Способности. Биологическое и социальное в структуре способностей

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его оп­ределений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:.

  1. Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных .психических процессов и состоя­ний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся оп­ределений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
  2. Способности представляют собой высокий уровень разви­тия общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспе­чивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
  3. Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это опре­деление принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Способностей довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биоло­гически обусловленные) и специфические человеческие способ­ности, имеющие общественно-историческое происхождение, это — высшие, культурно обусловленные способно­сти, свойственные лишь человеку: художественные, музыкаль­ные, лингвистические, математические, инженерные и ряд Дру­гих. Они имеют иное происхождение, формируются и развива­ются иначе, чем те, которые имеют явно выраженные биологи­ческие задатки и непосредственно зависят от созревания тех или иных органических структур. Условиями и предпосылками развития у человека социальных способностей являются следу­ющие обстоятельства его жизни:

  1. Наличие общества, социально-культурной среды, создан­ной трудом многих поколений людей. Эта среда искусственна, включает множество предметов материальной и духовной куль­туры, обеспечивающих существование человека и удовлетворе­ние его собственно человеческих потребностей.
  2. Отсутствие природных задатков к пользованию соответству­ющими предметами и необходимость обучения этому с детства.
  3. Необходимость участия в различных сложных и высоко­организованных видах человеческой деятельности.
  4. Наличие с рождения вокруг человека образованных и ци­вилизованных людей, которые уже обладают необходимыми ему способностями и в состоянии передать ему нужные знания, уме­ния и навыки, располагая при этом соответствующими средст­вами обучения и воспитания.
  5. Отсутствие с рождения у человека жестких, запрограмми­рованных структур поведения типа врожденных инстинктов, незрелость соответствующих мозговых структур, обеспечивающих функционирование психики, и возможность их формирования под влиянием обучения и воспитания.

Каждое из названных обстоятельств является необходимым для превращения человека как биологического существа, с рож­дения располагающего некоторыми элементарными способно­стями, свойственными и многим высшим животным, в соци­альное существо, приобретающее и развивающее в себе собст­венно человеческие способности. Социально-культурная среда позволяет развивать способности, обеспечивающие правильное пользование предметами материальной и духовной культуры и развитие необходимых для этого способностей (они формиру­ются и совершенствуются в процессе научения пользованию соответствующими предметами). Необходимость включения в специфически человеческие виды деятельности с раннего дет­ства вынуждает родителей заботиться о развитии у детей нуж­ных для них способностей, а впоследствии, когда сами дети становятся взрослыми, создает у них потребности в самостоя­тельном приобретении соответствующих способностей. Окру­жающие ребенка взрослые люди, в большинстве своем уже об­ладая необходимыми способностями и средствами обучения (в виде готовых предметов материальной и духовной культуры, которыми надо научиться пользоваться), обеспечивают непре­рывное развитие нужных способностей у детей. Они в свою очередь с готовностью принимают соответствующие учебные 'и воспитательные воздействия, быстро усваивают их благодаря пла­стичному и гибкому, приспособленному к научению мозгу. Те задатки, которые необходимы для развития человеческих спо­собностей, под влиянием всего этого складываются у ребенка довольно рано, примерно, к трем годам, обеспечивая в дальней­шем уже не природное, а социальное его развитие, включая становление множества таких способностей, аналога которым нет даже у весьма высокоразвитых животных.

Утверждение о том, что у человека нет готовых биологиче­ских задатков к развитию социальных способностей, не означа­ет отсутствия у этих способностей анатомо-физиологической основы тогда, когда они становятся полностью развитыми. Эта основа есть, но также не является врожденной. Она представ­лена так называемыми функциональными органами, представля­ющими собой прижизненно складывающиеся нервно-мышечные системы, анатомически и физиологически обеспечивающие фун­кционирование и совершенствование соответствующих способностей. формирование функциональных органов у человека ста­новится, важнейшим принципом его онтогенетического морфофизиологического развития, связанного со способностями.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, дол­жны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельно­сти, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей мож­но выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготов­ка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нуж­ная способность. Все эти процессы могут протекать параллель­но, в той или иной степени накладываться друг на друга. По­пробуем проследить эти этапы на примере развития таких спо­собностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме пред­ставленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6—7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функ­циональная дифференциация отдельных участков коры головно­го мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирова­ния и развития у ребенка общих способностей, оиределенный уровень которых выступает в качестве предпосылки- (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинает­ся уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продол­жается в школе, особенно в младших и средних классах. Пона­чалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает ока­зывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей перво­начальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразитель­ные, иные творческие способности. Занятия различными видаг-ми творческих игр в дошкольном детстве приобретают Особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей высту­пает комплексность, т.е. одновременное совершенствование не­скольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Раз­вивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повы­шении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответст­вующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как орга­ническая часть входит в интеллектуальные, межличностные, мно­гие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в ко­торые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего разви­тия его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развиваю­щей способности человека. Эти требования следующие: твор­ческий характер деятельности, оптимальный уровень ее труд­ности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение по­ложительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптималь­ной трудности, т.е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что

Важным моментом развития человеческих способностей явля­ется их компенсируемость, причем это относится даже к тем спо­собностям, для успешного развития которых необходимы врож­денные физиологические зацатки.А.НЛеонтьев показал, что опре­деленного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспо­соблено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух тра­диционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений нау­чить человека интонировать звуки, т.е. воспроизводить их часто­ту при помощи сознательно контролируемой работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувстви­тельность и человек оказывается в состоянии различать звуки раз­ной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!