Способы подавления раздражения

Прежде всего, советуют психологи, надо научиться относиться к собственному раздражению спокойно, не делать из этого трагедии, не лелеять свое плохое настроение, а еще необходимо научиться снимать свое напряже­ние, нанося наименьший урон окружающим. Запомните, что ни «рюмочка», ни сигарета желаемого эффекта не дадут.

Заземлить «отрицательный заряд» может в определен­ной степени мышечная нагрузка. Вы, наверное, замеча­ли, что в состоянии напряжения все мышцы тела тоже напряжены, руки сами сжимаются в кулаки, сводит гри­масой гнева мышцы лица. Активные движения позволя­ют сбросить это напряжение — разрядиться.

Хорошо помогает контрастный душ, снимает напряже­ние теплая ванна. Неплохой эффект дает психомышечная релаксация с элементами аутотренинга, который прово­дится в специальных группах под руководством специа­листов.

Положительное влияние оказывают йога, гимнастика, бег. Однако физиологическая саморегуляция хотя и по­давляет, смягчает реакции раздражения, но не исключа­ет причину их возникновения.

Более эффективным является не подавление раздра­жения, а возможность «канализовать» его, т.е. направить по менее опасному руслу, используя так называемый тре­нинг агрессивности. Это особым образом разработанная система упражнений, в которых человек учится распо­знавать в себе агрессивные тенденции, скрытые и явные, осознанные и неосознанные.

А это неизбежно связано с проникновением во внутрен­ний мир — свой и других людей, что способствует лучше­му само- и взаимопониманию. Участники таких занятий овладевают полезными навыками общения, в частности, обучаются специальным ритуалам выражения гнева, не­довольства и повседневных отношений с окружающими.

Чувство юмора. Подчас мы слишком серьезно относимся к тому, что происходит с нами в быту, и слишком часто принимаем на свой счет то, что вовсе и не нам адресовано.

Лучшее средство для эмоциональной разрядки — чув­ство юмора. Умейте «первым посмеяться над собой», попробуйте посмотреть на себя со стороны. Ведь когда мы чаще всего обижаемся? Именно тогда, когда другим удается указать на те недостатки, которые мы пытаемся скрыть от себя и от других. И чем лучше мы себя знаем, чем критичнее к себе относимся, тем труднее нас обидеть и испортить настроение.

Стоп-упражнение. Весьма эффективным способом регуляции своего на­строения, в том числе безотчетного возбуждения, раз­дражения, которые почти всегда ведут к возникновению конфликтной ситуации и ссоры, может быть так назы­ваемое стоп-упражнение. Освоить его при желании мо­жет каждый, это не представляет трудности в методиче­ском плане.

Первый шаг — научиться останавливать себя у грани­цы, на грани выплеска эмоций и чувств. (Команда самому себе «Стоп!»)

Следующий шаг — вопросы «зачем?», «стоит ли?». Именно в этот момент необходимо посмотреть на себя как бы со стороны. И тогда наверняка станет ясно, что разъя­ренный тип с гримасой гнева на лице и сверкающими гла­зами разгорячился из-за пустяка, а дело выеденного яйца не стоит: его (это дело) можно решить гораздо проще, без эмоций либо просто не обратить внимания.

С первого раза этот маневр вряд ли удастся, но потре­нируйтесь — и удовлетворение от собственной сдержан­ности, терпимости, умения взять себя в руки будет значи­тельно большим, чем разрядка от ссоры.

При этом обязательно контролируйте свой лексикон. Постарайтесь в любых ситуациях исключить из своей речи «сильные» выражения и ярлыки — и вы увидите, что даже в конфликтной ситуации корректность в выра­жениях своих чувств позволяет избежать ссоры.

Приветливость и доброжелательность. Мы говорим, что раздражение накапливается поч­ти с неизбежностью, но воспитанный человек старается управлять своим состоянием, «не срывать зло» на окру­жающих, не портить им настроение, а если и проявляет несдержанность, то осознает это как свой недостаток. Правда, бывает и так, что люди просто не придают значе­ния некоторым свойствам своего характера, которые мо­гут отрицательно влиять на окружающих.

Но бывают и такие ситуации, когда крик свидетель­ствует: «Ах, как я зол, и лучше будет выполнить любое мое требование, подчиниться», и мы пасуем перед грубостью, хамством, а иногда и пытаемся этого человека оправдать, вместо того чтобы поставить его на место и не ходить це­лый день в подавленном настроении (правда, сделать это нужно очень корректно, вежливо, но достаточно твердо).

Не только словом можно обидеть окружающих; на наши мимику, жесты, выражение лица также реагируют те, кто находится рядом с нами. Конечно, житель большо­го города в городской суете, напряженном рабочем ритме испытывает огромную эмоциональную перегрузку. «Тут уж не до улыбок», — скажете вы. Оглянитесь — и вы уви­дите: действительно приветливое выражение лица, а тем более улыбка в нашей повседневной жизни, и особенно в общественных местах, в транспорте, — редкость.

А можем ли мы быть приветливыми со всеми, с кем встречаемся в течение дня: и на работе, и в общественном месте, и в транспорте, и дома? Может быть, наша «отключенность» от окружающих это своеобразная защита? На­верное, это в определенной степени так. Но где же выход? Неужели дефицит доброты и внимания, приветливости и доброжелательности будет расти? Если у нас нет сил (или не хватает их) делать это осознанно, то, может быть, правила вежливости следует довести до автоматизма, и вежливая улыбка манекена будет постоянной? Навер­ное, нет.

Все-таки подлинно культурный человек не тот, кто овладел необходимыми навыками вежливости и учтиво­сти, а тот, для кого высокая культура поведения — ор­ганическая потребность, единственно возможная форма поведения.

И еще. Посмотрим на себя со стороны: не слишком ли мы сами раздражительны и угрюмы, неприветливы? Мо­жет быть, мы говорим чересчур громко, безапелляцион­но, нервозно? Не утомляем ли мы окружающих своими поучениями? А самое главное — всегда ли мы выполня­ем свои требования к окружающим и следуем ли мы им сами? Ну, как? Есть над чем задуматься? А можете вы от­нестись к своим недостаткам серьезно, оценивая себя при этом с юмором?

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!