Средства научного познания действительности

15 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

В ходе развития науки разрабатываются и совершенствуются разного рода средства познания: материальные, математические, логические, языковые. Все средства познания – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, математические, логические, языковые средства познания обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных познавательных целей.

Кратко обозначим содержание заявленных средств познания объективной действительности.

Материальные средства познания– это, в первую очередь, приборы для научных исследований. В истории с возникновением материальных средств познания связано формирование эмпирических методов исследования – наблюдения, измерения, эксперимента.

Эти средства непосредственно направлены на изучаемые объекты, им принадлежит главная роль в эмпирической проверке гипотез и других результатов научного исследования, в открытии новых объектов, фактов. Использование материальных средств познания в науке вообще –  микроскопа, телескопа, синхрофазотрона, спутников Земли и.т.д. оказывает глубокое влияние на формирование понятийного аппарата наук, на способы описания изучаемых предметов, способы рассуждений  и представлений, на используемые обобщения, идеализации и аргументы.

Приведем несколько примеров материальных средств познания действительности и вспомним их авторов. Так, Галилей прославился в науке не только своими пионерскими исследованиями, но и введением в науку подзорной трубы. И сегодня астрономия немыслима без самых разнообразных телескопов, которые позволяют наблюдать процессы в космосе. осуществляющиеся за многие миллиарды километров от Земли. Создание в ХХ в. радиотелескопов превратило астрономию во всеволновую и ознаменовало собой настоящую революцию в постижении космоса.

Вспомним, какую огромную роль сыграл в биологии микроскоп, открывший человеку новые миры. Современный электронный микроскоп позволяет видеть атомы, которые несколько десятилетий назад считались принципиально ненаблюдаемыми и существование которых еще в начале века вызывало сомнение. Мы прекрасно понимаем, что физика элементарных частиц не могла бы развиваться без специальных установок, подобным синхрофазотронам. Наукой сегодня активно используются для проведения экспериментов и наблюдений космические корабли, подводные лодки, различного рода научные станции, специально организованные заповедники.

Таким образом, научные исследования невозможны без наличия приборов и эталонов, которые позволяют зафиксировать те или иные свойства реальности и дать им количественную и качественную оценку.

В общественных науках, например, в педагогике, социальной педагогике, к сожалению, специальные научные приборы используются редко. Однако, во-первых,  например, секундомер или обычные часы – а это измеряющие приборы – являются непременным атрибутом практически любого социально-педагогического эксперимента. Во-вторых, массовое внедрение в образование компьютерной техники не только коренным образом преобразует учебный процесс, но и, вслед за этим, делает компьютерную технику средством педагогического познания. В-третьих, организация любого достаточно сложного эксперимента в образовании, например, создание школы нового типа, может потребовать строительство здания особой архитектуры, оснащение школы специальным оборудованием и т.д., что в какой-то мере опосредованно также будет являться средствами педагогического познания.

Математические средства познания.Развитие математических средств познания оказывает все большее влияние на развитие современной науки, они проникают и в гуманитарные, общественные науки. Математика, будучи наукой о количественных отношениях и пространственных формах, абстрагированных от их конкретного содержания, разработала и применила конкретные средства отвлечения формы от содержания и сформулировала правила рассмотрения формы как самостоятельного объекта в виде чисел, множеств и т.д., что упрощает, облегчает и ускоряет процесс познания, позволяет глубже выявить связь между объектами, от которых абстрагирована форма, вычленить исходные положения, получить точность и строгость суждений. Причем математические средства позволяют рассматривать  не только абстрагированные количественные отношения и пространственные формы, но и логически возможные, т.е. такие, которые выводят по логическим правилам из ранее известных отношений и форм.

Под влиянием математических средств познания претерпевает существенные изменения теоретический аппарат описательных наук. Математические средства познания позволяют систематизировать эмпирические данные, выявлять и формулировать количественные зависимости и закономерности. Математические средства используются также как особые формы идеализации и аналогии (математические модели). В описательных науках,  в том числе в теории социальной работы и социальной педагогике, на сегодняшний день пока наибольшую роль играют средства математической статистики.

Математические средства познания можно отнести к специальным средствам обработки результатов научного исследования. Революцию в обработке научной информации и ее передаче производит применение компьютера.

Логические средства.В любом научном исследовании исследователю приходится решать логические задачи: 1) каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений? 2) каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик? 3) как логически анализировать исходные системы научных знаний, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний? 4) каким образом строить научную теорию, позволяющую давать научные объяснение, предсказание и т.д.?

Использование логических средств познания в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет исследователю отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.

Языковые средства. Это важнейшие средства научного познания, язык науки. Это, конечно, и специфическая лексика, и особая стилистика. Для языка науки характерна определенность используемых понятий, категорий и терминов. Стремление к четкости и однозначности утверждений, к строгой логичности в изложении всего материала.

Важным языковым средством познания являются правила построения определений понятий (дефиниций). Во всяком научном исследовании исследователю приходится уточнять введенные понятия и знаки, употреблять новые понятия и знаки. Определения всегда связаны с языком как средством познания и выражения знаний.

Правила использования языка, при помощи которого исследователь строит свои рассуждения и доказательства, формулирует гипотезы, получает выводы и т.д., являются исходным пунктом познавательных действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств познания в научном исследовании.

В исследованиях в области социальной работы существенную роль, как правило, играет соотнесение исследователем языка теории социальной работы со специфическими языками смежных наук – социологии, психологии, педагогики, последнее время – информатики. Кроме того, для исследований социальной работы за рубежом важное значение имеет сопоставление понятийного аппарата в русском и иностранных языках, поскольку даже центральные, ключевые понятия переводятся с одного языка на другой далеко не однозначно.

В современной науке все большее значение приобретает использование «математического языка». Еще Г. Галилей утверждал, что книга Природы написана языком математики. В полном соответствии с этим утверждением вся физика развивалась как выявление математических структур в физической реальности. Что касается других наук. То в них во все возрастающей степени идет процесс математизации. И сегодня это касается уже не только применения математики для обработки эмпирических данных. Арсенал математического языка активно входит в саму ткань теоретических построений буквально во всех науках. В биологии эволюционная генетика в этом отношении уже мало чем отличается от физической теории. Никого уже не удивляет словосочетание «математическая лингвистика». Даже в истории делаются попытки построения математических моделей отдельных исторических явлений.

Рядоположенно со средствами научного познания действительности выступают методы научного познания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!