Средневековые учения нравственности

14 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Этика средневековья имеет по преимуществу аксиологический, т. е. ценностный характер. Главными критериями этой оценки являются представления людей о том, что есть добро и что есть зло. Мораль средневекового западноевропейского общества представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Главная особенность христианской морали – неразрывная связь с догматами вероучения. В самом сжатом виде христианскую мораль можно определить как систему нравственных представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения, тесно связанную с догматами христианского вероучения.

Главным и определяющим в христианской этической концепции является идея любви к Богу. Иисус Христос является идеальным носителем всех лучших нравственных качеств. Христианство культивирует три славных добродетели (Веру, Надежду и Любовь) и определяет семь смертных грехов (тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность). Христианские теологии проповедовали идею о том, что человек способен быть богоподобным, а для этого необходимо менять не мир вокруг себя, а себя. Важнейшая идея христианства – свобода выбора и внутренняя необходимость выбора Бога, как нравственного идеала. Христианство, проповедуя идею равенства перед Богом, также проповедовало идею равных нравственных возможностей, идею равного для всех пути нравственного совершенства.

Учение Аврелия Августина (354–430) стало определяющим духовным фактором средневекового мышления и оказало влияние на всю христианскую Западную Европу. Он и его последователи считали познание бога и божественной любви единственной целью, единственной полной смысла ценностью человеческого духа. Оценка добра и зла в мире, их различение были наиболее проблематичными в философии Августина. Зло происходит от человека, имеет земной характер, добро же проистекает от бога, продукт божьей милости. Человек отвечает за зло, но не за добро. Он утверждал, что тело не является злом, ибо происходит от бога, но в телесных желаниях видел источник зла. Августин имел много последователей.

Защита совершенства Бога и им сотворенного занимала ключевое место в работах Фомы Аквинского (1225–1274). Он полагал, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро. Оно представляет собой обычное небытие, ущербность добра. Субъектом или источником зла является добро. Некоторое зло не портит гармонии вселенной. Напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно. Для обеспечения порядка вселенной необходим порядок справедливости, который требует существования грешников и праведников. По мнению Аквинского достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально. Свобода воли, коренящаяся в интеллекте, позволяет человеку поступать в соответствии с моральными добродетелями. Свобода воли существует лишь тогда, когда ее поддерживает Бог.

Таким образом, христианская мораль основывалась на убеждении, что нравственные нормы должны быть соотнесены с верой в Бога. Вся предшествующая этика взывала к рациональным оценкам: ум, образование, объективные закономерности. Христианство предложило сменить критерий на чувственный. Главный критерий – любовь к ближнему. Эта смена критерия расширила социальную базу формирования морали. Наряду с доминирующей религиозной моралью в средневековом обществе присутствует светская мораль, которая строилась на строгом соблюдении норм соподчинения и правил поведения, характерных для существовавших сословий. Наиболее ярко выделялась рыцарская мораль. Ее особенностью была ориентация на внешние проявления: красота и привлекательность. По одежде определялось социальное положение рыцаря. Признаками благородства являлись длинная родословная, верность сеньору и своим обязательствам. Исключались предательство, вероломство и жадность. Скупость приводила к потере звания, положения и исключение из общества.

Свои представления о нравственности складывались в крестьянских массах. Мораль крестьян формировалась из привычки к подчинению, смирению, покорности. В то же время нравственное самосознание способствовало проявлению чувства стихийного возмущения и протеста. Таким образом, мораль средневековья не была единой. В ней присутствовали религиозные и светские нравственные нормы и принципы, официально провозглашаемые и реально действующие отношения.

В позднем средневековье оформляется культура эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.), провозгласившая принцип гуманизма. Моральная норма переориентируется с теоцентризма на антропоцентризм. Человек предстает как центр мироздания. Как и в раннем средневековье в человеке превыше всего ценится богоподобие. Однако оно понимается не как бесстрастие и смиренность, а как свобода и способность к творчеству. Путь к Богу лежит не через аскетическое укрощение страстей, а через гармоническое развитие души и тела. Религиозный аскетизм сменился жизнелюбием. Ханжеская строгость уступила место свободе нравов. Личность рассматривается в его уникальности и неповторимости. Человек освобождается от авторитарной опеки церкви. Основополагающим критерием и принципом морали стал антропоцентризм. Оригинальность и яркая индивидуальность предстают особо значимыми в системе моральных ценностей. В работах Н. Макиавелли (1469–1537), Т. Мора (1478–1535), Э. Роттердамского (1469–1536), М. Монтеня (1533–1592) получает отражение социальная, гражданская тематика в нравственной культуре. М. Монтень предпринял попытку четкого определения многих этических понятий, категорий и ценностей.

В эпоху Реформации ведущим принципом протестантизма стал девиз: «Каждый сам за себя. Один Бог за всех». Основоположники протестантизма М. Лютер (1483–1546) и Ж. Кальвин (1509–1564) утверждали, что спасение людей находится в их собственных руках. Ответственность за судьбу есть нравственные усилия самого человека. Лютеранский принцип «оправдания верой» предусматривал возможность противостояния и преодоления склонности к греху посредством праведного образа жизни. Протестантская этика способствовала духовному освобождению индивида от влияния церкви. В результате человек оставался один на один с богом и его нравственным авторитетом. Между человеком и Богом устанавливается и ведется постоянный диалог. Это способствует восприятию человека автономным существом. Индивид вправе самостоятельно осуществлять моральный выбор.

Восприятие труда как кары за искупление греха изменилось кардинальным образом. Восприятие торговли как аморального вида деятельности сменяется поощрением стремления к достижению прибыли. Самосовершенствование человека увязывается с трудовой деятельностью. Успех в труде выступает как богоизбранность. Профессиональное призвание к конкретному виду деятельности рассматривается как Божественный призыв, а профессиональное самосовершенствование предстает как моральный долг перед Богом. Наивысшей моральной ценностью в протестантизме предстает трудолюбие. Основу морали составили бережливость и приумножение капитала (получение меньшей прибыли – грех, ибо человек не смог использовать отпущенные Богом ему возможности). По сути своей протестантизм заложил основы этики бизнеса.

В целом этика эпохи Возрождения и Реформации предопределила и сыграла основания для оформления нравственных учений Нового времени.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!