Н. Сахарова.- М.: АСТ, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(16.3 KiB, 39 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!