Средневековая культура в странах Европы

19 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Особыми путями шло развитие средневекового искусства в других странах Европы: в Англии, Нидерландах, Испании, Прибал­тике.

Это относится и к архитектуре. В готике этих стран, за исклю­чением Англии, плоскость стены была фактически уничтожена, витражи разъедали стену — они просвечивали и нарушали плос­кость.

В Англии же в готических зданиях плоскость стен сохранялась, но обильно украшалась декором из перпендикулярных форм, поче­му этот стиль и получил название «перпендикулярной готики».

В Испании складывание средневековых форм происходит под постоянным воздействием мавританского искусства, поскольку эта страна долгое время находилась под владычеством мавров. Для испанской архитектуры характерно изобилие декора, покрывающе­го стены, колонны, своды. Примером испанской скульптуры может служить изображение царя Давида в тимпане знаменитого собора монастыря Сантьяго де Кампостелла. Жадное чувство массы камня, его весомости вступает в нем в противоречие с орнаментальностью складок одежды и создается острая контрастность абстрактного и чувственного начал, приводящая к преувеличенной экспресии об­раза.

Средневековый стиль в Прибалтике воплощается в формах значительно более спокойных и прозаичных, более близких городам Ганзы и маленьким, возникшим в Средние века немецким городкам, вроде Берка в окрестностях Эйзенаха, которому насчитывается более 1200 лет, с типичными городскими воротами, культовыми и светскими постройками. Упоминание и описание этого городка относится к 786 году в «Бревиарии Лулли», названном так по имени монастырского хрониста Луллоса.

Более яркий и известный пример являет город Кведлинбург, история которого восходит к Х столетию и связана с именем первого немецкого короля Генриха I, прозванного Птицеловом. Здесь во многом сохранился средневековый облик города (теперь он отчасти восстановлен) с его узкими улочками, центром всякого подобного города - Торговой площадью, церквями XII—XIII веков, ра­тушей, замком, традициями городских празднеств (праздник цве­тов и т. п.).

Город Тангермюнде известен по гравюре более чем трехсотлет­ней давности. Судя по этому изображению многое сохранилось здесь от Средних веков — те же приметы тогдашнего города.

В Прибалтике более других сохранил свой средневековый облик старейший город Таллинн. В X—XII вв. он стал торговым центром на пути «из варяг в греки». Упоминание о нем относится к 1154 году у арабского географа Идриси. В 1219 году город захватили датчане, а в 1227 году он подчинился ордену рыцарей-меченосцев. Именно в это время на месте древнего городища была построена крепость, а перестроена она была в 1347 году, когда Эстония оказалась под властью Ливонского ордена. Именно тогда окончательно сложился ансамбль Вышгорода, основная достопримечательность Таллинна. Его крепостная стена, тянувшаяся два с половиной километра, сохранилась на три четверти. Ратуша — образец монументальной готики, редкой в Северной Европе (XIV—XV вв.). Оригинален и прекрасный флюгер ратуши — «Старый Тоомас». Достопримеча­тельностью города является также аптека начала XV в., не только сохранившаяся, но и действующая. Церковь Нигулисте (св. Николая) относится к концу XII в. и представляет своеобразный вариант готики с треугольным фронтоном фасада. Церковь Олевисте (1237) — одно из самых высоких зданий средневековой Европы (124 м).

Однако классической страной готики остается Франция, хотя в различных ее частях архитектура развивается по-разному: в Нор­мандии она проще, на северо-востоке обладает наиболее характер­ными признаками, а на юге в интерьерах церквей ощущается все большая тяга к единому пространству, напоминающему о влиянии античности. Это влияние чувствуется и в скульптуре, приобретаю­щей самостоятельность, независимость от архитектуры, монумен­тальность.

Возможно, изменения, наблюдаемые в изобразительном искус­стве и архитектуре, в некоторой степени отражают изменение ментальности в рассматриваемый период.

Один из самых прославленных мыслителей конца XIII века — английский философ Иоанн Дунс Скот, профессор Оксфордского и Парижского университетов. Скот был противником Фомы Ак-винского, во многом последователем Августина и, главное, знато­ком античной философии, особенно Аристотеля. Скот защищал «практические цели» и, что самое важное, считал существенными индивидуальность и активность мышления. Учение Скота в даль­нейшем обрело сторонников в среде францисканцев, а потом и светских философов. Скот предвосхитил последующую эпоху Воз­рождения с ее фундаментальной идеей величия человека, активно­сти действия.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!