Способы расширения масштабов занятости и минимизации безработицы

9 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Безработица в России обусловлена структурными сдвигами в экономике и характеризуется высоким уровнем скрытой безработицы, ее протеканием на фоне снижения показателей рождаемости населения, дифференциацией границ в структуре потребления различных социально-экономических групп населения, ненасыщенностью товарного рынка продукцией отечественного производства. Показатели уровня потребления продуктов питания населением России значительно ниже таковых в экономически развитых странах. Ни по одной товарной группе, кроме хлеба и картофеля, не достигнуто уровня потребления, равного рациональным нормам потребления.

Несмотря на плачевную картину уровня жизни большей части населения, в настоящее время в России существуют объективные предпосылки для наращивания производства, поскольку товарный рынок России далек от насыщения (в отличие от Запада)1; после кризиса 1998 г. уровень импорта на потребительском рынке значительно снизился.

В создавшихся условиях важнейшая задача отечественных производителей - изучение характеристик платежеспособного спроса населения. Особая роль в решении указанных проблем отводится маркетинговой деятельности по изучению потребительского рынка. Спрос на труд формируется исходя из тенденций расширения спроса на конечную продукцию и вследствие увеличения масштабов производства. В связи с этим появляется необходимость в разработке ко'мп-лексной методики изучения платежеспособного спроса населения региона как основы расширения производства и увеличения масштабов занятости.

Данные официальной статистики относительно состояния рынка труда достаточно ограниченны. Вместе с тем существует необходимость использования их в качестве основы выдвижения рабочих гипотез для дальнейшего изучения проблем на рынке труда и потребительском рынке.

По мнению А. Е. Кочемасова, особенностями информационного обеспечения рынка труда являются достаточно большой объем, неполнота и недостоверность информации1. В настоящее время данную проблему можно решить использованием новейших технологий обработки данных (Data mining), позволяющих работать с громадными массивами информации. Однако вследствие неполноты и недостоверности данных результаты, полученные на выходе, нельзя применить для принятия эффективных управленческих решений на рынке труда.

В связи с этим в экономической литературе стало уделяться особое внимание социологическим и маркетинговым исследованиям рынка труда.

Большинство авторов указывают на зависимость рынка труда от функционирования других рынков - товарного, образовательных услуг, жилья и т. д., но методики их взаимодействия и изучения отсутствуют. Рынок труда достаточно регионализирован. Для его изучения и разработки политики занятости необходимо учитывать особенности региональной конъюнктуры рынка труда и развития отраслей народного хозяйства; уровень жизни населения, в частности, объем, структуру и дифференциацию доходов и расходов населения, уровень потребления потребительских товаров и услуг (данные показатели влияют на процесс воспроизводства рабочей силы); традиционную специфику региона; объем и структуру экспорта и импорта в регионе и т. д.

Объективный фактор, обусловливающий изучение потребительского рынка, - неудовлетворенный платежеспособный спрос. Изучив объем и структуру неудовлетворенного платежеспособного спроса региона на соответствующие товары потребительского назначения и услуги, можно:

- дать рекомендации по наиболее полному удовлетворению спроса населения путем открытия новых производств товаров и/или услуг;

- дать рекомендации по улучшению качества товаров и/или услуг, представленных на рынке;

- выявить дифференциацию в объеме и структуре денежных доходов и расходов населения, уровень потребления продуктов питания в регионе в различных социально-экономических группах, что может быть использовано при разработке макроэкономической политики на уровне региона и позиционировании вновь производимых товаров (услуг);

- предпринимателям на основе полученных первичных данных повысить конкурентоспособность предприятий; используя информацию из первоисточника, они могут сэкономить время и учесть требования потребителей относительно характеристик товара лучше, чем их конкуренты.

Обострение конкурентной борьбы, быстрое и непредсказуемое изменение установок потребителей выдвигают перед предприятиями новые требования к разработке методов изучения и контроля за постоянно изменяющимися условиями рынка. Данную задачу можно решить путем регулярного сбора и анализа информации о динамике потребительского спроса, в частности, об объеме и структуре неудовлетворенного потребительского спроса как основы увеличения масштабов производства, следовательно, расширении масштабов занятости и минимизации безработицы.

Поскольку основой для увеличения масштабов производства и расширения занятости является платежеспособный потребительский спрос, необходимо разработать инструменты по его изучению.

В экономической литературе существует множество методик изучения спроса населения на потребительские товары и услуги, но они достаточно разрозненны и, в основном, применимы для изучения спроса в целях разработки маркетинговых мероприятий конкретного предприятия. Уделяется внимание вопросам влияния потребительского спроса на структуру промышленного производства, оптимизации численности производственных работников предприятия в условиях неустойчивого спроса на продукцию (сезонного характера). Однако методика комплексного изучения товарного рынка региона с целью выявления именно неудовлетворенного потребительского спроса населения отсутствует.

Данная методика может выступать в качестве одного из элементов информационной поддержки регионального рынка труда.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!