Средневековая культура России в IХ-XVII вв.

2 Сен 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Основные черты русской средневековой культуры определяют­ся, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свой­ственным ей способом производства, с другой - конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее со­циального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами.

Характерная особенность феодального способа производства -низкий уровень и замедленные темпы развития производитель­ных сил.

Основу его составляли сельское хозяйство, главное место в котором занимали земледелие, хлебопашество со свойственными для того времени рутинностью техники, повторяемостью хозяй­ственных циклов. Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспе­чивало успех хозяйственной деятельности. Отсюда такая особен­ность мировосприятия средневекового человека, как представле­ние о том, что в мире ничего не меняется, все в нем только по­вторяется, движение совершается по замкнутому кругу. Консер­ватизм, господство традиции, высокий авторитет опыта прошлых поколений порождали и специфическую черту средневековой культуры - традиционализм. Эта черта проявилась во всех сфе­рах культуры (например, роль прецедента в праве, постоянная апелляция к старине в политической жизни, что предопределило особую роль летописания, и т.п.).

Конечно, не следует делать вывод о полной неподвижности средневековой культуры, о ее неизменности в течение веков. Она развивалась, а в основе ее развития лежало естественное стрем­ление человека к совершенствованию материального и духовного бытия, производства. Но все новое, что появлялось в культуре, всегда встречалось с недоверием и поэтому зачастую было вы­нуждено апеллировать к старине, рядиться в одежды старого.

Другая черта феодального способа производства - господство натурального хозяйства. Следствием хозяйственной обособлен­ности была разобщенность людей, целых регионов. Отсюда ха­рактерные черты средневековой культуры, как ее замкнутость, локальность, большая роль местных традиций. Личная зависи­мость крестьян от феодалов, утверждение и господство крепост­ничества сформировали и соответствующее средневековью мыш­ление с его авторитарностью - подчинением человека властям, традициям, догматам религии.

Хранителем традиций в средневековье являлась прежде всего народная культура. Эти традиции, уходящие в глубокую древ­ность, питали и господствующую культуру, придавая ей специ­фические, присущие лишь данной народности черты.

Наиболее заметная черта средневековой культуры - господ­ство в ней религии, которая, пронизывая все ее сферы, выступа­ла как интегрирующий ее элемент, придавала ей определенную цельность. Деятельность церкви являлась одним из важных фак­торов, обеспечивавших и поддерживавших господство религиоз­ной идеологии. Степень господства религии в культуре средневе­ковья во многом определялась силой и влиянием церкви во всех сферах общественной жизни, что в первую очередь зависело от характера складывавшихся отношений между церковью и госу­дарством.

При изучении конкретного материала по истории русской средневековой культуры неизбежно встает вопрос о влиянии церкви на культурно-исторический Процесс, об оценке ее куль­турной деятельности. Однозначного ответа здесь быть не может.С одной стороны, церковь стимулировала развитие отдельных сфер культуры (письменность, архитектура, живопись и другие), ис­пользуя арсенал их средств для пропаганды религиозной идеоло­гии. С другой, подчинение этих сфер культуры интересам церкви, установление строжайшего контроля и регламентации в конеч­ном счете сковывали их развитие. Оценка роли церкви в развитии культуры должна быть конкретно-исторической, она не может быть одинаковой и однозначной по отношению к разным перио­дам. Столь значительное место, которое занимала религия в средневековой культуре, не приводило, однако, к полному и без­раздельному господству церкви в этой сфере жизни общества.

Во-первых, христианство не могло вытеснить язычество, потому что эти две религии отражали разные стороны жизни человека:

язычество касалось взаимоотношений человека с природой, а христианство - взаимоотношений между людьми. Поэтому в средневековой культуре всегда сохраняется значительный пласт, связанный с языческими верованиями и представлениями. Во-вторых, отражавшееся в религии бессилие человека перед лицом довлевших над ним природных и общественных сил никогда не было абсолютным, оно выступало лишь как одна из сторон обще­ственного бытия, в котором всегда была другая сторона - тенден­ция к познанию и преобразованию объективного мира.

Наряду с религиозным миросозерцанием всегда существовало, хотя бы в виде элементов, мировоззрение рационалистическое. Поэтому и в феодальном обществе господствовавшей феодально-клерикальной культуре противостояла культура, ориентировав­шаяся на светское, рационалистическое мировоззрение, наследо­вавшая и развивавшая тот положительный опыт, который имелся в народной культуре и являлся результатом практической дея­тельности, прежде всего в сфере материального производства. Противоречие между светскими элементами культуры и преоб­ладавшим религиозным миросозерцанием - основное противоре­чие в культуре средневековья, определявшее линию борьбы в ней разных направлений и тенденций и являвшееся источником ее развития. Эта борьба демократических, светских элементов про­тив церковно-богословского засилья в культуре и привела в кон­це концов к победе светского направления. Большую роль в этом сыграли города.

Города в средневековье - центры ремесла и торговли, обмена товарами, а значит, идеями и знаниями. Для ремесленного произ­водства характерны меньшая зависимость от внешних сил приро­ды, большая роль личного опыта ремесленника, его личной ини­циативы. Круг общения горожанина, а следовательно, и его кру­гозор были значительно шире, нежели у сельского жителя. Ре­месленные изделия, полученные в результате обмена, являлись носителями информации о новых технических приемах и техно­логиях.

Развитие торговли вело к необходимости совершенствования знаний в области математики, этнографии, мореплавания, строи­тельного дела и т.п. Все это - область конкретного, практическо­го, внерелигиозного знания. Особенно велика роль торговли в установлении и развитии связей с культурами других народов, во взаимном обмене культурными достижениями. Именно городс­кая культура воплощала все новое, прогрессивное в средневеко­вой культуре вообще. Поэтому от уровня и темпов развития го­родской жизни зависели уровень и темпы развития всей культуры в целом.

Понятие "средневековая культура" не тождественно понятию "культура феодального общества", так как 'феодализм на протя­жении длительного времени своего существования претерпевал важные изменения, отражавшиеся и на развитии культуры.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!