Ссемья – ведущий институт социализации

Семья — важнейший институт социализации, т. к. являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образова­тельного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью чле­нов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жи­лища, гигиенических особенностей образа жизни. На­конец, демографический — определяется структурой семьи.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. Если это не сделано или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подро­стковом возрасте, родительское внимание заметно ос­лабевает, уступая место другим факторам — школе, сверстникам и т. д.

Семья является важнейшим фактором социализа­ции не только для детей, но и для взрослых, стариков. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоци­ональное и социальное развитие человека на протяже­нии всей жизни. Физическое развитие связано с налаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии сказывается атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение,  поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуаци­ях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни и новым социальным условиям.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функ­ция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрас­тах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшает­ся, а в старческом возрасте вновь становится домини­рующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в пер­вые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как прави­ло, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой со­циализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умствен­ном развитии ребенка (американский исследователь Блум выявил, что развитие в коэффициенте умственно­го развития детей, выросших в благополучных и небла­гополучных семьях, доходит до двадцати баллов), а так­же влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овла­дении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семей­ных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жиз­ненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-пси­хологической поддержки человека, отчего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самоприня­тия, аспекты и эффективность самореализации.

На процесс социализации членов семьи влияет ее тип.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!